Курсовая теория Гуманитарные науки Литература

Курсовая теория на тему Дорожная символика в русской лирике 19 века: ямщик, путник, встречный,карета,кибитка и прочие средства передвижения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

1.1 Символика мотива дороги в произведениях

1.2 Эволюция образа дороги

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ

2.1 Виды транспорта

2.2 Пушкинская дорога и одиночество Лермонтова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  

Введение:

 

В произведениях XIX века, дорога представляется в разных значениях. Это
помогает сильнее погрузиться в атмосферу, которую создаёт автор в своём
произведении.  Дорога, во всех
произведениях, выступает как древний образ-символ и звучит весьма разнообразно.
Чаще всего она воспринимается, как путь героя, реже берётся — народ или
государство. В произведениях, особенно лирических, дорога обычно описывается
серыми красками с «напылением» тумана. При этом в литературе XIX века можно встретить метафору «жизненный путь», которая
часто используется в произведениях Гоголя, Пушкина, Лермонтова. Именно их
произведения сегодня будут рассмотрены, в качестве образцов. В русской литературе конца XVIII века тема дороги
прослеживается даже в названиях произведений. Писатели, особенно жанра
сентиментализм, который получил развитие в России именно в это время, нередко
использовали такой приём в художественных произведениях, как путешествие:
впечатления о посещении Германии, Швейцарии, Франции и Англии легли в основу
книги Н.М. Карамзина «Письма русского путешественника», а дорога из Петербурга
в Москву потрясла увиденным А.Н. Радищева, что в итоге привело к созданию его самой
известной книги — «Путешествия из Петербурга в Москву». Мотив пути может выполнять как композиционную
(сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги
ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. К
использованию этой пространственно-временной метафоры прибегали многие поэты и
писатели: А. С. Пушкин в стихотворениях «Товарищам» и «19 октября», Н. В.
Гоголь в бессмертной поэме «Мёртвые души», Н. А. Некрасов в «Кому на Руси жить
хорошо», Н. С. Лесков в «Очарованном страннике», В. Егоров и Г. Артамонов.

Актуальность изучения данной темы
обусловлена разбором дорожной символики в русской лирике 19 века, в частности
средств передвижения.

Объектом исследования являются
произведения 19 века.

Предметом
исследования являются средства передвижения описанные в произведениях. Цель работы: рассмотреть дорожную символику в лирических
произведениях XIX века. Задачами, для достижения цели являются: 1. провести анализ средств передвижения в Русской литературе 2. рассмотреть произведения Пушкина и Лермонтова, для
выявления символики дороги 3. описать виды транспорта из произведений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дорога — образ, используемый всеми поколениями писателей.
Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в
произведениях литературы ХVIII века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ
столетия, не забыт он и сейчас. Для русской классики путешествие, странствие, дорожная тема
стали одним из устойчивых моментов. Однако назначение мотива пути было
обусловлено традицией: дорога являлась фоном, где разворачивались события,
помогала организовать сюжет, оживляла описание места действия пейзажными
зарисовками. Дорожная тема — одна из излюбленных в русской литературе. К ней
обращались почти все великие мастера художественного слова. В этой теме
воплотились и народная философия, и взгляды авторов на проблемы истории и
эстетики. Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую)
функцию, так и символическую. Чаще
всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого
государства. К использованию этой пространственно-временной метафоры прибегали
многие поэты и писатели: А. С. Пушкин в стихотворениях «Товарищам» и «19
октября», Н. В. Гоголь в бессмертной поэме «Мёртвые души», Н. А. Некрасов в
«Кому на Руси жить хорошо», Н. С. Лесков в «Очарованном страннике», В. Егоров и
Г. Артамонов. Дорога — это источник перемен, жизни и подспорье в трудную
минуту. Дорога — это и способность к творчеству, и способность к познанию
истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь
удастся найти современникам.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1 СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

1.1
Символика мотива дороги в произведениях

Выхожу
один я на дорогу;
Сквозь
туман кремнистый путь блестит;
Ночь
тиха. Пустыня внемлет богу,
И
звезда с звездою говорит.
М. Ю. Лермонтов Образ дороги — древнейший и не только в
русской литературе. При описании дороги в произведении, представляется лента
дороги, уходящая вдаль, на ней одинокий путник, бредущий в одном, ему известном
направлении — это образ покоя, прошлого и будущего, а сам путник представляет
точку настоящего, которая меняется с каждым шагом. Он ушёл из дома, дом остался
в прошлом, за его спиной, ушёл либо в никуда, либо на поиски приключений, либо
по нужде, но он всегда вернётся домой. Это своеобразная закольцованность всех
произведений. В литературе образ дороги всегда играл
важную роль. Например «Одиссея» Гомера, главный герой странствует долгие годы,
прежде чем ему удается вернуться домой. Практически все великие герои
отправляются в путь. Во время странствий они совершают большинство своих
подвигов. Во время исторического развития
общества образ дороги в литературе и как следствие в сознании людей претерпевал
те или иные изменения. Однако он не утратил, да и не мог утратить своей
значимости. Во-первых, люди, как раньше, путешествовали, переезжали с одного
места на другое, в пути с ними происходили какие-либо события, которые могли
стать материалом для писателя. Во-вторых, дорогу можно понимать не только в
узком смысле как отрезок пути, связывающий две точки, но и как человеческую
жизнь. Конечно, если подходить с этой точки зрения, можно утверждать, что образ
дороги как жизненного пути человека присутствует в любом литературном
произведении. Однако остановимся на более узком подходе к пониманию образа
дороги и рассмотрим на нескольких примерах, как осмысляли этот образ писатели XIX века. Основной характерной чертой русской
литературы является наличие в ней «сквозных» тем. Так, одной из них является
тема пути — дороги в русской литературе. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй
половины XIX века. А
М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к
использованию мотива дороги, чтобы показать обретение лирическим героем
гармонии с природой. Для Н. В. Гоголя дорога стала стимулом к творчеству, к
поиску истинного пути человечества. Она символизирует надежду на то, что такой
путь станет судьбой его потомков. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных
значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и
понять величие творения поэтов, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на
взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием
дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или
отдельно взятого образа. Например, мотив дороги в “Евгении
Онегине” — это не только путешествие Онегина, но и путешествие Лариных из
деревни в Москву. Здесь Пушкин использует подчеркнуто “низменную” лексику,
недопустимую в романтической поэме: Мелькают
мимо будки, бабы, Мальчишки,
лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы,
сани, огороды… Если обратиться к произведению
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», мы увидим как Печорин путешествует из
главы в главу, оказываясь каждый раз в новом месте и проживая там новые
моменты. Каждая глава уникальна, то Печорин оказывается в Тамани, глава «Княжна
Мери» встечает его в Пятигорске, потом Кисловодск, после казачья станица,
«Бэла»

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы