Курсовая теория на тему Договор коммерческой концессии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Понятие, предмет и форма
договора коммерческой концессии в
законодательстве РФ.. 5
1.1. Понятие и предмет договора коммерческой концессии. 5
1.2.Форма договора коммерческой
концессии, его изменение и прекращение 11
Глава 2. Содержание договора
коммерческой концессии в законодательстве РФ.. 18
2.1. Права и обязанности
правообладателя. 18
2.2. Обязанности пользователя договора
коммерческой концессии. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
Актуальность выбранной темы исследования заключается в
том, что договор коммерческой концессии в системе предпринимательских договоров
занимает особое место, поскольку коммерческая концессия является инструментом,
способствующим эффективному развитию как национальной, так и мировой экономики.
Анализ понятия «договор коммерческой концессии» и его
интерпретация в конкретной правовой ситуации являются особо значимыми в рамках
современного предпринимательского сообщества.
Чтобы разобраться в понятии «коммерческая концессия»
необходимо Обратиться к доктринальным
мнениям учёных по данному вопросу.
Под коммерческой концессией понимается предоставление
предпринимателем другой стороне своей бизнес-модели, получившей большую
популярность на соответствующем рынке.
Договор коммерческой концессии в действующем
российском законодательстве является ещё достаточно новым видом договоров.
Данный договор хотя и имеет некоторые схожести с другими видами договоров,
например, авторскими, лицензионными, но при этом относится к категории
самостоятельных договоров. Договор коммерческой концессии обладает рядом
особенностей, среди которых выделяют определённый субъектный состав договора,
его объект, содержание, а также права и обязанности сторон. Именно эти черты
отграничивают данный договор от других видов, на первый взгляд схожих.
Цель исследования состоит в комплексном
теоретико-практическом анализе института коммерческой концессии.
Для решения поставленной цели были решены следующие
задачи:
1. Исследовать понятие и
сущность договора коммерческой концессии
2. Рассмотреть форму
договора коммерческой концессии
3. Анализ прав и
обязанностей правообладателей
4. Исследовать
обязанности пользователя договора коммерческой концессии.
Объект исследования: общественные отношения,
опосредующие заключение, изменение и прекращение договора коммерческой
концессии. Предмет исследования: нормы, регламентирующие институт договора
коммерческой концессии.
Методология исследования: при написании работы
использовались следующие методы: анализ, обобщения, дедукция и
формально-юридический метод.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ[1],
Гражданский кодекс Российской Федерации[2],
Федеральные законы, регламентирующие денежное обращение в РФ; эмпирическую базу
исследования составляет судебная практика. [1]Конституция Российской Федерации (принята
всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) //Российская газета от 25 декабря 1993
г. № 237 [2] Гражданский
кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ
(ред.01.07.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря
1994 г. N 32 ст. 3301
Заключение:
Таким образом, обобщив информацию, можно заключить,
что в современных условиях рыночной экономики договор коммерческой концессии
является актуальным и эффективным способом развития малого бизнеса, что в свою
очередь ведёт к подъёму национальной экономики.
Каждая успешная страна занимается таким своеобразным
видом предпринимательской деятельности, получившим большое распространение по
всему миру. В западных странах данная деятельность именуется франчайзингом, а в
Российской Федерации – коммерческой концессией.
Конечно, понятия «франчайзинг» и «коммерческая
концессия» не Являются полностью
идентичными, они имеют определённые тонкости, как в своём содержании, так и
правовом регулировании. Однако достаточно большое количество учёных соглашаются
с тем, что их всё-таки можно считать тождественными, поскольку их цель состоит
в предоставлении исключительных прав той или иной организации, которая будет
работать под их популярной и известной торговой маркой. Для такой организации
это прекрасная возможность стать частью налаженной системы деловой активности,
а также развивать собственный бизнес на основе полученного по договору
коммерческой концессии комплекса исключительных прав, в который также входят
секреты производства, имидж, метод сбыта и иные ценные, необходимые сведения
для развития и ведения бизнеса.
Несмотря на относительную новизну договора
коммерческой концессии, он уже занял особое место среди предпринимательских
договоров. Предпринимательская деятельность постоянно находится в развивающимся
положении, а значит и судебная практика по применению договора коммерческой
концессии не стоит на месте. Данное обстоятельство имеет значение, поскольку
реализация такого договора неизбежно ведёт к совершенствованию его правового
регулирования.
Таким образом, использование договора коммерческой
концессии в отечественной правовой системе не так широко, как в западных
странах. Тем не менее, это не означает, что договор коммерческой концессии не
получил распространения среди национальных предпринимателей и коммерческих
организаций. Ведь при реализации данного договора его стороны получают
достаточно большое количество перспектив, в частности достижение высоких
доходов. Применение успешной бизнес-модели ведёт как к расширению
производственной силы конкретной франчайзинговой сети на соответствующем
товарном рынке, так и к развитию национальной экономики.
Увеличение предприятий, занимающихся таким видом
деятельности, неизбежно ведёт к новым рынкам сбыта, причём не только
отечественным. Что свою очередь приводит к подъёму мировой экономики в целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие, предмет и форма договора
коммерческой концессии в
законодательстве РФ
1.1. Понятие и предмет договора коммерческой
концессии
Под коммерческой концессией понимается особая система
организации предпринимательской деятельности.
Зарождение отношений, складывающихся в процессе
применения договора коммерческой концессии, мировом масштабе проявилось в
середине века XX. «Договор коммерческой концессии в международной коммерческой
практике, известный как франчайзинг, приобрел популярность во Франции начиная с
20-х годов, с появлением сети магазинов "Призюник",
"Пронунция", в США в 30-е годы XX в.»[1].
Ученый-правовед Е. А. Суханов конкретизирует, что
«становление данных отношений происходило ещё в прошлом веке в США»[2].
Необходимо отметить, что в настоящий момент такие отношения приобрели особую
значимость в мировой торговле. Однако для современного отечественного
гражданского законодательства договор коммерческой концессии до сих пор
является сравнительно новым договором.
С момента появления в ч. 2 ГК РФ термина
«коммерческая концессия» отечественная правовая доктрина наполнилась
противоречивыми мнениями о соотношении данного понятия с понятием
«франчайзинг». Проблема соотношения указанных понятий является предметом
пристального внимания многих ученых-цивилистов как в Российской Федерации, так
и за рубежом.
Интерес к проблеме о соотношении
рассматриваемых понятий вызван тем, что, как отмечает большинство
исследователей, коммерческая концессия является аналогом франчайзинга –
специфической формы организации бизнеса, распространенной в предпринимательской
практике зарубежных стран[3].
Однако в связи с существующей неопределенностью относительно точного содержания
указанного понятия употребление термина «франчайзинг» в литературе и
нормативных актах России, как отмечают некоторые авторы, является бессистемным
и фрагментарным[4].
Интересно, что даже суды Российской Федерации
пошли по пути отождествления данных понятий. Это обнаруживается, когда суды,
излагая свои позиции в судебных решениях (постановлениях, определениях), после
понятия «коммерческая концессия» в скобках употребляют понятие «франчайзинг»,
по сути ставя знак равенства между ними (см., например, Определение
Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.01.2017 по делу № А63-2528/2016[5].
Анализируя различные подходы к решению
обозначенного вопроса, можно сказать, что большинство авторов признают данные
понятия равнозначными или, по крайне мере, синонимичными. Так, например, Л.Ю.
Василевская утверждает, что термин «коммерческая концессия» является синонимом
вошедшим в мировую практику терминам «франчайзинг» и «франшиза».
Данную позицию поддерживает О.В. Новосельцев,
который считает, что термины «франчайзинг» и «франшиза» по своему
содержательному наполнению соответствуют терминам «договор коммерческой
концессии» и «коммерческая концессия», закрепленным главой 54 ГК РФ[6], а
также Д.П. Стригунова, полагающая, что по своему содержанию договор
коммерческой концессии соответствует содержанию договора франчайзинга,
используемому в международной практике[7].
По мнению Е.А. Черепановой, институт
коммерческой концессии, закрепленный в ГК РФ, является аналогом франчайзинга,
который возник в странах англо-американской правовой семьи и приспособился к
системе российского гражданского законодательства[8]. [1] Рузакова О.А. Договоры о создании результатов
интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами:
учебно-практическое пособие для магистров. М.: Проспект, 2017 144 с. [2] Сюняев И. Р. История становления института
коммерческой концессии // Общество: политика, экономика, право. 2016 № 11 – С.
166 [3]
Забелин, П.Е. Соотношение договора коммерческой концессии с договором
франчайзинга // Юрист-Правоведъ. – 2016. – № 4. – С. 100-104 [4]
Муратова, О.А., Шпагина, Е.О. Правовое регулирование договора франчайзинга
(коммерческой концессии) за рубежом и в России // Вестник Международного
института экономики и права. – 2017. – № 4 (9). – С. 93-102 [5]
Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.01.2017 по делу №
А63-2528/2016 // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой
системы «Консультант плюс». [6]
Забелин, П.Е. Соотношение договора коммерческой концессии с договором
франчайзинга // Юрист-Правоведъ. – 2016. – № 4. – С. 100-104 [7]
Стригунова, Д.П. Договор франчайзинга в российском праве // Вестник Волгоградского
государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2015. – № 2. – С.
101-107. [8]
Стародумова, С.Ю., Джибабов, М.Р. О соотношении понятий «коммерческая
концессия» и «франчайзинг» // Вопросы российского и международного права. –
2016. – № 8. – С. 71-84
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы понятия договора коммерческой концессии 5
1.1 Правовая природа и понятие договора коммерческой концессии 5
1.2 Соотношение понятий коммерческая концессия и франчайзинг 9
Глава 2. Общая характеристика и проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии 15
2.1 Общая характеристика договора коммерческой концессии 15
2.2 Проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Введение:
Актуальность темы. Договор коммерческой концессии является одним из наиболее спорных в российском гражданском праве. Практика применения договора неоднозначна, а среди учёных идут споры относительно определения ключевых элементов договора. Учитывая, что коммерческая концессия, как и любая форма общественных отношений, находится в постоянном развитии, существенного переосмысления требуют правовые нормы, регулирующие данный договор.
Правовая природа института коммерческой концессии в российском законодательстве весьма специфична, поскольку до сих пор нет единого мнения по поводу соотношения института коммерческой концессии с институтом франчайзинга, который получил широкое распространение в Европе и США. Следует отметить, что споры среди исследователей по поводу правовой природы франчайзинга и коммерческой концессии ведутся достаточно долго.
Наибольшее число споров вызывает вопрос, связанный с определением предмета договора. Причины разногласия по поводу предмета договора возникают из-за неоднозначного толкования легального понятия договора коммерческой концессии.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования отношений коммерческой концессии.
Предметом данного исследования выступают нормы гражданского права, регулирующие отношения коммерческой концессии.
Степень разработанности темы. Проблематика коммерческой концессии была предметом научных исследований таких авторов, как Г.Е. Авилов, А.П. Белов, С.А. Бобков, А.Б. Борисова, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, М.В. Данилов, В. Евдокимова, М.И. Кулагин, В.В. Меркулов, Н.В. Месяшная, К. Нам, О.В. Новосельцев, O.A. Орлова, Б.И. Пугинский, Ю.В. Романец, В.Д. Рудашевский, И.Рыкова А.П. Сергеев, М.А. Фурщик и других.
Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты договора коммерческой концессии.
Задачи работы:
– рассмотреть правовую природу и понятие договора коммерческой концессии;
– охарактеризовать соотношение понятий коммерческая концессия и франчайзинг;
– дать общую характеристику договора коммерческой концессии;
– рассмотреть проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии
Методологическая основа исследования базируется на положениях науки гражданского права и общей теории права. В качестве методов исследования применялись как общенаучные методы, такие как анализ, синтез, диалектический и исторический методы, а также специальные юридические методы – сравнительно-правовой, технико-юридический, лингвистический.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемых источников.
Заключение:
Договор коммерческой концессии является самостоятельным гражданско-правовым договором. Предусмотренная ГК РФ возможность применения к договору коммерческой концессии правил о лицензионном договоре не является основанием для рассмотрения договора коммерческой концессии в качестве отдельного вида лицензионного договора.
В пользу самостоятельности договора коммерческой концессии свидетельствует наличие:
1) собственного предмета договора;
2) предпринимательской цели договора;
3) специфической регламентации прав и обязанностей контрагентов;
4) особенностей прекращения договора;
5) отдельной главы в ГК РФ для данного договора.
Учитывая тот факт, что коммерческая концессия – это способ, либо форма осуществления предпринимательской деятельности, можно ее обозначить, как совокупность действий субъектов предпринимательства по осуществлению инвестиционной деятельности, в которых правообладатель предоставляет пользователю на условиях заключенного ими договора право использовать в своей деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих на праве собственности правообладателю, а пользователь обязуется соблюдать условия, выставленные ему правообладателем. Как видно из предложенного нами определения, данные отношения не сводятся лишь к самому договору, а подразумевают и иные действия как предшествующие ему, так и последующие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы понятия договора коммерческой концессии
1.1 Правовая природа и понятие договора коммерческой концессии
С момента закрепления в отечественном законодательстве норм о договоре коммерческой концессии в теории и практике зачастую встречаются различные подходы к пониманию таких терминов, как «коммерческая концессия», «франчайзинг», «франшиза». В связи с этим представляется необходимым уточнить содержание спорных понятий. Действительно, проблема появилась в силу отсутствия регулирования данных отношений в России до середины 90-х гг. XX в. и активного заимствования законодателем иностранных слов. При введении запросов о понятиях «коммерческая концессия» или «франчайзинг» в справочные правовые системы они выдают тождественные данные.
Концессия – соглашение между публичным образованием и частным лицом по предоставлению последнему на время за плату во владение и пользование публичной собственности и права заниматься исключительной деятельностью публичного образования. В данных отношениях наглядно проявляется механизм привлечения частного капитала и его тесное взаимодействие с государством. Нередко концессия закрепляла обязательства инвесторов и публичной власти в отношении объектов, не подлежавших приватизации, таких как транспортное сообщение, коммуникационные системы и пр.
Одним из видов правового оформления экстенсивного пути развития бизнеса, является заключение договоров коммерческой концессии. Договор коммерческой концессии играет в экономике достаточно важную роль:
– во-первых, он позволяет начинающему, не имеющему широкой известности предпринимателю использовать известное обозначение, товарный знак (иногда, особенно в неюридической литературе, это собирательно именуется «брендом»), получить доступ к навыкам и умениям крупной компании-правообладателя;
– во-вторых, крупный правообладатель имеет возможность увеличить свою сеть, стать еще более узнаваемым и популярным, а также получить дополнительный доход от своей известности .
Аналогом российской коммерческой концессии является зарубежный франчайзинг. Бизнес, организованный на базе франчайзинга, является эффективной интегрированной формой во всем мире, открывающей большие возможности, как для его становления, так и расширения, укрепления, увеличения объема продаж товаров и услуг на рынке. В целом для российского права коммерческая концессия представляет собой один из относительно новых институтов, где изначально предполагается, что предприниматель будет использовать в своей деятельности совокупность принадлежащих правообладателю исключительных прав .
Саму коммерческую концессию можно рассматривать в трех аспектах:
– как институт права, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения и входящих в отрасль предпринимательского права;
– как совокупность общественных отношений, возникающих в ходе осуществления предпринимательской (инвестиционной) деятельности, где в роли инвестиций выступают товарный знак, фирменное наименование, секрет производства и т.д.;
– как двустороннюю гражданско-правовую сделку (договор коммерческой концессии) .
Если вспомнить историю становления и развития хозяйственного, а затем и предпринимательского права, то большой период времени о предпринимательстве вообще не приходилось говорить. В советский период, в период административно-плановой экономики, хозяйственная деятельность в основном осуществлялась государственными предприятиями, а советское гражданское право по вполне понятным причинам не имела никакой нужды и правовых предпосылок к появлению франчайзинга в стране. И только в условиях интенсивно развивающегося рыночного оборота институт коммерческой концессии доказал свою актуальность, а российская история развития предпринимательства поставила данный институт в ряд приоритетных направлений юридической науки .
Тем не менее, теперь и в России отношения, выстраиваемые по типу франчайзинга, применяются и интенсивно развиваются, потому как позволяют освободиться предпринимателю от многих затрат, связанных с освоением или расширением бизнеса, привлечь и разместить инвестиции. Российский законодатель переносит в правовую сферу регулирования такого рода отношения, но, в отличие от общепринятого в мире термина, называет их «коммерческая концессия», выделяя отдельную 54 главу Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако говорить о том, что только данной главой регулируется такой тип предпринимательских отношений, было бы неправильно, поэтому стоит сказать, что при осуществлении такой деятельности используются и специальные законы, затрагивающие отношения пользователя и правообладателя .
С одной стороны, правовое поле концессионных отношений и инвестирования в российскую экономику законодателем определено, но, с другой стороны, еще недостаточно развито, хотя и активно используется предпринимателями в разных отраслях вне зависимости от масштабов бизнеса. Несмотря на то, что наметились тенденции гибкого подхода законодателя к данной сфере регулирования и неоднократно были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, стоит отметить, что последние изменения, внесенные в него, коммерческой концессии вовсе не коснулись. Не появилось в нем и самого понятия коммерческой концессии. И это несмотря на некоторые вопросы и сложности регулирования отношений по договору коммерческой концессии.
Исходя из сущностного сходства предмета и объекта, данный договор можно отнести к группе договоров о передаче исключительных прав наряду с лицензионными, авторскими договорами, договорами о предоставлении прав на использование товарных знаков и т.д., поскольку его предмет – предоставление комплекса исключительных прав. В любом случае именно исключительность передаваемых прав является центральным звеном, обеспечивающим эксклюзивность самого товара и естественную монополию на рынке .