Педагогика и краеведение Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Дополнительная образовательная программа по историческому краеведению для младших школьников в ОДОД общеобразовательной школы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Сущность
исторического краеведения и значение знаний по истории и культуре родного края
для развития личности детей младшего школьного возраста  7

2. Учет психологических особенностей развития младших
школьников при разработке и реализации дополнительной образовательной историко-краеведческой
программы.. 11

3. Методические аспекты разработки и реализации
дополнительных образовательных программ по историческому краеведению.. 13

Заключение. 24

Список
использованной литературы   25

  

Введение:

 

В Федеральном
государственном стандарте второго поколения содержится описание портрета
будущего выпускника: «Выпускник будущего — это патриот, носитель ценностей
гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины». Важность
данной проблемы отражена в Федеральных законах «Об образовании в РФ» и «О
дополнительном образовании» [1, 2].

Один из целевых ориентиров всех нормативных документов
направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В
проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»
подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:

• историческую
преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной
культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию
народов России;

• воспитание
патриотов России, граждан правового демократического, социального государства,
уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и
проявляющих национальную и религиозную терпимость [3].

Сущность краеведения в дополнительном
образовании заключается во всестороннем изучении обучающимися под руководством педагога
в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края.

Историко-краеведческие
программы в ОДОД общеобразовательных школ осуществляются и разрабатываются в
соответствии с образовательными и воспитательными целями школы. Одним из
условий краеведческой работы ОДОД является вовлечение в нее педагогических работников,
в соответствии с программой, составом обучающихся и местными возможностями.

Вопросы краеведения
включены в разделы программы Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой
«Русский язык» и Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное
чтение». По этим предметам вопросы краеведения включены уже с 1 класса. Краеведение воспитывает у младших школьников
причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и
настоящем через различные исследования, изучение неразрывной связи с
предшествующими поколениями, формирует патриотизм, духовность. Краеведение
развивает у детей наблюдательность, мышление, внимание к окружающему миру.

При подготовке к
краеведческой работе в дополнительном образовании следует иметь ввиду, что
краеведение является не только эффективным способом решения
учебно-воспитательных задач, но и возможностью педагога приобщиться вместе с
учащимися к исследовательской работе. В. М. Коротов и Л. Ю. Гордин выделяют
несколько направлений сбора краеведческого материала: археологический,
историко-литературный, этнографический, биографический, экологический [30, с.6].

Будучи жителями такого
города, как Санкт-Петербург, невозможно не обращаться к великому наследию
гуманитарного профиля с целью дать юному петербуржцу знания и, главное,
эмоционально-чувственную почву для взращивания собственных понятий и
формулировок по поводу отношения к городу, его истории, культуре и его красоте [33].

 В
Петербурге сосуществуют и успешно реализуются различные концептуальные подходы
к воспитанию, в методологию данного исследования положена концепция «Концепция
воспитания юных петербуржцев «Петербургские перспективы»», представляющая собой
документ, в котором определяются базовые подходы педагогического сообщества
Санкт-Петербурга к ценностям, целям, содержанию и нормам воспитательной
деятельности в различных типах образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Л.К. Ермолаевой разработана концепция системы
краеведческого образования в школах Санкт- Петербурга и программы учебных
курсов для учащихся начальной школы. В разработку методики и содержания работы
со школьниками по краеведению Санкт-Петербурга внесли вклад Аксельрод В.И.,
Дмитриева Е.В., Канн П.Я., Колесникова И.А., Лебедева И.М., Нестеров В.В. и
другие ученые, и педагоги, чей опыт использован для достижения цели настоящего
исследования.

 Курс
«История и культура Санкт-Петербурга» считают важным педагоги дополнительного
образования нашего города. Сегодня дополнительное образование детей — это
система обучения и творческого развития, выходящая за пределы государственного
стандарта. Она осуществляется на базе специализированных организаций или
отделов дополнительного образования ОУ. Дополнительное образование реализует
программы в зоне личного и творческого интереса обучающихся, чем способствует
формированию не только основ профессионального и личностного становления подрастающего
поколения, но и возможности раскрыть свои таланты и способности в качестве
социально ориентированной деятельности, цель которой – приносить пользу
обществу [6].

Объектом
исследования является образовательная деятельность в дополнительном
образовании.

Предметом
исследования выступают особенности содержания, форм организации и средств
реализации дополнительной образовательной программы по истории и культуре
Санкт-Петербурга для младших школьников.

Цель
исследования: Изучить особенности содержания, формы организации и средства
реализации дополнительной образовательной программы по истории и культуре
Санкт-Петербурга для младших школьников.

Задачи
курсового исследования:

1.
Раскрыть сущность исторического краеведения и его значения в гуманитарном
образовании детей младшего школьного возраста.

2. Изучить
психолого-педагогические аспекты организации деятельности младших школьников по
изучению истории и культуры Санкт- Петербурга.

3.
Рассмотреть особенности и классификацию дополнительных образовательных программ
и методические особенности их разработки и реализации для младших школьников.

Глоссарий:

Дополнительная
образовательная программа — это нормативно-управленческий
документ, определяющий содержание дополнительного
образования, разработанный по
одной из направленностей дополнительного
образования и представляющий
собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития
обучающихся, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных)
в соответствии с социальным заказом. (Бородин С.П. Общие вопросы школьного
краеведения).

Младший
школьный возраст — определённый возрастной период жизни
человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном
объёме.

Краеведение
— область знаний, гуманитарная наука, занимающаяся комплексным
научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории
и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории,
археологии.

Историческое краеведение
— это и освоение местного исторического опыта, и важнейшая
деятельность, нацеленная на выявление, сохранение и изучение культурного и
природного наследия, а также метод исторического
исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятие "краеведение"
относится к комплексному изучению местного населения на определенной части
страны, городов, сел, улиц, населенных пунктов, для которых эта территория
считается коренной землей.

История краеведения прочно утвердилась
в дополнительном образовании, является важным средством повышения качества
знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения. Школьное
краеведение является важным фактором нравственного, патриотического, трудового,
эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, способствует
общему образованию, расширению кругозора и развитию познавательных интересов
учащихся, приобщению их к творческой деятельности, формированию практического
обучения.

Выявление уникальных особенностей
истории, культуры Санкт-Петербурга в основном осуществляется краеведами. Как
правило, краеведы также готовят выявленные объекты наследия для использования
туристами: разработка экскурсионных планов и маршрутов, идентификация объектов
в музеях, подготовка материалов информационного обеспечения. Поэтому участие
детей и молодежи в краеведческих мероприятиях помогает значительно расширить и
углубить знания, полученные при изучении школьных предметов, и конкретизировать
их. Таким образом, культурное и природное наследие, его средства изучения стали
важной частью структуры российской педагогики.

Гражданские и патриотические чувства
не могут быть пробуждены на основе абстракции. Только конкретное понимание
истории своего региона, своего вида, жизни и деятельности своих соотечественников,
их участия в военных и трудовых достижениях формирует уважение к прошлому своей
страны, пробуждает в них стремление к славе своих соотечественников, продолжает
традиции, вносит свой вклад в историю и культуру Родины.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность исторического краеведения и значение знаний по истории и
культуре родного края для развития личности детей младшего школьного возраста Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как неотъемлемая часть общего образования и предполагает
свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, направленных
на развитие его способностей, интересов, которые
ведут к социально-культурной самореализации, саморазвитию,
самовоспитанию.

Роль таких занятий дополнительного образования необходима для
усиления мотивации детей к познанию
и творчеству, дает возможность обучающимся быть гармонично развитыми
личностями, создает условия
для самореализации [15].

Программа дополнительного образования по
историческому краеведению рассчитана на то, чтобы школьники изучили и познали
свою историю – Сущность
исторического краеведения заключается во всестороннем изучении обучающимися под руководством педагога в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры
и быта его населения,
особенностей исторического развития. Краеведение развивает у обучающихся наблюдательность, мышление, воспитывает в обучающихся патриотизм, интерес к родной культуре, наследию
своей семьи, своей малой
родины. При изучении «своей местности» у учащихся формируются
правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах . Тем самым, краеведческий принцип дает возможность
строить преподавание согласно
дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к
далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема — соединение обучения с жизнью.

Краеведение
— одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных предметов таких как история,
этнография, обществознание , литература . Это способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий
в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего
народа, изучения прошлого и настоящего своей
―малой родины‖, восстановление духовности для
формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая
родина, отечество, родной край играют значительную
роль в жизни каждого человека.

Частица
любимой Отчизны, дорогие сердцу
места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую
духовную культуру, народные традиции, обычаи . Сегодня все больше
регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей
потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине [35].

История краеведения прочно
утвердилась в общеобразовательных школах, является важным средством повышения
качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения,
но в урочной деятельности невозможно глубоко и предметно обратиться к частным
вопросам истории, культуры и быта петербуржцев в различные периоды развития
нашего города.

 Вот почему дополнительные образовательные
программы историко-краеведческой направленности в дополнительном образовании
являются важным фактором нравственного, патриотического, трудового,
эстетического, экологического и физического воспитания младших школьников,
способствуют общему образованию, расширению кругозора и развитию познавательных
интересов детей, приобщению их к творческой деятельности, формированию
практического обучения.

Санкт-Петербург — это город, издавна
окутанный пеленой тайн и легенд. Объектами местных легенд и мифов являются
природа, историческое прошлое, искусство и культура Санкт-Петербурга. Все они
являются объектами различных наук, и поэтому в их исследованиях используются
различные методы, присущие соответствующим областям знаний. Все направления
краеведения имеют общую исследовательскую тему — край. Понятие "край"
условно, в зависимости от того, кто его изучает и с какой целью. Для
региональных музеев край может быть одним или несколькими районами или городом.
Для школы «край» обычно является районом, и информация об этом районе может
быть использована в качестве местного материала. Для петербуржцев «край» — это
город в его исторически меняющихся границах и те территории, которые неразрывно
связаны с его историей, а именно территории Ленинградской области.

Г.Н. Матюшин отмечает, что
историческое краеведение раскрывает ученикам уважение к родной земле, городам,
селам. Помогает понять неразрывную связь между историей каждого города, села и
жизнью нашей страны, историей единства, почувствовать участие каждой семьи в
современной жизни города, осознать свою ответственность за честь жить и учиться
в городе с великим прошлом и настоящим. (Матюшин 1964: 9).

С точки зрения Д. С. Лихачева,
краеведение играет жизненно важную педагогическую роль в трудовом, нравственном
и эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании
патриотизма подрастающего поколения [32].

Одной из главных особенностей
краеведческой работы является то, что она включает в себя элементы
исследования. Поэтому его обязательной частью является непосредственное участие
детей и педагогов в научно-исследовательской работе. В ходе этой работы младшие
школьники знакомятся с доступными методами исследования и учатся самостоятельно
приобретать знания. Это исследование помогает развивать творческую инициативу и
целенаправленное использование энергии обучающихся.

Комплексное изучение истории,
культуры и природы края в настоящее время немыслимо без понимания традиций и
наследия современного региона, которое способствует расширению общего и мировоззренческого
кругозора младших школьников, повышению их общей и эстетической культуры,
воспитанию патриотизма и уважения к прошлому и настоящему.

Участие младших школьников в
краеведческих мероприятиях помогает значительно расширить и углубить знания, полученные
при изучении школьных предметов, и конкретизировать их. Таким образом,
культурное и природное наследие, его средства обучения стали важной частью
структуры российской педагогики. Гражданские и патриотические чувства не могут
быть пробуждены на основе абстракции.

Только конкретное понимание истории
своего региона, своего вида, жизни и деятельности своих соотечественников, их
участия в военных и трудовых достижениях формирует уважение к прошлому своей
страны, пробуждает в них стремление к славе своих соотечественников, продолжает
традиции, вносит свой вклад в историю и культуру Родины (Маханева, Князева
2005: 32).

Педагогу дополнительного образования
необходимо помнить о важности краеведения в формировании патриотических чувств
и гражданском воспитании детей младшего школьного возраста. Любовь к родине
конкретна. Это любовь к родному городу, городу, деревне. Чтобы по — настоящему
любить свою землю, нужно хорошо ее знать.

Интерес к местной истории особенно
возрос с конца двадцатого века. История города воспитывает любовь к родной
земле и дает знания, без которых невозможно сохранить памятники культуры и
традиции Санкт-Петербурга. Здесь роль программ дополнительного образования по
краеведению должна быть значительно расширена

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы