Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Дизартрические проявления у дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава I. Теоретические основы изучения дизартрии 4
1.1Дизартрия, как речевое нарушение 4
1.2 Классификация дизартрий 8
1.3 Особенности проявления дизартрии, симптомо-комплекс дизартрии 13
Глава II. Характеристика звуко-произносительной и просодической сторон речи у дошкольников с дизартрией 17
2.1 Развитие произносительной и просодической сторон речи ребенка в онтогенезе 17
2.2 Нарушение звукопроизношения у детей с дизартрией 22
2.3 Нарушения просодической стороны речи у детей с дизартрией 25
Заключение 27
Список используемой литературы 30

  

Введение:

 

Актуальность темы. Дизартрия является актуальной сложной медико -психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии. Е. Н. Винарская, ведущий специалист по вопросам нейролингвистики и логопатологии, утверждает, что «к сожалению, ни врачи, ни нейро-психологи дать патогенетически дифференцированной диагностики дизартрии не могут, в лучшем случае они ставят описательный синдромологический диагноз» [4,c.90].
Каждая клиническая форма дизартрии требует специфических приемов логопедической коррекции, а для этого необходимо их патогенетическая диагностика. Поэтому, логопедам приходится самостоятельно разбираться в структуре дизартрических расстройств.
Современное развитие коррекционной педагогики, логопедии, неоднородность и многогранность микро-проявлений нарушений у детей со стертой дизартрией определяют не только комплексный подход коррекционной программы, но и внедрение инновационных мероприятий в работе с детьми данной речевой патологии. [1, 3, 4, 5, 6]. Нейропсихологической обследование детей со стертыми формами дизартрии определяет органические нарушение рече-двигательного анализатора, которые часто имеют неярко выраженный характер, расстройство фонетической и просодической стороны речи. У детей — дизартриков наблюдают отставание в физическом (моторной) развития, соматическую слабость, определяется не грубая неврологическая симптоматика, нарушения со стороны вегетативной нервной системы, недоразвитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. речь характеризуется смазанность, размытостью, нечеткостью артикуляции.
В процессе логопедической работы отмечается неравномерность развития речевой системы: если фонематическое представление и лексико-грамматическая строение вещания развиваются и быстро достигают нормы, то звукопроизношение длительное время остается дефектной и не соотносится уровню развития речи.
Степень научной разработанности. Анализ специальной литературы свидетельствует об устойчивой тенденции рост количества детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи, особенно дизартрий в минимальных проявлениях. Основным механизмом нарушения при дизартрии является неспособность обеспечить реализацию речевой-двигательных программ, вследствие органического поражения ЦНС. Актуальность проблемы обусловлена во вторую очередь распространенностью дизартрии у детей. Соответственно возникает проблема своевременного выявления данного типа нарушения речи.
Учитывая актуальность темы исследования, целью курсовой работы является изучение особенностей дизартрических проявлений у дошкольников.
Объект исследования – процесс дизартрических проявлений у дошкольников.
Предметом исследования является развитие дизартрических проявлений у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические исследования в области изучения дизартрии.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детям с дизартрией.
3. Рассмотреть состояние звукопроизношения и просодической стороны речи у детей с дизартрией.
4. Изучить структуру и содержание обследования детей со стертой дизартрией.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по изучаемой проблеме.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В курсовой работе мы рассмотрели основные вопросы:
1.Дизартрия, как речевое нарушение;
2. Классификацию и особенности проявления дизартрий;
3.Изучили развитие произносительной и просодической сторон речи ребенка в онтогенезе;
4. Рассмотрели нарушения просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Дизартрия-легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков из нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная речь. Дизартрические нарушения диагностируются в процессе уточнения логопедического и неврологического статуса. Коррекция осуществляется с использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, логопедического массажа. Особых усилий требует автоматизация вызванных звуков и нормализация просодики. Параллельно проводится лечение у невролога.
Этиология дизартрии связывается с органическими причинами, влияющими на формирование мозговых структур в преднатальный, натальный и ранний постнатальный период(л. В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, Р. И.Мартынова, С. И.Маевская, Г.В.Гуровец, Е.Ф.Соботович).
Среди младенческих симптомов выделяется неврологическая и психологическая симптоматика. Именно вследствие центрально-органического генеза стертая дизартрия характеризуется наличием неврологической симптоматики. Симптомы органического поражения проявляются в форме стертых парезов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах, особенно мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов. Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением инервации лицевого, подъязычного, языкоглоточного нервов (С.И.Маевская, Г.В.Гуровец).
Исследования Л.В.Лопатиной, Е.Ф.Соботович показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеют место нарушения функций мышц, инервируемых нижней ветвью тройничного (Vпара), лицевым (VII пара), языкоглоточным (IX пара) и подъязычным (XII пара) нервами.
При исследовании движений мышц, иннервируемых лицевым нервом, отмечается их неполный объем, трудности удержания артикуляционной позиции, в частности движений губ и языка, наличие синкинезий.
Нарушения функций тройчатого нерва проявляются в невозможности невыполнения в полном объеме движений нижней челюсти.
При нарушении функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, затрудняется подвижность в средней части языка. Значительные трудности вызывают такие движения, как выдвигания языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика языка. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом, трудностями при удержании заданной позиции, наличием синкинезий. Характерно недостаточное поднятие мягкого неба, иногда с отклонением маленького язычка в сторону. Задачи с переключением движений у детей со стертой дизартрией осуществляются с трудом в неполном объеме, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с возникновением персевераций и перестановок. Имеют место беспорядные движения языком.
Е.М. Мастюкова отмечает, что общие двигательные расстройства у детей со стертой дизартрией проявляются в изменении мышечного тонуса, легкими монопарезами, в недостаточно дифференцированных движениях пальцев рук, нарушениях равновесия и координации движений. Для данной категории детей характерна общая моторная неловкость, трудности переключения с одного движения на другое, неврозоподобные синдромы в виде тика мышц лица.
Что касается речевой симптоматики стертой дизартрии, то ведущим нарушением является нарушение произносимой стороны речи, также выявляется не сформированность фонематических процессов, как вторичное нарушение, как следствие расстройств звуковой стороны речи.
Полиморфное нарушение произношения, наблюдаемое при стертой дизартрии, влияет на формирование слуховой дифференциации звуков речи, на развитие фонематического восприятия. Именно не сформированность слуховой дифференциации и вызывает трудности овладение произношением акустически близких свистящих и шипящих звуков.
Сама по себе дизартрия не несет угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Однако любые речевые нарушения, даже минимально выраженные, препятствуют полноценной коммуникации, влекут за собой вторичные языковые и психологические наслоения. Своевременно неисправленные дизартрические нарушения из-за стойких дефектов дикции могут накладывать определенные ограничения на выбор профессии и самореализацию индивида. Избежать возникновения дизартрии поможет ведение будущими родителями здорового образа жизни, предупреждение негативных воздействий на плод, бережное родоразрешение, профилактика инфекций у детей раннего возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы изучения дизартрии
1.1Дизартрия, как речевое нарушение

Дизартрия у детей – это расстройство произношения.
Дизартрия – это нарушение координации речевого процесса, которое является симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы. При этом нарушена способность членения речи и артикуляции в целом. (К. Беккер, М. Совак).
Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового строя речи (пропуски, замены звуков). Такое определение дизартрии дается в учебном пособии Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.
Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.
При дизартрии подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, что затрудняет артикуляцию.
Дизартрия в детском возрасте часто влечет за собой нарушение письма и чтения, общее недоразвитие речи.
В 80% случаев дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, имея те же причины возникновения. Повреждения ЦНС, вызывающие патологию, могут возникать в перинатальном или периоде раннего развития ребенка (до 2 лет).
Наиболее частые перинатальные факторы дизартрии:
-гипоксия плода;
-токсикозы беременности;
-резус-конфликт;
-соматические болезни матери;
-травмы при родах;
-патологическое течение родов;
-асфиксия новорожденного;
-гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха);
-недоношенность.
Причины нарушения речи в раннем детстве:
-перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит);
-гидроцефалия;
-тяжелые интоксикации;
-гнойный отит среднего уха;
-черепно-мозговая травма.
Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения [9].
В грудном возрасте дизартрия может проявляться в виде:
-трудностей при сосании груди или бутылочки, вялого сосания;
-поперхивания, частых срыгиваний.
На этапе раннего развития нарушения речи проявляются отсутствием лепета, гнусавым оттенком звуков, опозданием первых слов (ребенок произносит первое слово ближе к 2,5 годам).
Основными симптомами дизартрии выступают:
Нарушение артикуляционной моторики:
-спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
-гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гипер-саливацией, не смыканием губ, назализацией голоса;
-дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией.
Нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смешанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. В случаях полного паралича речевых мышц развивается немота.
Нарушение речевого дыхания. Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым, вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.
У больных страдает фонематический анализ и дифференциация звуков. Дефицит речевого общения может вызывать отсутствие грамматического строя речи и минимизацию словарного запаса. Может отмечаться дисграфия и общее недоразвитие речи.
Детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики [2, c.37].
Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков плохой почерк.
Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушается музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.
Существует еще логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Степени тяжести нарушения речи:
I степень – стертая форма дизартрии, дефекты выявляются только при специальном исследовании.
II степень – речь понятна, но дефекты произношения заметны окружающим.
III степень – речь ребенка понимают только родители, близкие и частично посторонние.
IV степень – речь непонятна родителям или отсутствует.
Среди осложнений заболевания можно отметить появление дисфагии и искажение слухового восприятия речи [3, c.436].
Тяжелых последствий для физического здоровья заболевание не несет. В будущем у ребенка с дизартрией могут возникнуть трудности с адаптацией в социуме.
Диагностику болезни и дальнейшее ведение детей осуществляет логопед и детский невролог.
Наиболее значимыми обследованиями являются:
-электроэнцефалография;
-электронейрография;
-электромиография;
-трансканальная магнитная стимуляция;
-МРТ головного мозга.
Логопедическое обследование детей с дизартрией включает:
-оценку речевых нарушений – анамнез речевого развития, исследование звукопроизношения, ритма, темпа, разборчивости речи, фонематического восприятия, объема словарного запаса;
-оценку неречевых нарушений – особенности строения речевого аппарата, объем речевых движений, состояние мимической и речевой мускулатуры, характер дыхания;
-исследование письменной и устной речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы