Проектная деятельность(педагогика) Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1. Сущность понятия духовно-нравственное воспитание 4
1.2. Урок литературы и его воспитательный потенциал 7
1.3. Возрастные особенности (физиологические и психологические) младшего, среднего, старшего школьника и возможности воспитательного аспекта литературы 10
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 15
2.1. Формы реализации духовно-нравственного воспитания в школе 15
2.2. Анализ опыта учителей литературы 18
2.3. Рекомендации будущим учителям литературы по духовно-нравственному воспитанию школьников 20
Выводы по второй главе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ 24

  

Введение:

 

Актуальность темы. На сегодняшний день в социальной и духовной жизни современного общества происходят разительные изменения. Меняются представление о человеке, его идеалах, а ценностные ориентиры смещаются в сторону личности и индивидуальности. Ввиду этого изменяются и представления о содержании, формах и методах воспитания. Таким образом, тема духовно-нравственного воспитания становится особенно актуальной.
Нравственная деградация нации стала явлением настолько распространенным, что даже привычным. Повсеместно наблюдаются следствия духовно-нравственного распада: насилие, грубость, алкоголизм, наркомания и проституция. Эти явления в обществе не появляются в одночасье, так же как и не могут исчезнуть в один момент. Для этого необходимо проделать огромную работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей.
Для исследования нами выбрана тема духовно-нравственного воспитания школьников на уроках литературы, поскольку чрезвычайно важным представляется сохранение главных нравственных и духовных ценностей в обществе, их развитие у школьников при необходимости его оптимизации и приспособлении к актуальным потребностям. Урок литературы в школе видится нам обладающим достаточным потенциалом для приобщения школьников к общекультурным и мировым ценностям.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане Российской Федерации. Нельзя отрицать, что общекультурные ценности в первую очередь формируются в семье человека, но наиболее последовательно и систематично это происходит именно в школе. Именно здесь сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно-нравственная жизнь школьника.
Объект исследования — процесс духовно-нравственного воспитания.
Предмет исследования — духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.
Цель работы: доказать важность воспитательного аспекта, а именно – духовно-нравственного, на уроках литературы.
Для реализации поставленной цели необходимо решение ряда следующих задач:
— изучить сущность духовно-нравственного воспитания школьников;
— описать воспитательные возможности уроков литературы;
— выделить психологические и физиологические особенности младшего, среднего и старшего школьных возрастов;
— выделить формы духовно-нравственного воспитания в школе;
— выделить критерии анализа и проанализировать опыт учителей в разных возрастных категориях;
— дать рекомендации, обобщить, систематизировать, ,актуализировать и проанализировать знания о духовно-нравственном воспитании через уроки литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальные перемены в обществе повлекли за собой глубокий нравственный кризис, духовную пустоту и проблемы личного развития, что неминуемо приводит к духовному упадку учащейся молодежи, бедности эмоционального мира, превалировании в поведении социальных девиаций. Очевидно, что для выхода современного общества из затянувшегося кризиса необходимо возрождение духовного и нравственного начал на всех этапах развития личности.
Огромное место в этом процессе занимает школа, поскольку, по сути, это единственный социальный институт, через который проходят все граждане. Возможности педагогики в плане духовно-нравственного развития поистине огромны, и большая ответственность за воспитание подрастающего поколения, привития ему общечеловеческих ценностей ложится именно на плечи педагогов.
Ведущая роль в духовно-нравственном воспитании в школе по праву принадлежит урокам литературы, ведь именно при знакомстве с художественными произведениями школьники в зависимости от возраста учатся постигать основы нравственности и морали, основы мирного и гармоничного существования в обществе, приобретают знание о высоких душевных устремлениях и ценности каждой отдельной личности.
В ходе проделанной работы мы определили сущность и понятие духовно-нравственного воспитания, а также изучили воспитательные возможности уроков литературы в младшем, среднем и старшем школьном возрасте
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
— нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
— нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).
Мы пришли к выводу, что для успешной педагогической деятельности, направленной на развитие гармоничных, целостных, сознательных личностей, с высокими духовными ценностями и нравственными идеалами необходимо учитывать возрастные особенности школьников.
Проанализировав опыт педагогов, можно прийти к выводу о том, что огромное значение имеет не только построение самого урока, но и внеклассная деятельность, а также разнообразные творческие задания.
Результативность духовно-нравственного воспитания как процесса социализации, т.е. адаптации и успешной интеграции человека в общество с целью саморазвития и самореализации будет значительнее при снижении негативного влияния, а также при усиленном использовании всех доступных педагогу методов и средств.
Духовно-нравственное развитие – это не только проблема педагогики, это проблема общества в целом, и от успешного ее разрешения зависит будущее всего государства. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание должно проникать во все звенья образовательной цепи, во все сферы жизни и реализовываться на всех этапах становления личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия духовно-нравственное воспитание
Для начала следует определиться с значением самого термина «духовно-нравственное воспитание» и его сущностью. Несмотря на то, что термин является довольно распространенным и устоявшимся, в философской, педагогической, культурологической и методологической литературе не сложилось единого концептуального подхода к его рассмотрению.
В современной литературе наиболее часто встречается подход, когда понятия «духовность» и «нравственность» отождествляют. Термин «духовность» Ожегов С. И. определяет как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Духовность представляет собой качество личности, которое определяет мотивы добровольного просоциального поведения и проявляющееся в осознании единства ценности других людей и самоценности, стремлении к высшим ценностям, самосовершенствованию и самораскрытию, познавательном и созидательном отношении к миру.
Нравственность часто называют мерой человечности. Выражается она в добровольном согласовании своих чувств и действий с интересами других людей. С этой точки зрения нравственность тождественна морали и заключается в соблюдении определенных правил поведения. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы