Курсовая теория на тему (Доработка) Государственная Дума: порядок избрания, структура, компетенция
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Порядок избрания и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ……………………………………………………………….…….8
1.1. Порядок избрания Государственной Думы………………………..8
1.2. Полномочия Государственной Думы……………………………..16
Глава 2. Структура и организация работы Государственной Думы………..25
2.1. Структура Государственной Думы………………………………..25
2.2. Организация работы Государственной Думы……………………26
Заключение………………………………………………………………….….31
Список использованной литературы…………………………………………33
Введение:
Конституцией Российской Федерации провозглашается, что Россия — это правовое государство (ст. 1). В соответствии с современной политико-правовой доктриной основным отличительным признаком правового государства является верховенство закона и превалирование принципов права, а не мотивов политической целесообразности в деятельности государства.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что и создание эффективного функционирования Государственной Думы является важнейшей задачей современного государства. Кроме того, в последние несколько лет политическая жизнь в Российской Федерации проходит достаточно бурно, при этом большое значение в происходящих политических процессах играют палаты Федерального собрания Российской Федерации — Государственная Дума и Совет Федерации. На протяжении всей современной российской истории в угоду текущим политическим интересам менялись принципы и порядок формирования обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии научно обоснованной и рациональной схемы, позволяющей функционировать надлежащим образом в течение длительного времени.
Как организационно-правовые основы деятельности парламента, так и процесс создания правовых норм не могут быть произвольными, субъективными, они должны базироваться на принятых и закрепленных конституционно правилах, которые государство обязано соблюдать. В системе конституционно-правовых отношений центральное место занимают парламент и парламентские процедуры, составляющие предмет достаточно молодой подотрасли конституционного права — парламентского права.
В действующей Конституции РФ формированию, структуре и функциям Федерального Собрания посвящена 5 глава. Само расположение ее в Конституции Российской Федерации — вслед за главой «Президент Российской Федерации» и перед главой «Правительство Российской Федерации» — указывает на значение представительной и законодательной власти, ее первостепенное место в системе разделения властей.
Законотворческая деятельность, будучи основной формой правотворчества, присуща многим органам государственной власти, поскольку они осуществляют деятельность, связанную как с реализацией правовых норм, так и с их созданием. Причем к законотворчеству, как справедливо обратил внимание Президент РФ, следует активнее привлекать представителей его государственных формирований, Общественной палаты.
Становление системы законодательства потребовало решения целого ряда вопросов как теоретического, так и прикладного характера. Была выявлена потребность разграничения правотворческих полномочий между федеративным Центром и регионами, а также научного осмысления вопросов соотношения регионального и федерального законодательства и многих других проблем. Конституция Российской Федерации наделила субъекты Российской Федерации правом осуществлять собственное законодательное регулирование. В связи с тем, что региональное законодательство существует лишь несколько лет, актуальной является проблема разработки унифицированной процедуры его создания и обеспечения его надлежащего качества. Тема парламента и законотворчества в системе конституционного права актуальна сегодня, как никогда, — перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. В постсоветский период попытки приспособить Конституцию РСФСР 1978 г. к новым политическим реалиям, сложившимся в российском обществе в конце 1980-х начале 1990-х гг., успехом не увенчались.
Заключение:
Итак, мы изучили действующие в настоящее время в Российской Федерации законодательство, касающееся порядка формирования нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации — Государственной Думы. Нами было отмечено, что нижняя палата российского парламента формируется путем проведения выборов, в связи с этим требуется детальное регламентирование этого процесса. Действительно, законодательство о выборах депутатов Государственной Думы является достаточно сложным и запутанным, что, однако, позволяет обеспечить учет всех возможных ситуаций, могущих возникнуть во время избирательного процесса.
Россия — государство с республиканской формой правления, государственная власть в котором осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 1, 10 Конституции РФ). Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Деятельность Государственной Думы Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках ее предметов ведения путем реализации предоставленных ей полномочий. Основным нормативным правовым актом, определяющим предметы ведения и полномочия Государственной Думы, является Конституция Российской Федерации. Определение компетенции Государственной Думы на конституционном уровне свидетельствует об особой значимости данной палаты как составной части Федерального Собрания РФ в решении государственных дел. Это не означает, что ей предоставлена полная самостоятельность, равная самостоятельности органа государственной власти. Конституционных оснований для признания ее таковым органом нет. Государственная Дума — структурная часть федерального парламента в форме палаты, неразрывно связанная со второй его структурной частью (палатой) — Советом Федерации. Их неразрывность обусловлена организацией законодательной деятельности на федеральном уровне, которая является основным направлением деятельности Федерального Собрания РФ. При этом ни одна из его палат не наделена полномочиями по окончательному принятию законов. Именно благодаря совместному осуществлению законодательной деятельности обеспечивается единство двухпалатного российского парламента. И он в этом смысле не исключение из числа имеющихся двухпалатных парламентов других государств.
В то же время нельзя отрицать определенной самостоятельности Государственной Думы в сферах ее ведения. Таковыми являются все сферы ведения Российской Федерации, в которых осуществляется законодательное регулирование. То есть в сфере ведения Государственной Думы находятся и промышленность, и народное образование, и оборона, и иные сферы, где общественные отношения регулируются законом. Такой вывод подтверждает, во-первых, структура федерального законодательства, во-вторых, внутреннее устройство самой Государственной Думы. На первой сессии каждого очередного созыва она образует около трех десятков комитетов, которые функционируют по всему спектру деятельности Российской Федерации.
Государственная Дума РФ, является, несомненно, важнейшим социально-правовым институтом, от результатов, деятельности которого зависит практически все состояние российского общества.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
1.1. ПОРЯДОК ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 95, 96) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодателем неоднократно изменялись способы выборов депутатов Государственной Думы — от смешанной мажоритарно-пропорциональной системы осуществлен переход к пропорциональной системе выборов (с 2005 по 2013 г.). Однако Президент РФ предложил вернуться к прежней схеме избрания депутатов Государственной Думы по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, при которой половина депутатов избираются по партийным спискам, вторая половина — по одномандатным округам. Такая избирательная система действительно представляется наиболее оптимальной — преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем балансируют, что создает более демократичную платформу для формирования палаты парламента.
В соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2014 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выборы депутатов Госдумы проводятся на основе смешанной избирательной системы, предусматривающей, что половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам (один депутат — один округ), другая половина — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.
Кандидаты на выборах выдвигаются как непосредственно, так и в составе федеральных списков кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями.
В федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов. Федеральный список кандидатов разделяется на общефедеральную и региональную части, при этом наличие общефедеральной части необязательно. В общефедеральную часть списка может быть включено не более 10 кандидатов, в региональной части должно быть не менее 35 региональных групп кандидатов. Региональные группы кандидатов могут соответствовать группе граничащих между собой субъектов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или части его территории, включающей в себя территорию одного округа или территории двух и более граничащих между собой одномандатных избирательных округов. Региональная часть списка должна охватывать всю территорию Российской Федерации.