Курсовая теория на тему Дискуссии XIX-XX веков о евхаристическом преложении в богословском и философском контексте эпохи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Взгляд в историю проблемы 5
1.1. Исторический и теоретический аспекты темы 5
1.2. О православном понимании таинства Евхаристии 8
2. Развитие дискуссии о сути Евхаристии в XIX — XX вв. 11
2.1. Появление спора 11
2.2.Развитие дискуссии в эмигрантской среде 12
2.3. Продолжение полемики в СССР 16
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
Введение:
Церковь Христова как «столп и утверждение истины», как «полнота Наполняющего все во всем» с самого начала своего бытия содержит в себе все необходимое для осуществления своей благодатной миссии в мире. Бо-гатое сокровище, вверенное Церкви Богом, не оставалось в ней бездей-ственным. Посредством благовестия святых Апостолов и проповеди их преемников Церковь возвещала, во что и как она верует, смысл и содер-жание истин Божественного Откровения. Это относится и к миссионерской деятельности Церкви, и к устроению ее внутренней жизни. Святой Апостол Павел, указывал, что Господь установил различные служения для созида-ния Тела Христова. Созидание Тела, Глава которого есть Спаситель, со-вершается не одним только благовестием, принятие которого полагает начало новой жизни уверовавших, жизни во Христе и со Христом. Чтобы быть живыми членами Церкви, необходимо быть в тесном общении со Бо-гом.
Созидание это является непрерывным процессом, представляющим взаимодействие людей и силы Господа. Средоточием этого процесса явля-ется богослужение, особенно Святая Евхаристия, которую называют веч-ной актуализацией Церкви как Тела Христова, а непосредственное участие в ней является проявлением подлинной евхаристической жизни.
Данные, положения, определенные христианской верой, указывают на значимость такого явления церковной жизни как Евхаристия.
История споров о Таинстве Евхаристии насчитывает более тысячи лет За это время было написано сотни научных трудов, для разрешения вопросов созывались специальные Соборы. Острота полемики, то разго-ралась, то затухала. При этом, Русская Православная Церковь (РПЦ) до определенного времени не принимала участия в этом многовековом споре. Наиболее существенная полемика в рядах РПЦ разгорелась в XIX веке, и связана она с именами А.С. Хомякова, русского философа и богослова, а также богословами Русской Православной Церкви, творившими после ре-волюции 1917 года за рубежом и в нашей стране. Среди них следует вы-делить таких ученых – богословов как протопресвитер Николай Афанась-ев, архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф, про-топресвитер Александр Шмеман. Параллельно с их деятельностью в СССР в 1960-х годах появилась работа Н.Д. Успенского, созвучная с распро-странившимся за рубежом течением православного взгляда на Евхари-стию.
Актуальность настоящей работы заключается в том, что и в наши дни в Русской Православной Церкви дискуссии о содержимом Чаши на литургии Преждеосвященных Даров имеют место. Так, данный вопрос был включен в список тем для рассмотрения Комиссией по вопросам бого-служения и церковного искусства Межсоборного присутствия .
В работе использованы работы современных ученых и авторов XIX – XX веков, посвященных рассматриваемой теме.
Так, анализ различных подходов предлагает читателям автор статьи протоиерей Вадим Леонов . Исторические аспекты проблемы полемики освещаются в работе А.М. Чайки и В.А. Бекмана «Современная полемика о Евхаристии в РПЦ» и А.А. Зайцев в статье «К вопросу о статусе кон-цепции пресуществления в православном богословии» . Также для написа-ния работы использовались труды современных исследователей, посвя-щенных отдельным направлениям учений, либо отдельным авторам.
В работе используется большой объем источников, главным обра-зом, трудов византийских и российских богословов и философов. Анализ и оценка их трудов освещается в ходе исследования.
В данной работе не ставится целью разрешение возникшего спора о Евхаристии, это совершенно иного масштаба исследование. Автор пред-принимает попытку провести анализ позиций сторон, систематизировать материалы евхаристической полемики в России XIX – XX веков и просле-дить историю возникновения каждой из рассматриваемых концепций.
В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
изучить исторический и теоретический аспекты темы;
рассмотреть появление полемики о преложении в евхаристической православной традиции;
провести анализ развития дискуссии в среде эмигрантов-богословов в XX веке;
показать развитие полемики в СССР.
Объектом исследования является проблема полемики относительно евхаристического преложения, разгоревшейся среди представителей РПЦ в XIX – XX веках. Предметом исследования является научная литература, посвященная объекту.
Структура работы подчинена решению поставленных задач и вклю-чает две главы, разделенные по тематическому и хронологическому прин-ципам, введение и заключение. В первой главе рассматриваются теорети-ческие вопросы преложения и Евхаристии, изучаются истоки различия в толкованиях и установление православной традиции в отношении таин-ства, ее преемственность. Во второй главе рассматриваются в хронологи-ческом порядке споры, возникшие в Русской Православной Церкви по во-просам Евхаристии и преложения.
Заключение:
Приведенные в исследовании данные позволяют сделать следующие выводы. Русская Православная Церковь показывает византийскую преем-ственность учения о Евхаристии, однако, русское богословие внесло в это учение свои уточнения, конкретизировало ряд богословских вопросов, от-крыло перспективы для дальнейшего изучения и осмысления Таинства Ев-харистии в научном и практическом отношениях.
Традиционное понимание православной евхаристической традиции, которого придерживается Русская Православная Церковь много веков, полностью соответствует догматическому учению Церкви, считают право-славные богословы. Действительно, именно при таком понимании не воз-никает противоречия между богослужебным смыслом и православным учением.
Несмотря на развитие некоторых споров в богословской науке, в це-лом, в своих самых авторитетных догматических сочинениях Русская Пра-вославная Церковь всегда выражала свою верность святоотеческому Пре-данию, исповедуя, что хлеб и вино в Евхаристии прелагаются в тело и кровь Христову.
Появление дискуссии о преложении в Евхаристической традиции связано в Русской Церкви с именем А.С. Хомякова. Однако его учение не имело какого-либо значительного влияния на развитие богословия в Рос-сии в этом вопросе. Его теория была взята в оборот в эмигрантской среде и развита видными учеными-богословами, творившими за пределами Рос-сии (СССР).
Из наиболее видных теоретиков Русской Православной Церкви в СССР, предложивших иную трактовку рассматриваемого в исследовании вопроса, стал профессор Успенский. Однако и его положения подверглись значительной критике со стороны традиционной богословской научной мысли и не имели, соответственно, распространения в среде литургистов середины прошлого века и в последствии. Данные обстоятельства свиде-тельствуют, на наш взгляд, о незыблемости традиции, о ее истинности.
Высокое значение Евхаристии для духовной жизнедеятельности Церкви в целом и каждого сознательно относящегося к своей церковной принадлежности христианина, в частности, и особенно православного, ос-новывается на ее церковно-догматическом понимании.
Русская Православная Церковь видит в Евхаристии одно из таинств, обладающих всеми свойствами священнодействий Церкви. Как и другие таинства, Евхаристия характеризуется богоустановленностью и благодат-ным действием. Именно это благодатное воздействие на душу христиани-на, содействующее его спасению, является основной целью Евхаристии. Центральным аспектом Евхаристии является преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя.
Стойкость православной традиции, проявившейся в годы острой по-лемики в богословской среде, показала ее незыблемость и истинность по-ложений.
Фрагмент текста работы:
1. Взгляд в историю проблемы
1.1. Исторический и теоретический аспекты темы
Характерной чертой ранних текстов, посвященных Евхаристии, яв-ляется реалистическое понимание ее жертвенного характера и участия христиан в Жертве Христа. Единство Церкви связано с единством Евхари-стии. При этом, важна тесное взаимодействие Евхаристии со всем христи-анским учением. Активное осмысление и изучение таинства и его цели раз-вивалось в III – IV веках. В этот период поместные Церкви развивали раз-личные аспекты богословия Евхаристии, однако, в целом, в то время евха-ристическое учение не вызывало полемики.
Постепенно формировалось чинопоследование Литургии. Еще в I ве-ке Евхаристия сочеталась с обычной трапезой. Каждая христианская об-щина имела свою евхаристическую молитву. Со временем Евхаристия ста-ла совершаться отдельно, и к III веку обычной практикой стало вкушение евхаристических Даров только натощак. Евхаристическая молитва (воз-ношение) постепенно соединилась с другими молитвами и действиями.
К IV веку в крупных центрах христианства существовали свои тра-диционные Анафоры, отличающиеся друг от друга. Они, как правило, назывались именем основателя кафедры. В течение IV–V веков эти Анафо-ры были отредактированы святителями Василием Великим, Иоанном Зла-тоустом, Кириллом Александрийским и приобрели окончательный вид. Более поздние Анафоры создавались по их образцам.
Споры, возникшие в V веке, между православным и несторианским богословием, выявили необходимость в систематизации учения о Евхари-стии. Еще Феодор Мопсуэстийский указывал, что причастник воспринима-ет плоды Причащения окончательно только после воскресения. Его воз-зрения повлияли на последующее антиохийское богословие. Открытие и изучение «Огласительных гомилий» Феодора Мопсуэстийского имело большое значение для последовавших литургических исследований. Фео-дор подробно описал чинопоследование таинств Крещения и Евхаристии такими, какими он их знал в Антиохийской церкви конца IV — начала V веков, что дало богатый материал для истории богослужения .
Несторий и его последователи отрицали действительность преложе-ния Святых Даров. На это, Кирилл Александрийский отвечал, что спасе-ние невозможно без евхаристического соединения со Спасителем и участия в Жертве, принесенной им .
Синтез святоотеческого учения о Евхаристии был осуществлен в начале VIII века Иоанном Дамаскиным . Он основывал таинство на словах Спасителя, однако тайносовершительное значение отводилось Святому Духу. Так, хлеб становится Телом Христа, а вино и вода Кровью Христо-вой осенением и совершением Святого Духа. В его учении радикально утвердился реализм в понимании Таинства и отказ от символизма.
Евхаристические споры вспыхнули с новой силой в эпоху иконобор-ства. Иконоборцы представляли Евхаристию как о единственно возмож-ный образ Христа, откуда последовало учение об обожении евхаристиче-ского хлеба не по природе, а по положению. Таким образом, ставилась под вопрос реальность Святых Даров.