Курсовая теория на тему ДУХОВНОЕ БЫТИЕ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕК
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Понятие духовной жизни общества 6
2. Духовные ценности личности и общества 13
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Введение:
Духовность — сложное понятие. Дух — в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.
Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека. В диалектико-материалистической философии понятие духовной жизни приобрело более широкий смысл как умственная деятельность. Поэтому можно дать следующее определение: духовная жизнь общества представляет собой умственную деятельность людей, направленную на преобразование общественного бытия.
В целом духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности, как занятие различными видами искусства; деятельность в системе образования и воспитания; научная деятельность и др. Все виды духовной жизнедеятельности являются результатом функционирования общественного сознания. Духовная жизнь общества и человека — сложный феномен.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в данной работе исследуется духовность в бытии человека и рассматривается категория идеального в понимании природы духовности и трактуется духовность как определенная позиция целостного сознания. Духовность — специфически человеческое качество, характеризующее смысл поведения личности.
Уникальность человека ярче всего проявляется в духовности Тем не менее многим духовность кажется декоративным украшением человека, а то и надуманностью, без которой можно обойтись
Исследование явления духовности приводит нас к пониманию объективных факторов и экзистенциальных потребностей, порождающих проблему духовности у каждого человека. Рано или поздно мы задумываемся о духовности, и она обретает для нас ту или иную форму выражения
Цель данной работы состоит в изучении духовного бытия общества и человека.
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить понятие и суть бытия;
— изумить духовное бытие общества и человека.
Предметом данной работы является бытие. Объектом данной работы является бытие человека.
В западной философии XX века антропологическое направление в трактовке феномена духовности представлено работами У. Джеймса, В. Дильтея, Г. Плеснера, Э. Фромма. Поиск человеком смысла своего существования как проявление его духовных начал мы находим и В. Франкла. Экзистенциальные аспекты духовности освещены в работах С. Кьеркегора, М. Марселя, Ортега-и-Гассета. Идеи субстанциональности человеческого бытия были выдвинуты А. Камю, Ж.-П. Сартром. Рассуждения М. Хайдеггера о бытийных основах экзистенции и «философская вера» К. Ясперса в спасательный «зов трансценденции» способствовали формированию онтологических оснований духовности. Сакральное проявление духовности рассмотрены фрейдизмом и разными школами психоанализа в структуре индивидуального и коллективного (архетипы Г. Юнга) бессознательного. В феноменологии Э. Гуссерля проанализированы роль сознания в трансцендентальной субъективности и творческий потенциал человеческого духа. Особый интерес представляют идеи Н. Гартмана об объективном духе, соотношении духовного и душевного мира, а также представления о ценностях.
Особенности русского философствования способствовали освещению таких признаков духовности, как милосердие, любовь, совесть, добролюбие, долг, стыд, раскаяние (В. Зеньковский, П.А. Бердяев, B.C. Соловьёв, СЛ. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков и др.). В русском космизме (К.Э. Циолковский, Н. Фёдоров, В. Вернадский) духовная проблематика сопрягается с космосом, частью которой является человек. Утверждением «новой духовности» были озабочены B.C. Соловьёв, Н.А. Бердяев.
Становление духовного мира человека и постижение духовности начинается с анализа человеческой индивидуальности, которой посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, B.C. Мерлина, Б.М. Теплова. Феномены сознания и самосознания как элементы духовного мира рассмотрены в работах B.П. Зинченко, А.В. Иванова, А.Н. Леонтьева С.Л. Рубинштейна, Л.В. Скворцова, А.Г. Сниркина, а процессы самосознания и самореализации -в работах Д.И. Дубровского, В.П. Иванова, Л.Н. Когана. Самоактуализации и самотворчеству как проявлению сущности духовного посвящены исследования М.М. Бахтина.
В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, двух основных частей, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
За последнее десятилетие в нашей стране произошли серьезные изменения в политической и социокультурной сферах жизни общества. В связи с процессом модернизации, ломкой прежней ценностной системы и утверждением новой, понятия “духовного бытия”, “духовности”, “ментальности” становятся все более актуальными.
Если исходить из того, что бытие, основной предмет онтологии, — это категория, фиксирующая основу существования, то категория духовного бытия является основой духовного существования личности и общества.
Совместная деятельность индивидов в социуме с необходимостью порождает объективированное или интерсубъективное духовное, то есть такие духовные образования, которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием сообщества индивидов, достоянием духовной культуры общества.
Одной из форм выражения объективного духовного является человеческий язык. В языке объективируются результаты работы индивидуальных сознаний, и сокровенная мысль индивида, за которой стоит работа всей его психики, становится достоянием общества. Она как бы перестает принадлежать к миру субъективного духа, приобретая объективное существование как не зависимое от психического мира отдельного индивида.
Проблема духовных ценностей человека является одной из центральных в современной социальной философии. Это объясняется тем, что все, что происходит в окружающем мире, связано с деятельностью человека, которая, в свою очередь, неразрывно связана с вопросами осознания и понимания духовных ценностей. Чем выше интеллект человека, его индивидуальный жизненный опыт, тем значительнее его влияние на происходящие процессы. Поэтому проблема места системы духовных ценностей в формировании многогранно развитой личности становится все более актуальной.
К достоянию духовной культуры социума, формам общественного духа, относятся все формы общественного сознания: наука, религия, философия, мораль, искусство и т.д. Общественное сознание — это целостное духовное явление. Усвоение его содержания является главным условием обретения духовности, формирования мировоззрения, социальных потребностей и интересов личности и общества.
Понятие духовного бытия и духовности тесно связаны. В светски-материалистическом смысле духовность есть добровольный выбор индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинение своей жизни их требованиям. По отношению к отдельному человеку о духовности часто говорят, как о преобладании в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств над материальными запросами.
В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Отрицание общечеловеческих нравственных ценностей приводит к нравственному отчуждению и бездуховности, которые, в свою очередь, порождают возрастающую девиантность поведения людей: суицид, пьянство, наркоманию и преступность, выступающие главной причиной стагнации общественной жизни.
Обездушивающее влияние технической цивилизации ведет к потере живой и живительной связи человека с людьми. Чтобы противостоять бездуховности и обеспечить себе будущее, человек, по словам Э. Фромма, должен снова осознать себя, должен стать способным любить и сделать свою деятельность конкретной и наполненной смыслом; он должен выйти за пределы материалистической ориентации и подняться до уровня, где духовные ценности — любовь, истина и справедливость — действительно обретают для него высший смысл.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие духовной жизни общества
Духовная жизнь общества — это активная творческая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира, в процессах производства, хранения, распределения и потребления духовных ценностей, которые составляют смысл жизни.
Духовная жизнь общества — это сфера общественной жизни, которая определяет, наряду с экономической и социально-политической жизнью, специфику данного общества в целом. Она включает в себя все духовные образования, включая духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные спонтанные и не до конца осознанные настроения, привычки и т.д.
Духовная культура — это лишь определенная сторона, «срез» духовной жизни, в определенном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура имеет сложную структуру, включающую научную, философскую, идеологическую, правовую, нравственную, художественную культуру. Религия занимает особое место в системе духовной культуры. Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, мы попытаемся найти общую основу, объединяющую все ее аспекты в единое целое, а именно: что подразумевается под культурой в целом. В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующую определенный способ социальной и практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества.
Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, всеми его отношениями с реальностью: экономическими, политическими, теоретическими, моральными, эстетическими и т.д. Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизни прошлых поколений, культура является одновременно результатом и средством личностного и социального развития.
Иными словами, культура — это исторически определенный способ организации и развития жизнедеятельности человека, закрепленный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и институтов, в совокупном отношении людей к природе, между собой и для самих себя. Духовная культура занимает особое место среди явлений культуры. Она вырастает на основе социального существования, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнь человека и общества.
Являясь отражением общественного бытия, она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной социально-экономической формации, интересов и потребностей крупных социальных общностей и социальных слоев. Таким образом, духовную культуру можно рассматривать в этом качестве как нечто неотъемлемое, присущее нации, государству, региональной группе государств .
Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.
«Духовный» означает связанный с внутренним миром человека, его нравственными устремлениями и интеллектуальной деятельностью.
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности .
Духовная жизнь человека выражается в двух видах деятельности:
Деятельность, направленная на производство и создание духовных, культурных ценностей (произведений культуры, результатов и методов научных исследований, имеющих историко-культурную значимость зданий, предметов, технологий и др.).
Деятельность, направленная на сохранение, усвоение, воспроизведение распределение, распространение созданных духовных, культурных ценностей.
Человек, живущий духовной жизнью, обладает духовностью. Человек, которому свойственна духовность, готов к самоотдаче и саморазвитию. Он черпает свои главные радости в творчестве, познании, бескорыстной любви к другим людям. Это не означает, что такой человек отказывается от обычных житейских радостей и материальных благ, но они для него не самоценны, а лишь являются условием достижения иных, духовных благ. Духовные потребности заставляют человека размышлять о мире, смысле жизни, любви, добре, справедливости и др.
Важнейшей духовной ценностью является совесть — как осознание человеком своего долга и ответственности перед обществом и самим собой. Совесть — это своего рода нравственный самоконтроль.
Духовно богатый человек всячески сопротивляется тяжелым жизненным обстоятельствам и терпеливо, преодолевая трудности, страдая, ошибаясь и раскаиваясь, сеет вокруг себя доброе и вечное. Духовное богатство не позволяет человеку заглушить голос совести, притупить в себе сострадание, жалость, потерять уважение к родителям и другие нравственные чувства.
Для людей духовно богатых характерно осознание собственного достоинства .