Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТА

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯМИ 6
1.1. Основы духовно-нравственного воспитания 6
1.2. Воздействие сети интернет на духовно-нравственное развитие 13
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ 19
2.1. Взаимосвязь интернет-технологий и духовно-нравственного воспитания 19
2.2. Возможности реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся посредством сети Интернет 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

  

Введение:

 

Во все времена люди высоко ценили духовное и нравственное воспита-ние школьников. Глубокие социально-экономические преобразования, про-исходящие в современном обществе, заставляют задуматься о будущем Рос-сии, о ее молодости.
В настоящее время моральные устои были разрушены, молодое поко-ление можно обвинить в недостатке духовности, недостатке веры и агрессив-ности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана как минимум с четырьмя положениями:
Во-первых, нашему обществу нужна подготовка широко образован-ных, высоко моральных людей, которые обладают не только знаниями, но и отличными личностными качествами.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развива-ется, окруженный множеством разнообразных источников сильного влияния на него, как положительного, так и отрицательного, которые (источники) ежедневно падают на хрупкий интеллект и чувства ребенка, на все еще воз-никающие сфера морали.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокий уровень духовного и морального воспитания школьника, поскольку воспитание школьника — это личностная черта, которая определяет отношение человека к другим людям в повседневном поведении на основе уважения и доброй воли к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственности явля-ется главной задачей образования» [19, с.67].
В общеобразовательной школе поручено подготовить ответственного гражданина, который способен самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой проблемы связано с формированием устойчивых ду-ховно-нравственных свойств личности ученика.
Решение основных задач обучения должно обеспечить формирование личного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Проблема духовно-нравственного воспитания школьников сегодня острее, чем когда-либо в нашем обществе. Для этого есть много причин, и одна из них — абсолютная дейлогизация общества, ликвидация института об-разования. Отказ от идеологии прошлого привел к разрушению «связи вре-мен», чувства причастности к истории своей родины.
Средства массовой информации, распространяемые по всей стране, ве-дут деструктивную антидуховную пропаганду, снижают моральные крите-рии и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Все больше и больше людей понимают, что для духовного возрожде-ния общества недостаточно только знаний, обеспечиваемых традиционным образованием.
Нравственные побуждения не могут быть рационально получены по-средством чисто научного образования; никакая сумма наук сама по себе не может заменить любовь, веру, сострадание.
Духовность, по мнению Л.П. Буевой, — это проблема обретения смыс-ла. Духовность является показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и значений [2, с. 65].
В настоящее время в педагогическом сообществе интеллигенция ак-тивно обсуждает вопрос о том, каким должно быть нравственное воспитание школьников, о месте и роли религии и, в частности, православия в ней.
Задачей нашего исследования является создание педагогических усло-вий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования.
Чтобы решить эту проблему, учителю необходимо не только знание предметов начальной школы и методики их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание школьников.
Цель исследования: изучение возможностей духовно-нравственного воспитания школьников посредством интернет-технологий.
Предметом исследования является духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объектом исследования является развитие духовно-нравственных ка-честв личности учащегося.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследова-ния мы ставим следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в научной литературе.
2. Изучить методы изучения нравственного воспитания школьников в образовательной деятельности.
3. Изучить особенности интернет-технологий в образовании.
4. Проанализировать возможности интернет-технологий в духовно-нравственном воспитании школьников.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методи-ческой литературы по проблеме исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Воздействие на человека с целью формирования его духовно-нравственных качеств — тема, которую ученые изучают уже несколько тысяч лет. За это время понятие морали и нравственного поведения человека уже более или менее сформировалось. Остался вопрос, как сформировать мо-ральное поведение человека.
Ценность и функция начальной школы в системе непрерывного обра-зования определяется не только ее преемственностью с другими связями в образовании, но и уникальной ценностью этого этапа формирования и раз-вития личности ребенка.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст харак-теризуется повышенной подверженностью усвоению моральных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить моральные основы личностного развития.
Педагогический смысл работы по нравственному формированию лич-ности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ему перейти от элементарных поведенческих навыков к более высокому уровню, где требу-ются независимое принятие решений и моральный выбор.
Успех этого вида деятельности в формировании нравственных качеств ученика зависит от грамотности учителя, разнообразия применяемых им ме-тодов и эмоциональной реакции детей.
Последнее включает в себя:
1. Развитие понимания жизненной важности морали;
2. Установка на развитие нравственного самосознания (совести);
3. Разработка стимулов для дальнейшего нравственного развития;
4. Развитие моральной стойкости, желания и способности противосто-ять злу, искушению и искушению самооправдания в нарушение моральных требований;
Помимо педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности, на него влияют многие факторы: социальная среда, раз-личные виды деятельности, ведущие типы общения, гендерные и ролевые различия детей, причем каждый возраст способствует формированию мо-ральное сознание личности; социальная ситуация в нашей стране накладыва-ет свой отпечаток на формирование личности.
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута.
Достижение цели было осуществлено с помощью решения следующих задач:
1. Проанализировано состояние проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в научной литературе.
2. Изучены методы изучения нравственного воспитания школьников в образовательной деятельности.
3. Изучены особенности интернет-технологий в образовании.
4. Проанализированы возможности интернет-технологий в духовно-нравственном воспитании школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯМИ
1.1. Основы духовно-нравственного воспитания школьников
Духовно-нравственное воспитание школьников – это целенаправлен-ный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых нацио-нальных ценностей.
Вопрос духовно-нравственного воспитания школьников является од-ной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась негативная ситуация с духов-но-нравственным воспитанием школьников.
Типичными причинами такой ситуации были: отсутствие четких пози-тивных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной ситуации в обществе, упадок культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Резкое снижение физической подготовленно-сти молодых людей, замена физического воспитания школьников и заботы о здоровом физическом развитии детей лженаукой «валеология», идеями «безопасного секса» и «планирования семьи». Отсутствие патриотического воспитания школьников, целенаправленной интегрированной молодежи, государственной семейной политики, государственной политики в интересах детей. Резкие, необоснованные изменения в системе образования, смывающие многолетний положительный опыт российской педагогики, ориентированные на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. [3, c. 15]
Все это происходит на фоне беспрецедентного для России, направлен-ной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольных напитков и табачных изделий с полной неспособностью правоохранительных органов и других государственных органов для реагирования на нарушения прав детей и как-то изменить сло-жившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.
Мы надеемся, что детство всегда превращается в будущее, каким бы беспощадным оно ни было. А дети, как правило, ожидают, что взрослые по-кажут им, как их будет определять жизнь. Будем ли мы звать их к Свету или оставить во тьме невежества? Наше завтра зависит от этого. Из страны дет-ства мы все уходим на большую жизнь, полную радости и страданий, минут счастья и горя. Способность наслаждаться жизнью и способность смело пе-реносить трудности заложены в раннем детстве. Дети чувствительны и вос-приимчивы ко всему, что их окружает, и им нужно многого достичь. Чтобы стать добрыми к людям, нужно научиться понимать других, проявлять со-чувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, удивляться красоте природы, заботиться о ней.
Конечно, сложно перечислить все моральные качества человека в бу-дущем обществе, но главное, чтобы эти качества были заложены сегодня. Я очень хочу, чтобы у наших детей было счастливое детство. [8, c. 19]
Учителя, изучая все лучшее, что было достигнуто, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обла-дает Православие, интеллектуально развитую личность.

Рис. 1. Классификация ИКТ
Авторские образовательные программы, используемые в школе, а так-же разработка уроков и внеклассных мероприятий представляют особую ценность, поскольку в них содержатся частички опыта учителей, которые вызывают у учащихся интерес к истинным ценностям их родной истории и культуры, духовности жизнь, которая так актуальна сегодня.
В любой школе начинается новая жизнь — творческая, интересная, пло-дотворная. Дети, пришедшие к их парте, не такие, как 50, 30 и даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, почти во всех сфе-рах жизни, они смелее и увереннее в себе. Часто у многих детей мы сталкива-емся с переоценкой нашего поверхностного сознания, пренебрежением авто-ритетом и мнением других, мы замечаем неспособность чувствовать и неже-лание мыслить.
Содержание и осознание морального «образа — Я» среди второкласс-ников — четвероклассников в своих утверждениях-самоопределениях («хо-рошо — не очень хорошо») существенно не отличаются.
Характеристики национальной и гражданской принадлежности не имеют значения для младших школьников. [21, c. 19]
Школьная микросреда недостаточно корректирует сознательное разви-тие нравственных норм детьми, включая отношения со сверстниками (эту ценность школьной жизни отметили только 6% выпускников: «будь добрым, цени дружбу»), мало кого можно обидеть из них «).
Влияние школьного образования на выбор нравственных моделей ослабевает: учителя, литературные герои и известные в истории соотече-ственники перестают быть образцами для подражания.
В частности, 9% учеников классов стремятся быть похожими в жизни на учителей, а 4% — на литературных героев (мальчиков привлекают в ос-новном герои-эпики, а девочек — сказочные принцессы). Но для 40% выпуск-ников начальной школы, певцов, фотомоделей, героев боевиков иностран-ных фильмов становятся идолами: «Я хочу быть похожим на Рэмбо. У него хорошее боевое искусство.
Этот человек сметает всех, кто мешает ему.«Только у 14% детей образ их будущей жизни, в связи с овладением определенной профессией, включа-ет в себя значения бескорыстной выгоды других, служения обществу. Мер-кантилизация жизненных ориентаций четко прослеживается: «Я хочу быть банкиром, потому что банкир богат и хорошо работает». [6, c. 31]
Методология формирования нравственных ориентаций в связи с рели-гиозно-культурным воспитанием школьников на основе начального курса отечественной литературы направлена на создание определенного резерва систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о формировании содержания их моральный идеал через убеждения людей и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию.

Рис. 2. Нравственные ценности и идеалы
1. Важность ознакомления младших школьников с историей правосла-вия состоит в том, чтобы раскрыть для них древние верования, основанные на тотемизме, фетишизме, анимизме, истоках народного нравственного духа, проявляющихся:
2. Основное значение педагогической привлекательности Библии для нравственного воспитания школьников видится нами в следующем:
• в приращении понятия «человек» в сознании детей с моральными значениями духа и души (сегодня представления младших школьников о че-ловеке ограничиваются его пониманием как биологического существа: «у че-ловека есть кровь, мышцы») и повышение моральных стандартов для «обо-жествления» человека;
• открывая учащимся Ветхого Завета «строгие» заповеди, христиан-ские «заповеди блаженства» как ядро всеобщей морали и, в то же время, дух русского народа (недаром «крестьянин» происходит от «христианина»): благочестие, мир, совесть, милосердие;
• в формировании у детей образа Иисуса Христа как Учителя, про-светляющего людей с изящными знаниями, и в осознании младшими школь-никами важности обучения как способа познания добра, их духовной транс-формации с развитием моральных мотивов обучения на этой основе;
• при интерпретации на уровне, доступном для младших школьников, библейского взгляда на Слово как источника и инструмента творения, рас-крытия христианской интерпретации Слова как посредника между Богом и людьми для развития ценностного отношения к «дар» детей, благоговейное отношение к «высокому» слову, несущему истину и добро («Живи по Сло-ву»).
3. Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, цели чтения и письма формирует у них взгляд на грамотность, чтение как путь к духовному просвещению, а также знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес к чтению на его основе.
4. Начальное знакомство учеников с историей православия, его идея-ми (89% детей не имеют представления об этом) направлено нами на:
• показать особенности зарождения христианства на национальной почве, породившего такое моральное содержание православного духа, как праведность, коллегиальность, патриотизм;
• показать «добрые обычаи» (К.Д. Ушинский) в православных тради-циях и праздниках;
• обогатить понятия Отечество, Родина смыслом морального сообще-ства в вере.
Для решения этих проблем необходимо вернуться к нашему первона-чальному курсу чтения работ по духовным и моральным темам: фольклор (в основном пословицы, такие как «Бог любит истину», «Кто делает добро, благословит Бог»), фрагменты древнерусской книги письменность (летописи, жизни, учения, «слова»), несущая, по словам Д.С.Лихачева, «этикет миро-устройства, этикет поведения и словесный этикет», отечественная духовная поэзия, произведения русской классики (Л.Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. Н. Майков, Ф. И. Тютчев) наполнены «светлым» мироустройством. [9, c. 25]
5. В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что «с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием школьников возрастает роль нравственного воспитания школьников, поэто-му большое внимание следует уделять формированию правильных духовно-нравственных представлений. у детей.
» В связи с этим мы обращаем внимание на проблему расхождения со-циально-этических концепций и духовных и «светских» значений и растущей эрозии последних, что дезориентирует детей морально.
Если мы не будем обращать внимание на душевное состояние, на ду-ховно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методах, программах, учебниках мы не сможем получить никакого результата.
Мы приедем к такому человеку с нашими собственными инициативами, и он скажет, что ему это не интересно и не нужно.
Очевидно, что состояние ума, которое молчит в наших учебных заве-дениях, является одной из тех фундаментальных задач, с которыми все мы сталкиваемся. Это не просто задача, например, повышение качества гумани-тарного образования, когда нужно вводить какие-то духовные и моральные дисциплины, но это задача, которая сейчас лежит в самой основе нашей жиз-ни. Если мы не решим это, мы можем просто потерять и наших детей, и Рос-сию. Как это сделать?
Теперь несколько слов о том, что такое духовно-нравственное состоя-ние человека. Есть разные понимания.
Атеисты считают человека духовным, если он начитан, он уважает внешние рамки приличия, нравственные нормы.
Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благо-дать Святого Духа, который качественно преображает человека. Он стано-вится способным любить врага, ему дается необычайная радость бытия. Есть вещи для светского человека, совершенно непонятные. [11, c. 18]
Например, старейшина Никон Беляев, один из последних старейшин пустыни Оптина, пережил расцвет монастыря, его руины, последние не-сколько дней жил в лагере с преступным ослом, страдающим от тяжелого туберкулеза. Что может человек в таком положении в таком месте написать в своем письме? Он пишет: «Моей радости нет предела.
Ниже приведем описание, что это такое:
Царство Божие внутри вас. Это состояние духовного человека, когда душа поднимается до высот Духа, в человеке присутствует несказанная лю-бовь и невыразимая радость независимо от того, где он находится, в каких условиях.
Итак, когда речь идет о духовно-нравственном воспитании школьни-ков, мы говорим о том, что у детей была такая душа.
Не то, чтобы они изучали какие-либо предметы, приобретали знания, скажем, в храмовой архитектуре или истории православия, но что у челове-ка была здоровая душа. В этом состоянии вы можете научить всему осталь-ному.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы