Курсовая теория на тему Договор розничной купли-продажи. Защита прав потребителей в розничной торговле
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Общие положения о правах потребителей и их
защите
1.1 История становления и развития института защиты
прав потребителей
1.2 Понятие потребителя и его признаки
Глава 2. Содержание института защиты прав потребителей
в розничной торговле
2.1 Понятие и особенности договора розничной
купли-продажи
2.2 Основные права потребителей в розничной торговле
2.3 Способы защиты прав потребителей при продаже товаров
Введение:
Особые правовые привилегии для потребителей обусловлены
уязвимостью граждан. Для защиты прав и законных интересов потребителей,
государством в федеральных законах, а также в отдельных подзаконных актах были
установлены дополнительные гарантии, а также закреплены меры ответственности за
нарушение прав потребителей. Таким образом, государство подчеркивает важность
защиты прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1 (далее – Закон №2300-1[1])
стал первым нормативным актом, которым были детально
регламентированы права потребителя.
Одним из распространенных договоров является договор
розничной купли-продажи. Следует отметить, что большое количество обращений в
суд с целью защиты прав потребителей связано с нарушениями прав потребителя
именно в рамках данного договора. Несмотря на то, что положения ГК РФ, а также Закона №2300-1 в части регламентации договора
розничной купли-продажи, а также вопросов защиты прав потребителей при
заключении и исполнении такого договора со стороны продавцов допускаются
нарушения, которые проводят к необходимости обращения за судебной защитой прав
потребителей. В свете новых тенденций на потребительском рынке, таких
как стремительное развитие дистанционной торговли, вопросы защиты прав
потребителей становятся особенно актуальны. Все вышеизложенное свидетельствует
об актуальности темы настоящего исследования.
Объектом
исследования выступают правовые нормы законодательства, регулирующие права
потребителей при продаже товаров.
Предметом
являются права потребителей, формы защиты их прав и правовые нормы,
регламентирующие вопросы защиты прав потребителей.
Целью данной работы является комплексный анализ правового
механизма защиты прав потребителей в розничной торговле в современном
российском законодательстве.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1.
изучить
историю становления и развития института защиты прав потребителей;
2.
рассмотреть
понятие потребителя и его признаки;
3.
охарактеризовать
договор розничной купли-продажи;
4.
исследовать
основные права граждан-потребителей в розничной торговле;
5.
проанализировать
порядок и способы защиты прав потребителей в розничной торговле.
Методы исследования. Для решения поставленных задач
использовались всеобщий диалектический метод познания и системный подход, а также
такие общенаучные методы исследования, как статистический анализ, исторический
метод, заключающийся в изучении становления и развития потребительского
законодательства. Были применены также синтез, индукция, дедукция, обобщение.
Теоретической основой курсовой работы стали труды таких
ученых как Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И., Афонькина А.И., Бабкин А.И., Богдан В.В., Гаджиев Т.Ф., Бычко М.А., Жусупбекова
М.К., Митрофанов А.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Петросян Н.Г., Пьянкова А.Ф., Рубанова М.П., Скворцова Т.А.,
Павлов С.С. Слесарев В.Л., Кравец В.Д., Шутихина З.А., Эрделевский А.М. и других.
Новизна исследования состоит в попытки комплексного
исследования прав потребителей в розничной торговле, выявлении проблем и
внесении предложений по совершенствованию действующего законодательства. Структура
работы определена целями и задачами исследования. Работа имеет введение, две
главы, включающие в себя пять параграфов, заключение, список литературы.
[1] Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300–1 «О защите прав
потребителей» // Российская газета. – 16.01.1996. – № 8.
Заключение:
Из проведенного комплексного анализа правового механизма
защиты прав потребителей в российском законодательстве можно сделать следующие
выводы.
Понятие «потребитель» в самом общем виде начало
формироваться в древности вместе с зарождением первых задатков потребительского
регулирования в первых источниках права и продолжало развиваться веками вместе
с государственностью.
Потребительское законодательство РФ сохранило в себе
определенные недостатки, не устраненные в период формирования. В XX веке
существовало большое количество противоречащих ведомственных актов. На данный
момент отрасль представляет собой совокупность межотраслевых актов, не дополняющих,
а усложняющих структуру в целом. Также существовавшая в прошлом веке, концепция
«потребитель все слопает», к сожаленью, имеет место и сейчас.
Становление потребительского движения в 90-е годы сыграло
огромную роль в создании новых отношений продавца и потребителя. Советский
человек боялся, что его засудят, даже когда на самом деле был прав. С первым
выигранным делом началась эволюция потребительского сознания, граждане стали
осознавать себя в качестве потребителей, имеющих права, которые необходимо отстаивать.
Сейчас потребительские организации также играют весомую роль в развитии защиты
прав потребителей.
Каждый гражданин как потребитель товаров систематически
вступает в экономические и правовые отношения с предпринимателями, реализующими
эти товары по договору розничной купли-продажи.
Сфера применения Закона РФ «О защите прав потребителей»
определена достаточно полно: он применяется только в тех случаях, когда
действия потребителей и продавцов товаров связаны с заключением ими договоров,
в том числе розничной купли-продажи, исполнением этих договоров или
последствиями заключения, или исполнения этих договоров.
Вместе с тем, реальная деятельность потребительского рынка,
занятых в нем предпринимателей, соблюдение ими прав и интересов потребителей
далеки от необходимого уровня, крайне недостаточно работает механизм
конкуренции.
Сегодня прослеживаются следующие характерные нарушения
действующего законодательства на потребительском рынке, выраженные:
— в отсутствии необходимых навыков и познаний в предмете
деятельности у предпринимателя, потребителю не представляется о нем и
реализуемых им товарах комплекс необходимой информации;
— в отсутствии предпродажной подготовки товаров длительного
применения, у которых через незначительный срок выявляются скрытие дефекты;
— многочисленные факты отсутствия правоустанавливающих
документов на свою деятельность и на реализуемые товары;
— не соблюдение ценовой информации: зачастую обозначенная на
ценнике стоимость не соответствует кассовому чеку, а ценники не соответствуют
установленному положению;
— нарушение сроков реализации продовольственных товаров,
высок уровень просроченной продукции, отсутствуют условия их хранения, не
соблюдается порядок предоставления гарантийных сроков на промышленные товары.
Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено наличие
пяти гражданско-правовых способов защиты: компенсация морального вреда,
самозащита права, взыскание неустойки, изменение или прекращение правоотношения
и возмещение убытков. Для эффективности применения компенсации морального вреда
как способа защиты прав потребителей, она должна основываться не только на его
правовом значении, но и на социальном, отвечать основополагающим принципам добросовестности и
справедливости.
Развитие Закона в части дистанционной торговли явно не
поспевает за сегодняшними реалиями, активный рост данного вида торговли начался
еще в 2001 году, соответствующие регулирующие нормы были включены в Закон в
2004 году, Правила продажи товаров дистанционным способом утверждены и вовсе
только в 2007 году. С целью обезопасить потребителей от недобросовестных
продавцов предлагается включить в пункт 2 статьи 26.1 о дистанционном способе
продаж Закона «О защите прав потребителей» дополнительную информацию о продавце
и изложить в следующем виде:
«Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена
потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе
(месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном
наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о государственном
регистрационном номере записи о создании юридического лица (или о
государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке,
сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а
также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора».
Также стоит законодателям рассмотреть возможность создания
обязательных бесплатных торговых реестров Интернет-магазинов, в которых будут
содержаться актуальные сведения о наименовании, адресе, ОГРН, контактных
телефонах и ответственных лицах продавцов.
Выявлена необходимость раскрыть понятие «исключительные
случаи», относящееся к основанию уменьшения неустойки для унифицированного
применения. Для этого необходимо конкретизировать второй абзац пункта 34
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении
судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следующим образом:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения о
правах потребителей и их защите
1.1 История становления и
развития института защиты прав потребителей
Законодательство о защите прав потребителей, имеющее уже
более чем двадцатипятилетнюю историю, стало неотъемлемой частью российской
правовой системы, где защита соответствующих прав и свобод человека и
гражданина гарантирована в первую очередь Основным законом – статьями 45 и 46
Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ[1]).
Права потребителей являются важной и неотъемлемой
составляющей гражданских прав в целом. Ввиду этого особую значимость
приобретает эффективный и непротиворечивый механизм защиты потребительских прав
граждан.
Первоначально следует отметить, что фактически институт
защиты прав потребителей зародился в древние времена в период возникновения
договора купли-продажи. Именно договор купли-продажи стал тем договором, в
котором появилась слабая сторона, в защите интересов которой возникла
необходимость. Такой стороной стал покупатель. Одно из первых упоминаний о
слабости покупателей и необходимости защиты данной категории было сделано в
римском праве[2].
Первые законодательные упоминания об институте
защиты прав потребителей можно увидеть в Русской Правде, Псковской судной
грамоте, которые отразили элементы возникновения законодательства об основных
правах потребителей и установлении вплоть до уголовной ответственности для
продавца вещи, реализованной с недостатком, причинившим увечье покупателю.
Одним из положений, которым регламентировалось право
потребителя была статья «о коне», в соответствии с которой в тех случаях, когда
у коня были обнаружены болезнь или иные скрытые недостатки законодатель,
предусматривал право покупателя на возврат такого коня и получения оплаченных
денег. Такие элементы прообраза потребительского права существовали и в других
памятниках права Древней Руси, таких как Псковская судная грамота 1467 года[3].
Впоследствии законодатель идет по пути
ужесточения ответственности, которой подлежал продавец за продажу
некачественного товара. Так, в Уставе благочиния
нарушении постановлений, ограждающих общенародное здравие», который определял
группу преступлений в сфере прав потребителей.
Что касается принятия отдельных законов, которые
регулировали бы права потребителей, то можно отметить принятый в
клеймах», согласно которому законодателем были установлены требования для
продавца проставлять на товаре, которые поступает в продажу своих клейм. В 1888 году в связи с широким
распространением суррогатов чая, вредного для здоровья потребителей и
наносящего урон деятельности добросовестных торговцев чая, на места был разослан Циркуляр от 26.08.1888 г.
№ 1799 «О воспрещении продавать под наименованием «чая» появившийся в обращении
продукт, так называемый, фруктовый чай»[4].
После Октябрьской революции вопрос о
регулировании прав потребителей не был оставлен без внимания, что проявилось в
том, что была принята международная метрическая система мер и весов, которая
также была направлена на то, чтобы защитить покупателей-потребителей от обмана
со стороны продавца.
Принятый в 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР
закреплял различные виды договоров, в числе которых значительное место занимал
договор купли-продажи. Регламентируя данный договор, законодатель уделял
внимание и правам покупателя, среди которых можно назвать право на получение
товара надлежащего качества, право на возмещение вреда, который был причинен в
результате продажи товара ненадлежащего качестве и многие другие. Правам
покупателя корреспондировали соответствующие обязанности продавца. Такая
законодательная тенденция прослеживалась и в последующих принятых ГК РСФСР.
Однако, данные акты не закрепляли понятия потребитель.
После социалистической
революции в СССР считали несовместимыми товарно—денежные отношения с социализмом. В силу этого развивалась концепция о
ненужности права вообще, а гражданского в особенности. Тем не менее, отношения
по купле-продаже товаров существовали, и их было необходимо регулировать.
Пытаясь выполнить и перевыполнить план, производители не ставили в приоритет
качество продукции[5].
В начале 60-х годов
появляются первые формы дистанционных продаж: доставка на дом, предварительный
заказ. Они также не улучшили качество обслуживания населения, что указывало на
недостаточность законодательной базы и целенаправленности политики государства
в этом вопросе. Как видим, зарождение понятий «потребитель», а также
«недостаток товара» и «защита прав потребителя» продолжало формироваться многие
века.
К концу 80-х годов законодательство
о защите прав потребителей представляло собой несистематизированные акты
различных отраслей права, что подчеркивало необходимость в создании четкого
правового механизма в этой области. В этот же период стали зарождаться
первые объединения по защите прав потребителей.
Движение потребителей изначально складывалось из жителей
крупных городов, так в сентябре 1988 года появился Ленинградский клуб
потребителей. Целью создания этих организаций было выражение интересов потребителей
и их защита двумя основными путями. В первую очередь – через утверждение и
продвижение определенных законодательных положений, защищающих права
потребителей. Второй путь – отслеживание соблюдения этих положений.
В декабре 1989 года сорок организаций объединились в
Федерацию обществ потребителей СССР, заявившей в качестве своей цели – защиту
прав и интересов потребителей, а также координацию усилий их организаций. Много
сделала для пропаганды консьюмеристских идей газета «В защиту прав
потребителя», которая начала издаваться в 1988 году как специальный выпуск
«Советской торговли», а в дальнейшем выходила самостоятельно под названием
«Честное слово (В защиту прав потребителя)».
В 1992 году начал выпускаться специализированный журнал
«Спрос», который выступил коммуникационной площадкой между простыми
потребителями и представителями власти, чиновниками всех уровней, от
милиционеров и судей, до представителей торговых и санитарных инспекций. В
настоящее время журнал переформатирован в формат электронного журнала.
В декабре 1990 года сорок восемь российских потребительских
организаций учредили Союз потребителей Российской Федерации. Потребительским
организациям принадлежит одна из главных ролей в деле пропаганды потребительских
знаний среди всех слоев российского общества.
По мнению ученых, определить точную дату
зарождения как термина, так и самого понятия «потребительское право» очень
сложно. Вместе с тем в 1983 году дата – 15 марта была закреплена в качестве
Всемирного дня защиты прав потребителей. В России его впервые провели в 1994
году, а официально утвердили в 1996 году одновременно со вступлением страны во
Всемирную организацию союзов потребителей.
Первой
серьезной попыткой создания специализированного закона в области охраны прав
потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и
защите прав потребителей». Он не был принят из-за проблем в его реализации. 22
мая 1991 года был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», который не
вступил в силу вследствие распада союзного государства[6].
Тем не менее после распада СССР союзный Закон «О защите прав потребителей»
оставался моделью для законодателя отдельных стран– членов СНГ: в ноябре 1991
года его приняла Украина, а с февраля 1992 года он послужил основой для закона
Российской Федерации.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398.
[2] Иванова Т.М.
Институт защиты прав потребителей в римском праве // Альманах мировой науки. –
2019. – № 6 (32). – С.
74-77.
[3] Агафонова
Н.Н. Все о защите прав потребителей. – Москва, 2016.
[4] Сумина Е.В.
История развития законодательства о защите прав потребителей // В
сборнике: Наука ЮУрГУ Материалы 71-й научной
конференции. – 2019. – С. 392-399.
[5] Незнамова
А.А., Лутовинова Н.В. История становления и развития института защиты прав
потребителей в России // В сборнике: Частное и публичное право Межвузовский
сборник научных трудов научных сотрудников, преподавателей и молодых ученых.
Под редакцией А.Н. Кокорева, Р.Р. Ленковской. – 2019. – С. 83-86.
[6] Товбулатов
А.Л. История становления института о защите прав потребителей // Теория и практика современной науки.
– 2017. – № 1 (19). – С.
916-919.