Курсовая теория на тему Дислексия. Методы работы с детьми и школьниками с дислексией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей детей с дислексией 5
1.1 Дислексия — виды, симптомы, причины 5
1.2 Психологический подход к пониманию дислексии 9
1.3 Неречевая симптоматика дислексии и коррекция нарушений 16
Глава 2. Методы работы с детьми и школьниками с дислексией 22
2.1 Способы выявления и преодоления дислексии у школьников 22
2.2 Современные подходы к коррекции дислексии у школьников 25
Заключение 28
Список литературы 30
Введение:
Актуальность темы. Диагноз «Дислексия» вызывает чувство растерянности и страха у родителей. С медицинской точки зрения, это специфическое избирательное нарушение процесса обучения чтению и письму при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слого-слиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые склады, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.
Следует понимать, что дислексия не относится к нарушениям чтения и письма, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения — все эти причины вызывают совсем другие заболевания. В основе дислексии лежат нейробиологические причины: у ребенка определенные зоны мозга функционально менее активны, чем это положено по норме.
Распознать дислексию, выделив ее на фоне других схожих нарушений чтения и письма, довольно сложно. Дислексия начинает проявляться у детей в возрасте 6-7 лет (когда начинается процесс обучения чтению) и наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек.
В последние годы наблюдается значительный рост количества детей с трудностями в овладении навыками чтения. В современной литературе нарушения чтения называется дислексия. Впервые об этой проблеме начали говорить в конце XIX— начале XX веков такие ученые, как А.Куссмауль, В.Морган, А.Беркан, Л.Гинельвунд, П.Рашбург и др. Проблемам изучения нарушений чтения у детей занимались также Г.Ткачева, С.Мухина, Н.Хватцев, Г.Левина, А.Корнев, Г.Лалаева и другие.
Наука о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и в настоящее время вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
По данным различных авторов, распространение нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом достаточно большая. В европейских странах насчитывается до 10 % детей с дислексиями: по данным И.Матейчука—2—4 %, по данным Б.Хальгрена—до 10 %. По данным Г.Беккера нарушения чтения наблюдается у 3 % детей начальных классов общеобразовательной школы, по данным А.Корнева— 4,8 %.
Следует отметить, что среди мальчиков чаще встречается нарушение чтения, чем среди девочек. На Западе в медицине принят термин «дислексия», ведь читают они там больше, чем пишут.
Осталось «превратить проблему дислексии из локальной в общекультурную» (цитата из одного доклада), пока она сама себя в такую не превратила.
Поскольку чтение и письмо являются навыками, которые появляются позже звуковой речи, функции лексии и графии находятся в тесной зависимости от функции понимания устной языка. Впечатление зоны Вернике приводит к нарушению правильности речи и нарушения чтения и письма. Сравнивая впечатления речевых функций, приводящие к поражению различных отделов мозга, Треумфов установил, что меньше всего поражается задний отдел второй лобной извилины. Сохраняется понимание языка и возможность общаться, но читать и писать трудно. Изолированная функция лексии, нарушается при локализации эпицентра в теменной зоне, угловой извилине. Через эту область происходит агнозия букв, которые являются символами звуков, а в определенном отношении слов и фраз. Лексия является одним из видов зрительной агнозии.
Как и процесс писания, процесс чтения связан с движением глаз по строчкам. Если поражен задний отдел средней (второй лобной) извилины, рядом с проекционной областью поворота глаз и головы и движений рук в левой гемисфере (у праворуких) затрудняет овладение чтения.
Цель исследования: изучить понятие дислексия и методы работы с детьми и школьниками с дислексией.
Объект исследования: дети с дислексией.
Предмет исследования: Дислексия. Методы работы с детьми и школьниками с дислексией.
Задачи исследования:
-изучить теоретические аспекты изучения особенностей детей с дислексией;
-рассмотреть виды, симптомы, причины дислексии;
-проанализировать психологический подход к пониманию дислексии;
-изучить неречевую симптоматику дислексии;
— рассмотреть методы работы с детьми и школьниками с дислексией.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка литературы.
Заключение:
Наследственное заболевание развивается при неполноценном функ-ционировании определённых участков головного мозга. При этой патоло-гии страдает задняя часть левой извилины. Нарушение фонологического процесса вызывает проблемы с распознаванием, анализом, сочетанием и запоминанием звуков. Нередко дислексия сочетается с другим заболевани-ем – дисграфией (отмечены проблемы с написанием букв и цифр). Ком-плексный подход к коррекции обеих патологий при правильном настрое родителей и детей, своевременном распознавании проблем, помощи спе-циалистов даёт положительный результат.
Основные проявления (у пациента отмечены один-два или несколько признаков): слабое понимание, неправильное написание букв; проблемы с образованием речи; снижение слуховой памяти; сложность в подборе слов для описания определённого явления (предмета, живого существа); слабое запоминание названий объектов, одушевлённых и неодушевлённых пред-метов; нарушения вербальной речи.
Нельзя считать дислексиков ущербными, отсталыми людьми. Иде-альный почерк, письмо без ошибок, пересказ длинных текстов, нередко, для многих – недостижимая задача. Но при неполном излечении человек тоже может быть талантливым и, даже, гениальным. Примеров множество: Леонардо да Винчи. Альберт Эйнштейн. Кира Найтли. Том Круз. Влади-мир Маяковский. Орландо Блум. Шер. Мэрилин Монро, другие знамени-тые личности. Дислексия нарушает понимание произносимых текстов, ухудшает процесс счёта и письма, но обостряет органы чувств, способ-ствует проявлению других талантов.
Нередко дислексики становятся успешными людьми в сферах, тре-бующих проявления творческого мышления, аналитики, слома стереоти-пов. Особенности: нестандартное, образное мышление; развита любозна-тельность, проявляется яркий ум; развитие проницательности, интуиции; тяга к творчеству; восприятие мыслей как реальности; интеллект выше среднего уровня.
Мозговая дисфункция развивается под влиянием некоторых биоло-гических факторов: повреждение головного мозга во время внутриутроб-ного развития плода; токсические поражения центральной нервной систе-мы в перинатальном периоде; грипп, краснуха, корь, перенесённые во время беременности; родовые травмы; внутричерепные кровоизлияния при сложных, затяжных родах; инфекционные заболевания с поражением мозга после рождения; тяжёлые хронические патологии у детей раннего возраста; как один из симптомов при ДЦП, дизартрии.
Проблемы с чтением и письмом нередко возникают при наличии со-циально неблагоприятных факторов. Даже здоровый малыш зачастую ис-пытывает трудности на занятиях в садике/школе, если родители не считали умственное, речевое развитие приоритетами в раннем возрасте. Общие причины дислекции: дефицит общения, невнимание к развитию речи; от-сутствие внимания к воспитанию, развитию малыша; использование двух – трёх языков в семье.
Фрагмент текста работы:
Термин дислексия — это целый спектр нарушений речи, частичное нарушение чтения, которое выражается в постоянных одинаковых ошибках. Человек, страдающий дислексией, не понимает значение последовательности букв или слов, испытывает сложности с подбором фонем, путает похожие по звучанию слова. То есть, дислексик может определить объект, но не в состоянии подобрать слово для его обозначения. По мнению науки, это обусловлено несформированностью высших психических функций. Заболевание может быть вызвано дефектами зрения, отсутствием навыка, эмоциональными или неврологическими расстройствами.
Дислексия — это очень широкий термин, определяющий инвалидность обучения, которая ухудшает беглость или точность понимания человека в его способности читать, и которая может проявляться как трудность с фонологической осведомленностью, фонологическим декодированием, орфографическим кодированием, слуховой кратковременной памятью или быстрым именованием[2,c.66].
Дислексия отделена и отличается от трудностей чтения, возникающих в результате других причин, таких как неврологический дефицит со зрением или слухом, или от плохого или неадекватного обучения чтению. Считается, что дислексия может затронуть от 5 до 10 процентов данной популяции, хотя не было никаких исследований, чтобы указать точный процент. Дислексия также была привязана к области Брока в мозге, который связан с производством языка.
Есть три предложенных когнитивных подтипов дислексии: слуховые, зрительные и внимание. Инвалидность чтения, или дислексия, является наиболее распространенной инвалидностью обучения, хотя в научной литературе она считается восприимчивой инвалидностью обучения на основе языка. Исследователи из Массачусетского технологического института обнаружили, что люди с дислексией выставлены нарушениями распознавания речевых способностей.
Некоторые ранние симптомы, которые коррелируют с более поздним диагнозом дислексии включают задержки в речи, разворот буквы или зеркального письма, и легко отвлекаться на фоновый шум. В более позднем возрасте симптомы могут включать в себя трудности с идентификацией или созданием рифмованных слов или подсчетом слогов в словах (фонологическая осведомленность), трудность сегментирования слов в отдельные звуки или смешивание звуков, чтобы сделать слова, трудность с поиском слов или проблемами именования, обычно очень плохое написание, которое было названо дизортографией (орфографическое кодирование), и тенденции опускать или добавлять буквы или слова при написании и чтении считаются классическими знаками. Распространенное заблуждение о дислексии заключается в том, что читатели дислексией писать слова задом наперед или перемещение букв при чтении Ð это происходит только в очень малой популяции читателей с дислексией. Дислексики люди которые лучше идентифицируются, написав, что, кажется, не соответствует их уровень интеллекта из предыдущих наблюдений[1].
Совершенная взрослая дислексия может быть в состоянии чтения с хорошим пониманием, но они, как правило, читают медленнее, чем не дислексия, и могут выполнять более плохо при чтении глупых слов (мера фонологической осведомленности) и орфографии. Дислексия не является умственной инвалидностью, так как дислексия и IQ не взаимосвязаны, в результате познания развиваются самостоятельно.
Поскольку симптомы дислексии были впервые идентифицированы Освальдом Берханом в 1881 году, а термин дислексия был придуман в 1887 году Рудольфом Берлином, поколения исследователей изучали, что такое дислексия,и пытались определить биологические причины. Теории этиологии дислексии имеют и развиваются с каждым новым поколением исследователей дислексии, а более поздние теории дислексии, как правило, усиливают одну или несколько более старых теорий по мере развития понимания природы дислексии. Теории следует рассматривать не как конкурирующие, а как попытки объяснить причины, лежащие в основе схожего набора симптомов, с различных исследовательских точек зрения и с разных точек зрения.