Курсовая теория Гуманитарные науки История искусств

Курсовая теория на тему Древнеримские мозаики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
История мозаики и ее роль в искусстве. 5

1.1. Мозаика
как вид искусства. 5

1.2.
Особенности архитектуры Византийской империи. 8

Глава 2.
Особенности Древнеримской мозаики. 12

2.1.
Византийская мозаика. 12

2.2. Образы
ветров в мозаиках Древнего Рима. 13

Заключение. 24

Список используемых источников.. 26

Приложение. 28

  

Введение:

 

Актуальность работы.  Искусство мозаики
существует несколько тысячелетий. Самые старинные образцы, дошедшие до наших
дней, сделаны в Древней Месопотамии примерно в 3000 г. до н.э. Секрет
привлекательности мозаики в отличие от других видов монументальной живописи
заключается в ее долговечности и функциональности

Территория
распространения мозаики весьма ограничена: в нее входят Европа, Африка и страны
Ближнего Востока – именно здесь это искусство достигло своего расцвета. В
Древней Греции и Древнем Риме мозаика использовалась в основном для украшения
тротуаров, но с развитием христианства широкое распространение получила и
настенная мозаика, в которой в отличие от более функциональной тротуарной
начала применяться смальта, что повлекло за собой изменения, возникшие как на
техническом, так и на художественном уровне.

В
целом материал для мозаик весьма разнообразен: это не только смальта, но и
мрамор, природный камень, галька. Такое многообразие дает неограниченную
свободу для воплощения художественной идеи. Мозаичное покрытие заполняет ровные
плоскости архитектурного объекта, рельефы и объемные формы. По принципу
заполнения плоскости мозаичным изображением и по геометрическому строению
композиции в искусстве мозаики нет четких канонов. Выбор художественных средств
диктуют условия архитектурного пространства.

Лучшие
произведения монументального искусства тесно связаны с конкретным архитектурным
пространством, с функциональным назначением сооружения. Такое композиционное
единство достигается целым рядом приемов. Среди них – использование
определенного ритма, пропорциональности и масштабности модуля в качестве
объединяющих факторов. Роль цвета в мозаичном монументальном искусстве усилена.
Широко оперируя цветом, монументальная живопись участвует в решении проблем
архитектурной композиции: цвет зрительно приближает или удаляет объемы,
уменьшает или увеличивает размеры, создает то или иное эмоциональное состояние
архитектурных объектов. Мозаичные произведения выступают как средство
индивидуализации стандартного архитектурного сооружения.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические и практические основы научного
исследования проблемы, выбранной нами темы были заложены в трудах Аноненко
М.Ю., Журбиной Е.В., Полевого В.М., Чаварриа Х. и
многих др.

Данные
авторы в своих учебных пособиях, статьях и научных исследованиях, рассматривают
вопросы выбранной нами темы.

Объект исследования – мозаичное
искусство.

Предмет исследования
– мозаика Древнего Рима.

Цель исследования – изучить
особенности древнеримских мозаик.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность понятия мозаики
как вида искусства;

2.
изучить особенности архитектуры Византийской империи

3.
проанализировать особенности Византийской мозаики;

4.
проанализировать образы ветров в мозаиках Древнего Рима.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение, список используемых источников и
приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, принципы геометрического построения, размещения произведений
монументальной живописи определялись сложившимися представлениями о
гармонизации пространства и формальной структурой архитектуры.

В
Древнем Риме мозаикой украшались не только полы, но и стены: из Древней Греции
был заимствован принцип модульного построения изображения. В изображении
подчеркивалась конструктивная тектоника сооружения, создавались дополнительные
визуальные опоры в виде ложных пилястр, тем самым декоративное решение
интерьера выделяло тектонические свойства сооружения. Декоративные формы
приобретали значение конструктивных элементов, символически выражали основу
конструкции.

Рассматривая
образцы монументально-декоративного искусства Византии, важно отметить, что
размещение изображения получило совершенно иной характер, нежели в эпоху
античности: размещение мозаики носило характер сплошного заполнения всех
плоскостей сооружения. Мозаикой украшались стены, свод, в некоторых случаях
полы. Здесь выступала тенденция идеи создания ирреального пространства,
усиливал этот эффект мозаичный набор золотого фона.

Следует
отметить, что на протяжении истории менялась тематика мозаичных произведений.
Если в искусстве Месопотамии мозаичные изображения носили чисто декоративный
орнаментальный характер, то в Древней Греции изображения приобрели
предметность, конкретность, узнаваемость: это были изображения птиц, зверей,
морских животных. Преобладал пластически-плоскостной принцип изображения.

В
Древнем Риме появились фигуративные композиции, которые приобрели сюжетный,
повествовательный характер. Элементы изображения строились по принципу
свето-тоновой моделировки формы, что делало изображение приближенным к
реальности. В византийском искусстве изображения были декоративными
символично-условными и тяготели к плоскостному принципу изображения. В
мусульманском искусстве мозаики были очень декоративны и орнаментальны, им
характерно полное отрицание предметности и фигуративности в изображении.

Орнамент
там строго подчинен математической геометрической закономерности здания.
Подобные композиции позволяют сформировать более цельное ковровое заполнение
объема сооружения и за счет ритмики и мелких по масштабу элементов изображения
создать ощущение масштабности, значимости и грандиозности сооружения

Исходя
из анализа классических образцов мозаичных произведений, можно проследить
эволюцию материалов, использовавшихся при создании мозаики.

В
Древнем Риме широкое распространение получила смальта – качественно новый
материал. Применение этого материала расширило возможности художественного
воплощения идеи. Мозаики стали отличаться богатой полихромией цвета.

Богато
и технологично использовался этот материал при создании мозаик в византийском
искусстве. Модули мозаичного набора специально размещались под разными углами
наклона для создания цветовой вибрации, к тому же введение золотого и
серебренного цветов смальты обогащало цветовую палитру и создавало ореол
таинственности и возвышенности.

Ключевая
особенность техники византийской мозаики было в том, что элементы укладывались
на обратную сторону набора. Смальтовые композиции отличались цветовым
разнообразием, яркостью, игрой света на поверхности. Отличительная черта
византийской мозаики – это золотой фон, мерцающий как при естественном свете,
так и при свечах.

Главной
целью художников было достижение синтеза архитектуры и мозаичного искусства

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История мозаики и ее роль в искусстве

1.1. Мозаика как вид искусства Мозаика
– один из древнейших видов декоративной отделки архитектуры, один из древнейших
материалов изобразительного искусства. Мозаика сегодня живет, развивается и
совершенствуется в изобразительном направлении, а также в технологическом.

Конечно,
в современной России она не так востребована, как была востребована в Советском
Союзе, но тем не менее применение ее в интерьерах и экстерьерах общественных и
частных помещений осуществляется. Художественные возможности этой техники не
исчерпаны, продолжается поиск художественных и технологических новшеств[1].

Древние
римляне называли эту технику opus masivum – значит «сложенный из кусочков». В
русский язык этот термин пришел из итальянского или французского языка, в
которых он звучал как «mozaico» (итал.) и «mozaique» (франц.).

Древнейший
памятник мозаики, дошедший до нас, – остатки орнаментального декора облицовки
стен и полуколонн древнешумерского храма в городе Ур (IV тысячелетие до н. э.),
выполненного из обожженных глиняных клиньев, основания которых были покрыты
цветными глинами[2].

Мозаика
как вид искусства строит эстетику произведения по принципам, близким к
декоративной стенописи, к декоративной живописи. Действительно, обращение к
архитектурным сооружениям, к стенам, работа с цветом, возможность использовать
композиционные приемы декоративной живописи, возможность постепенного перехода
цвета в цвет – все это позволяет нам включить мозаику в изучение декоративной
живописи.

Действительно,
чем в принципе отличаются цветовые пятна, сделанные кистью, от тех же цветовых
пятен, нанесенных кусочками цветной смальты или керамики? Только фактурой
поверхности, а другие параметры изображения – колористическая целостность,
цветовая гармония или контраст, тепло/холодность, живописное богатство, – в
общем-то, одни и те же в мозаике и росписи.

Территория,
на которой была распространена мозаика, весьма ограничена, в отличие от других
монументальных техник. Своего расцвета это искусство достигло в Европе, Африке,
странах Ближнего Востока, России. Образцы мозаики встречались уже в
доколумбовой эпохе, но в то время она использовалась исключительно для
украшения предметов церковного обихода, домашней утвари, а также погребальных
масок. В качестве материала для масок использовались минералы: змеевик, диорит
и оникс, маски украшались мозаикой из лазурита, нефрита, кораллов, малахита,
перламутра. Маски использовались индейцами майя, ацтеками для проведения
ритуалов. Подобие мозаики встречается на стенах зданий, находящихся в Митле, в
долине Оаксака [1] Чаварриа Х. Мозаика. Пер. с
испанского. М.: Художественно-педагогическое издательство, — 2017. — 160 с. [2] Комаров А. А. Технология
материалов стенописи: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изобразительное искусство,
1994. 240 с. – С. 136

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы