Курсовая теория на тему Духовный мир древних греков и римлян. Представление Плавта о семейно-брачных отношениях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Взаимоотношения мужа и жены 7
1.1. Отношение автора к мужу и жене 7
1.2. Каким должен быть муж 8
1.3. Какой должна быть жена 11
1.4. Обязанности мужа и жены 13
Глава 2. Взаимоотношения родителей и детей 16
2.1. Отношение отцов и детей 16
2.2. Отношение матерей с детьми 18
Заключение 20
Список литературы 21
Введение:
Введение
Данная работа представлена параметрами «новой культурной истории», которая обращена к изучению ментальности людей минувших эпох. Восприятие любви и брака человеком античного общества является одним из важнейших ее направлений.
Изучение бытовых, семейно-брачных, духовных аспектов жизни греков и римлян через в русле истории повседневности, актуально еще и потому, что в исторической науке отсутствуют источники, в которых бы были описаны бытовые, духовные и семейно-брачные отношения, именно поэтому привлечение трудов Тита Макция Плавта (ок. 250 – 184 гг. до н. э.), содержательный аспект которых связан с бытовыми, семейными и духовными реалиями, дает нам выстроить конструктивную картину жизни древних греков и римлян. Именно поэтому, в качестве источников для написания данной работы были взяты произведения одного из самых популярных римских комедиографов — Плавта, который является автором пьес, написанных по сюжетам греческих комедиографов, но насыщенных сугубо римскими бытовыми и социальными реалиями.
Автор не был поэтом аристократических слоев римского общества, и в его комедиях отражена система ценностей средних и низших кругов римских граждан. Все дошедшие до нас произведения Плавта (20 полных пьес и одна – во фрагментарном состоянии) были проанализированы по содержанию, чтобы полностью отразить тему данного исследования.
Объектом данной работы выступили семейно-брачные отношения древних греков и римлян.
Предмет исследования — особенности представления семейно-брачных отношений древних греков и римлян в произведениях Плавта.
Цель исследования — проанализировать представления древних греков и римлян о семейно-брачных отношениях в произведениях Плавта.
Задачи исследования:
1. на основе произведений Плавта изучить взаимоотношения мужа и жены,
2. выявить детско-родительские отношения по произведениям Плавта.
Хронологические рамки исследования определены кондом III — первой половиной II в. до н. э., то есть временем, когда Рим начал своё превращение в крупнейшую мировую державу, что не могло не сказаться на его политическом, экономическом и социокультурном развитии и, в частности, на его культуре повседневности, связь шторой с коренными процессами исторического развития представляется гораздо более отчетливой, чем во многие другие эпохи.
Материалом исследования послужили следующие источники:
— Основной источник: художественные произведения Тита Макция Плавта . Как показал анализ всех комедий Плавта, она была одной из важнейших ценностей для римлян республиканского периода. Упоминания о ней можно встретить почти в каждой пьесе римского комедиографа. Наиболее типичными в этом плане комедиями считаем: «Амфитрион», «Ослы», «Касина», «Шкатулка», «Два Менехма», «Три монеты»;
— Дополнительные источники, имеющие контекстуальную связь с предметом исследования: художественные произведения Публия Теренция Афра , речи Катона Старшего и Марка Туллия Цицерона , сочинения Тита Ливия и Колумеллы .
Обращение к дополнительным источникам в ходе данного исследования оправдано тем, что произведения Плавта поднимали проблемы, имевшие широкое социокультурное значение, которое по-разному актуализировалось авторами не только республиканской, но и императорской эпохи.
1. Обобщающие труды по политической и социально-экономической истории Римской республики:
— религиозные аспекты жизни: Е. М. Штаерман ;
— социально-экономической сферы жизни: Б. С. Ляпустин и В. М. Смирин ;
— ментальность римлян и греков: Ф. Ф. Зелинский , П. Грималь ;
— культура повседневности: Т. А. Бобровникова и Ю.Я. Топчиян ;
— ценностные ориентации римлян: Г.С. Кнабе , С. Л. Утченко .
2. Изучение творчества Плавта: М.Л. Гаспаров , А. Б. Горштейн, К. П. Полонская , Л. И. Савельева .
Анализ источников (комедия Плавта) на основе поставленных задач производился следующим образом:
1. комедии
2. Плавт
Заключение:
На основе анализа комедий можно сделать вывод, что:
1) Плавт считал семью хранительницей «добрых обычаев», традиции которых передавались из поколения в поколение. По мнению Плавта, семья строго патриархальная, где доминирует отец, а после его смерти — сыновья. Но большую роль в семье сыграло приданое жены, наложившее отпечаток на семейные отношения. Таким образом, для Плавта отец — глава семьи, а жена — его любовница в доме, но находившаяся под его властью.
2) По мнению Плавта, несмотря на роль главы семьи, мужчина мог оказаться в подчинении жены, в зависимости от богатого наследства. Плавт призывал не совершать браки с учетом приданного.
3) Плавт развивает эту идею дальше, утверждая, что жениться на бездомной женщине намного лучше, чем на богатой, поскольку жена из бедной семьи будет во всем подчиняться своему мужу, а жена с приданым может только опустошить его: не скажет
4) Мать с детства готовила дочь стать достойной женой, а воспитанием сыновей занимался исключительно мужчина.
На фоне сюжетной линии вырисовывались типичные для его времени явления: конфликт поколений, вопросы воспитания, похищения детей, в частности девочек и продажи их сутенёрами, отношения мужа и жены, проблема корыстного роста и институт гетеризма. Эти проблемы решались в Греции и Риме на основе действующих законов, но приоритет отдавался многовековым традициям и религиозным заповедям.
В заключение следует отметить, что Плавт, рисуя негативные образы, высмеивал пороки, существующие в его обществе; таким образом, он хотел сохранить традиционные семейные отношения, укрепить положение патриархальной семьи, значение которой было очень значительным для римлян в республиканский период, даже несмотря на существование внебрачной любви.
Таким образом, для римлян вопросы повседневной и частной жизни в Римской республике во II веке до нашей эры. стать приоритетом. Семья должна сохранять старые римские традиции и патриархальные устои, с одной стороны, а с другой — давать больше свободы детям, особенно сыновьям. Что касается «конфликта поколений», то это желание сыновей как можно скорее обрести свободу в определении своей личной и общественной жизни. Соответственно, все события в римско-греческой комедии разыгрывались в двух-трех семьях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Взаимоотношения мужа и жены
1.1. Отношение автора к мужу и жене
Плавт считал семью хранительницей «добрых обычаев», традиции которых передавались из поколения в поколение. Семья считалась патриархальной, и в ней главой семьи был мужчина. Все остальные были под его властью. За проступки отец мог сам наказать члена своей семьи, но в разумных пределах, поскольку очень строгие родители осуждались обществом. Как мы читаем в источниках, отец мог отдать свою дочь замуж или развестись, продать в рабство своих детей. Сыновья могли получить власть только после смерти отца.
В то же время обычаи требовали строгого, но бережного отношения к дому; слишком суровые родители были осуждены общественным мнением. Сравнивая греческий и римский брак, следует отметить, что римский брак был намного ближе к современной концепции брака, чем греческий, из-за большей свободы и большего уважения, которыми пользовались римские женщины в семье. Замужняя римлянка, матрона, как и гречанка, была полноценной домохозяйкой, но, в отличие от нее, вела открытый образ жизни. Римские матроны ходили с мужчинами в гости, им разрешалось посещать театры. В Риме только отец мог выдать свою дочь замуж, когда ей было от 15 до 18 лет. Брак в Риме считался экономическим союзом, и приданое играло в нем важную роль. В комедиях Плавт осужден выдать свою дочь или сестру замуж без приданого.
Свою сестру молодой человек не выдает замуж, так как у нее нет приданого, а без него, по его мнению, она будет наложницей.
Но в период (между серединой III и серединой II века до н.э.) после серии войн, закончившихся победой римлян, в Рим стали стекаться потоки ценностей, рабов, золота, женщин, вышедших замуж с приданым, обретших власть и