Курсовая теория Экономические науки Финансы

Курсовая теория на тему долговая нагрузка и кредитные рейтинги России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.. 5

1.1.
Сущность, формы и виды государственного долга. 5

1.2. Управление государственным
долгом
. 13

Глава
2. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ДОЛГОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 17

2.1.
Основные проблемы и задачи по урегулированию государственным долгом  17

2.2.
Путь преодоления государственного долга. 28

2.3.
Кредитный рейтинг Российской Федерации. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 40

  

Введение:

 

Вопрос о государственном долге
связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической
жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей
создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого
состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.

Идея государственного долга как
своего рода государственного бремени возникает потому, что государственные
долги в конечном итоге являются долгами налогоплательщиков. Однако, исходя из
этого подхода, государственный долг как проблема не существует, за исключением
той части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства,
вместе взятые, являются как держателями государственного долга, так и
должниками.

Актуальность рассматриваемой
темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того,
для урегулирования государственного долга необходим серьезный анализ структуры
долга, возможности его погашения, срочности и возможности договориться о его
реструктуризации. При решении проблемы государственного долга также необходимо
активно использовать теоретические разработки в этой области.

Объект исследования –
Государственный долг РФ и долговая стратегия Минфина.

Предмет исследования –
Государственный долг РФ.

Цель данной курсовой работы –
исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и
динамики долга и его влияния на экономику России, определение методов
оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.

Задачами курсовой работы
являются:

1. раскрытие экономической
сущности государственного долга и его составляющих;

2. анализ современного состояния
внешнего и внутреннего долга РФ;

3. оценка проблем
государственного внешнего долга РФ и пути их решения.

Теоретическая основа: в экономической
литературе тема государственного долга России является дискуссионной. Единой
методологии оценки долгового бремени и его влияния на экономику Российской
Федерации не существует; предложения по оптимизации размеров внешнего и
внутреннего долга также различны.

Разработка методологии изучения
нерешенных проблем по этой теме отойдет от формального подхода к изучению
государственного долга, который ограничивается только сравнением данных о его
размере, и создаст возможность эффективного использования результатов в
процессе управления экономикой.

Методологическую основу работы
составили следующие методы: эмпирический метод, анализ статистических данных,
сравнение.

Нормативная основа состоит из
ФЗ, Правовых положениях и других законодательных актов, открывающих тему
исследования.

Основу эмпирического материала
диссертационного исследования составили статистические и иные данные,
отражающие развитие правоприменительной деятельности в аспекте реализации
нормативных правовых актов, регулирующих функционирование государственного
долга в системе финансового права.

Структурно работа состоит из
введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой
литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в настоящее время
заемные средства делятся на внутренние и внешние в валюте происхождения
обязательств, задолженность в рублях относится к внутреннему долгу и
задолженность в иностранной валюте сторонним организациям.

В мировой же практике существуют
следующие определения:

Внешний государственный долг –
это внешний долг организаций и частных лиц. Эти долги представляют собой
наибольшее бремя для страны, поскольку они должны возвращать ценные товары и
предоставлять определенные услуги для выплаты процентов по долгам и по самому
долгу. Следует также отметить, что кредитор обычно устанавливает определенные
условия, на которых предоставляется кредит.

Внутренний долг — это
обязанность государства перед его населением. Долговые обязательства могут
принимать форму: займов, полученных правительством; государственные займы через
ценные бумаги, выпущенные от имени правительства; другие долговые обязательства.
Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными
(от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долги погашаются в срок,
который не может превышать 30 лет.

В январе 2019 года совокупный
внешний долг РФ оценивался в 453,7 млрд. долларов. Это на 12,4% ниже, чем на
начало 2018-го. При этом сумма «нового долга» сократилась с 54,8 до 43,4 млрд.
В течение года внешний долг России не только не уменьшился – увеличился почти
на 17 млрд. долларов. На 1 января 2020 года он может вырасти еще больше.

Внешний долг государства –
средства, заимствованные у зарубежных банков, финансовых компаний, фондов,
институтов. Они, как правило, направляются на покрытие дефицита бюджета,
пополнение золотовалютного запаса, финансирование других общегосударственных
мероприятий.

Нестабильность сырьевых рынков,
политические колебания, другие объективные факторы не позволяют абсолютно точно
спрогнозировать сумму государственного долга в 2020-м и платежей по его
погашению и обслуживанию. Развитие событий во многом будет зависеть от
стоимости энергоносителей, объемов их экспорта. Эксперты сходятся в одном: в
ближайшее время без кредитных средств не обойтись. Вопрос в том, кто из стран
захочет кредитовать Российскую Федерацию на приемлемых условиях и в необходимых
размерах? И захочет ли? Стабилизация ситуации возможна при увеличении цены на
нефть, газ, нефтепродукты – основной российский экспорт. Это укрепит
национальную валюту и положительно повлияет на инвестиционный климат.

С накоплением государственного
долга в 2020 году связан ряд экономических последствий. Эти последствия могут
быть как мнимыми, так и реальными.

Мнимые последствия включают в
себя банкротство и перенос бремени на будущее поколение.

Есть три причины, по которым
государство не может обанкротиться:

1. Рефинансирование. Суть этого
метода заключается в выпуске и продаже новых облигаций с целью погашения
задолженности перед владельцами выкупаемых облигаций.

2. Налогообложение.
Правительство имеет право облагать налогом и собирать население в порядке,
установленном законом. Повышение доходов является одним из способов получения
достаточных средств для уплаты процентов и полной суммы государственного долга.

3. Создание денег. Поскольку
правительство имеет право использовать печать на полную мощность, очень трудно
представить возможность банкротства. В дополнение к доходам от продажи других
облигаций и сбора налогов федеральное правительство может напечатать правильную
сумму денег для погашения государственного долга.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

1.1. Сущность, формы и виды государственного долга

 

Государственный долг – это сумма
бюджетного дефицита, накопленного за определенный период времени, за вычетом
положительного профицита бюджета, доступного в то время. Различают внешний и
внутренний государственный долг[1].

Следует отметить, что в России
разработан иной подход, чем комплексный подход к такому разделению. Закон
Российской Федерации о внутреннем долге государства, принятый в 1992 году,
установил разделение государственного долга на внутренний долг и внешний долг по
валютному критерию. Сейчас действующий Закон РФ от 13.11.1992 N 3877-1 "О
государственном внутреннем долге Российской Федерации" гласит «Государственным
внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства
Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации
(далее — долговые обязательства Российской Федерации) перед юридическими и
физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской
Федерации.»[2]

 Таким образом, в настоящее время заемные
средства делятся на внутренние и внешние в валюте происхождения обязательств,
задолженность в рублях относится к внутреннему долгу и задолженность в
иностранной валюте сторонним организациям.

В мировой же практике существуют
следующие определения:

Внешний государственный долг –
это внешний долг организаций и частных лиц. Эти долги представляют собой
наибольшее бремя для страны, поскольку они должны возвращать ценные товары и
предоставлять определенные услуги для выплаты процентов по долгам и по самому
долгу. Следует также отметить, что кредитор обычно устанавливает определенные
условия, на которых предоставляется кредит.

Внутренний долг — это
обязанность государства перед его населением. Долговые обязательства могут принимать
форму: займов, полученных правительством; государственные займы через ценные
бумаги, выпущенные от имени правительства; другие долговые обязательства.
Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными
(от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долги погашаются в срок,
который не может превышать 30 лет[3].

Внутренний долг можно разделить
на рыночный долг, существующий в форме долевых и нерыночных ценных бумаг,
возникающий в результате исполнения федерального бюджета и выпущенный для
финансирования возникающего долга. Если выпуск и обращение первого из них в
достаточной мере регламентированы и включены в программу внутреннего
кредитования на следующий финансовый год, последний будет издаваться
нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Увеличение внутреннего долга
менее опасно для экономики, чем увеличение внешнего долга. При погашении
внутреннего долга не возникает утечек продуктов и услуг, но в экономической
жизни происходят некоторые изменения, последствия которых могут быть очень
значительными. Это связано с тем, что погашение внутреннего долга приводит к
перераспределению доходов в стране.

Дефицит бюджета и
государственный долг тесно связаны, поскольку, с одной стороны, государственный
долг является наиболее важным источником покрытия дефицита бюджета. во-вторых,
невозможно определить, насколько опасен тот или иной дефицит бюджета, не
проанализировав размер государственного долга. С другой стороны, чтобы
определить уровень государственного долга, необходимо изучить рост дефицита
бюджета.

Как правило, в государственном
долге видны две опасности: во-первых, возможность банкротства страны, а
во-вторых, опасность переложить бремя задолженности на будущие поколения.

Что касается первой «опасности»,
то можно наблюдать следующее: никто не может помешать правительству выполнить
свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые
обязательства включают: рефинансирование (когда ценные бумаги погашаются,
правительство продает новые ценные бумаги и использует полученные средства для
погашения ценных бумаг, которые должны быть возвращены их соответствующим
владельцам); сбор новых налогов (для получения достаточного дохода для выплаты
процентов по долгам и основной сумме), выпуск новых средств в обращение.

Что касается второй «опасности»,
то особенность внутреннего долга заключается в том, что сама страна должна. В
большинстве случаев государственный долг — это только отношения между
гражданами. Это также государственный заем[4].

Увеличение государственного
долга имеет реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, процентная ставка по
государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку
значительная доля государственных облигаций сконцентрирована в наиболее
состоятельной части населения. Погашение государственного долга означает, что
деньги из карманов самых бедных слоев населения обогащаются, то есть тех, кто
имеет обогащенные обязательства.

Во-вторых, повышение налоговых
ставок как средства выплаты или сокращения государственного долга может
подорвать экономические стимулы для развития производства, снизить интерес к
инвестированию в рискованные предприятия и повысить социальную напряженность в
обществе.

В-третьих, наличие внешнего
долга предполагает перевод части внутреннего производства за границу (в случае
выплаты процентов или основной суммы).

В-четвертых, рост внешнего долга
снижает международный авторитет страны.

В-пятых, если правительство
берет кредиты на рынке капитала для рефинансирования долга или выплаты
процентов по государственному долгу, это неизбежно ведет к увеличению ставки
капитала. Повышение процентной ставки приводит к снижению капитализированных
затрат и сокращению частных инвестиций, что означает, что будущие поколения
могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми
негативными последствиями, которые это влечет за собой[5].

Различают следующие основные
виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу
классификации (рис. 1).

Внутренний и внешний
государственный долг — наиболее значимая классификация долговых обязательств
государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые
обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего
долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав
внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может
учитываться и другой признак — категория держателей государственных ценных
бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

 



[1] Финансы. Денежное
обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.:
Финансы, ЮНИТИ 2018. С. 124

[2] Государственным внутренним
долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства
Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации (далее —
долговые обязательства Российской Федерации) перед юридическими и физическими
лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Ст. 1 п.1

[3] Воронин, Ю., Кабашкин, В.
Управление государственным долгом. // Экономист. – 2019 – №1. с. 58-67.

[4] Экономика: Учебник / Под
ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2019. – с. 312.

[5] Матвеева, Т.Ю. Основы
экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. –
М.: Дрофа, 2019. – 205с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы