Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Досуг как сфера самореализации подростка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРАГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ  4

1.1.   Понятие «досуг» и «досуговая деятельность». 4

1.2.   Основные психологические особенности подросткового возраста. 6

ГЛАВА 2. . СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА КАК СФЕРЫ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
. 11

2.1. 
Основные формы и методы организации досуговой деятельности подростков
  11

2.2. Досуговые социальные институты в
социализации и самореализации подростков
  14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 18

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Свободное
время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным,
а может быть и целенаправленно организованным. Для того, чтобы максимально
использовать воспитательный потенциал  свободного времени, следует как можно раньше
включать подростка в социально-активную деятельность
. Организация досуга подростков требует более пристального внимание потому,
что человек, который способен проводить собственное свободное время с интересом
и пользой, развивает  и обогащает свою
личность.

Досуг подростков отличает сложность и противоречивость. Во-первых, имея
возможность выбора досугового занятия по личному желанию, подростки часто
оказываются не готовыми к осознанному выбору видов деятельности, которые
способствовали бы полноценному формированию личности. Во-вторых, имея
стремление к независимости при выборе форм использования свободного времени,
подростки, при этом, ограничены некоторым кругом социальных ролей в сравнении с
взрослыми. Таким образом, с одной стороны, не владея устойчивостью интересов касаемо
плана проведения досуга, подростки с большей заинтересованностью перенимают
модели его заполнения взрослыми, причем далеко не всегда положительные и
соответствующие уровню их психического и физического развития. Именно поэтому
ведущая роль в организации досуга подростков отведена семье, образовательным
организациях, учреждениям культуры и дополнительного образования. 

Исследованием организации досуговой деятельности подростков
занимались такие отечественные исследователи как: Г.А. Аванесова, И.  М. 
Асанова, Л.А. Бабицкая, Н. Ф. Басов, В. М. Басова, Н. И. Бочарова, Е.В.
Бурмистрова, С.О. Дерябина, В. И. Загвязинский, А.В. Иванов, В.В. 
Игнатьева, Т.Г. Киселева, Е. Н. Нархова, Н.Я. Рыбина, О.А.  Селиванова, И.Л.
Смаргович, Н. А. Соколова, А.А. Фролов, М.В.  Шакурова.

Объект исследования – досуговая
деятельность подростков.

Предмет исследования
возможности досуга как сферы самореализации подростков.

Цель
исследования
заключается в изучении досуга как сферы самореализации
подростков.

Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи
исследования:

1) проанализировать
сущность понятия «досуг» и «досуговая деятельность»;

2) раскрыть основные
психологические особенности подросткового возраста;

3) описать основные формы
и методы организации досуговой деятельности подростков;

4) рассмотреть основные досуговые
социальные институты в социализации и самореализации подростков.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, основной
части, двух разделов, 4 параграфов, выводов, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Досуг может стать могучим
стимулом для развития личности, для самореализации и творческого становления. В
этом заключены его прогрессивные возможности. Особая значимость должны быть уделена
вопросу о целостной системе воспитания в разных сферах деятельности – в семье,
в школе, в досуговых учреждениях. Особую роль в организации досуга подростков
имеет общеобразовательное учреждение.

Таким образом, сущностью
подросткового досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей
средой) подростков в неограниченных для свободного выбора рода занятиях и
степени активности пространственно-временной среды.

Основными психологическими особенностями подростков
являются эмоциональная неуравновешенность, нравственная неустойчивость,
стабилизация черт характера, стремление к эмансипации от взрослого и
утверждению в группе сверстников. Также в подростковом возрасте появляется
чувство взрослости и значительные изменения претерпевает «Я-концепция».

Наиболее важными формами
досуговой подростковой деятельности выступают массовые представления, зрелища, вечера
отдыха, творческие встречи с известными людьми,  шоу-представления, литературные вечера. Также
можно назвать  клубы общения, которые включают
в себя такие методы деятельности, как беседа, диспут, дискуссия, познавательно-развлекательные
игра, дискотека, спортивная секция, туристические походы.

В современных условиях
существует большое количество досуговых социальных институтов, способствующих
самореализации и самовыражению 
подростков. В таких учреждениях существует возможность для
удовлетворения потребностей подростка в общении, принятии группой, в выработке
конструктивных моделей поведения и реализации себя как личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРАГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ

1.1.         
Понятие
«досуг» и «досуговая деятельность»

В подходах к пониманию
сущности досуга до настоящего времени нет

единства. Первоначальная точка зрения на досуг
как на понятие, тождественное понятию «свободное временя», достаточно долго
занимала ведущие позиции.

Понятие «досуг» неразрывно связано с понятиями «свободное время» и
«культурно-досуговая деятельность».
По мнению О.Д.Дашковской,
«досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных
наук: социологии, философии, психологии, педагогики, которые вносят своеобразие
в понимание этого понятия» [7, с. 6]. По словам исследователя Э. В. Соколова, досуг
рассматривается как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в
которых отдых перемежается с физической и умственной активностью» [3, с. 11].

Современные подходы к определению понятия «досуг» демонстрируют

многообразие его
сущностных интерпретаций. Во-первых, Ю. А. Стрельцов

понимает досуг как особое
интеллектуальное и эмоциональное состояние, понимаемое как «созерцание» [16, с.
17].

Во-вторых, досуг рассматривается как конкретная деятельность, принципиально
понимаемая не как трудовая, поскольку он ориентирован в большей степени на
процесс самореализации личности, а не на социальное воспроизводство, т.е.
результат.

В-третьих, досуг как «время выбора», использование которого индивидуально и
многообразно, актуализирует понятие времени. Это момент добровольного выбора,
основанного на поиске и становлении [11, с. 29].

Существуют разнообразные определения понятия «свободное время». О.Д. Дашковская
свободное время определяет как «часть внерабочего времени, которая освобождена
от непреложных временных затрат, то есть семейных, общественных и бытовых
забот, а также от необходимой физиологической деятельности» [7, с. 6].

Досуг имеет
деятельностную природу, т.е. не является исключительно

пассивным отдыхом. Особенностями досуговой
деятельности является ее

необязательный, свободный и добровольный
характер, бескорыстность, а

также соответствие потребности человека в самовыражении.

Как и всякая деятельность,
досуговая деятельность является целенаправленной, систематичной,
результативной, что позволяет говорить о

возможности ее специальной организации. Если
рассматривать досуговую деятельность в целом, то она дифференцируется на
несколько групп:

— образовательная досуговая деятельность, удовлетворяющая
познавательные интересы и потребности личности, выходящие за рамки его профессиональных
интересов или дополняющие их; к ней относятся, например, все виды и формы
познавательной деятельности, обогащающие детей и подростков новыми знаниями,
умениями и навыками, а также все виды и формы самообразования;

— любительская и общественная
досуговая деятельность, удовлетворяющая потребность личности в реализации своих
специальных способностей, не относящихся к сфере профессиональной деятельности (например,
художественных, спортивных и др.), а также потребностей в общественно полезной деятельности
(например, волонтерство, охрана природы и др.);

— коммуникативная
досуговая деятельность, реализующая одну из главных человеческих потребностей –
потребность в общении, причем в общении с людьми, разделяющими общие интересы;
к ней относятся многообразные формы игр с детьми, организация деятельности
клубов по интересам, игровых кафе, тематических встреч и др.;

— пассивный отдых,
который, как правило, сводится к отказу от активной деятельности, а в
современном социуме все чаще – в просмотре продукции СМИ, проведению времени в
социальных сетях, использованию ИКТ-технологий (компьютерных игр и т.д.).

Таким образом, досуг – это часть свободного времени, совокупность

занятий, выполняющих
функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради
собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения
иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости.
Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными
занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы