Курсовая теория на тему Духовно — нравственное развитие и воспитание младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНЕОВЫ ПОНИМАНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1. Теоретические
аспекты исследования духовных ценностей младших школьников 5
1.2. Нравственное
воспитание учащихся начальных классов: содержание и задачи 11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Развитие нравственных знаний младших школьников. 24
2.2. Методы духовно – нравственного воспитания младших
школьников. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 39
Введение:
Любая школа имеет целью
подготовку ответственного гражданина России, который способен самостоятельно
оценивать события и строить свою деятельность в соответствии с интересами
окружающих людей. Для этого учителя формируют устойчивые духовно-нравственные свойства
личности ученика.
Современное обучение
должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение
этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. В нашем обществе очень
остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания. Существует множество
причин, но наибольшее влияние имеет анти духовная пропаганда средств массовой
информации, приводят к снижению критериев нравственности и угрожают
психологическому здоровью людей.
Сейчас педагогами бурно обсуждается вопрос о
качествах нравственного образования. Учитель должен не только иметь знания по
предметам начальных классов и методикам их преподавания, но и уметь направить
свою педагогическую деятельность на нравственное воспитание. Однако, несмотря
на количество научных исследований, в которых поднята проблема
духовно-нравственного воспитания, необходимо отметить, что согласно
трансформаций, которые происходят в современном обществе, эта проблема требует
дальнейшей разработки.
Объект исследования – процесс
духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – содержание,
формы, методы и приемы формирования духовно-нравственных качеств учащихся
начальной школы в процессе обучения.
Цель исследования
заключается в теоретическом обосновании и педагогических условий формирования
духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы в процессе обучения.
Заключение:
Таким образом, значение и
функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не
только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой
ценностью этой ступени становления и развития личности учащихся.
Психологи установили, что именно младший
школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению
нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный
фундамент развития личности. Именно духовно-нравственное воспитание детей
младшего школьного возраста является одной из составляющих воспитания ученика в
дальнейшем всестороннем развитии личности, ее индивидуальности и духовности.
Духовно-нравственное
воспитание является целенаправленным процессом, который предполагает
определенную систему содержания, приемов и методов действий педагога.
Воспитание ценностного отношения к жизни. Главная особенность – непрерывность и
длительность, основная задача – превращение необходимых требований общества во
внутренние стимулы личности детей (честь, долг, совесть и достоинство).
Духовно-нравственное
воспитание как неотъемлемая часть теории ■ воспитания, направленное на усвоение
подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно
значимую мотивацию и их ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях,
определяющих их поведение, поступки.
Духовно – нравственное
воспитание младших школьников, являющееся частичной воспитательной системой.
Она может организовываться как отдельный, самостоятельный процесс, и как часть
функционирующих педагогических систем. Такими целостными педагогическими
системами могут выступать детский коллектив, общеобразовательное учреждение,
семья. Именно они и порождают систему духовно – нравственного воспитания
младших школьников. Только организовав оптимальное функционирование целостных
педагогических систем в общеобразовательном учреждении, возможно, обеспечить
высокую эффективность данной системы.
Осуществляя
духовно-нравственное воспитание обучающихся, нужно помнить об основных
возрастных особенностях младших школьников: склонность к игре, невозможность
заниматься монотонной деятельностью долгое время, недостаточная четкость
нравственных представлений из-за небольшого жизненного опыта.
Важную роль в
духовно-нравственном воспитании обучающихся начальной школы играет педагог. В
этом возрасте начинают развиваться фантазия, воображение и творческое мышление.
Также закладываются интересы к конкретным видам деятельности, происходит
формирование потребностей, которые лягут в основу художественно-эстетической
деятельности.
Основой воспитания,
определяет нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является
формирование гуманистического
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНЕОВЫ ПОНИМАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Теоретические аспекты исследования духовных
ценностей младших школьников В современной науке все
чаще поднимаются вопросы духовных ценностей. Их актуальность объясняется
состоянием современного общества, характеризующееся глубоким кризисом
духовности, которая охватила все области жизнедеятельности человека. Духовные
ценности имеют большое влияние на формирование личности молодого поколения.
Во-первых, как
составляющая мировой культуры, знание которого необходимо каждому образованному
человеку. Во-вторых, как общечеловеческая ценность, которая способна сделать
жизнь ребенка счастливее, полным ума, порядочности, покоя. Именно поэтому
формирование духовных ценностей каждой личности составляет общую картину
духовности общества, от которой в значительной степени зависит основной вектор
его социокультурного, экономического и политического развития.
В широком смысле
духовность – это стержень, фундамент внутреннего мира человека, творческая
направленность, воодушевление человека; определенный тип восприятия:
триединстве отношение к Абсолюту, к миру природы, общества, к другим людям и к
самому себе, как творческой направленности, как развитие интеллигентности и
порядочности [10, c. 198].
Проблема духовности была
и является предметом исследований философов, культурологов, социологов и других
ученых. Современные ученые по-разному рассматривают понятие «духовность», а
именно: как фундамента внутреннего мира человека, воплощающего лучшие образцы
человеческого поведения, соблюдение и утверждения в жизни высших моральных
законов, восприятие идеи Бога [11, c. 179].
Изучение проблемы
формирования духовности школьника ученые относят к сложному психологическому
процессу, связанного с развитием и становлением внутреннего мира личности.
Немецкий педагог Фридрих
Фребель считал, что в природе ребенка с самого рождения заложены четыре
инстинкты, или стремление: инстинкты познания, деятельности, художественный и
религиозный. «Человек с раннего детства, хотя и в непонятном предчувствии,
осознает свое происхождение с Божественного, от Бога, и это предчувствие, то,
что гораздо меньше, чем туманней сознание, должно быть выявлено, усиленно,
воспитанное в ребенке, а потом уже доказано и просветленное в сознание