Курсовая теория Гуманитарные науки Международные отношения

Курсовая теория на тему Дипломатическая служба Российской Империи: от Екатерины 1 до Николая 2.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Дипломатическая служба России с 1725 по вторую половину XIX века………………………………………………………………………………………………………….. 5

1.1. Дипломатическая служба в
постпетровские времена: особенности и противоречия
…………………………………………………………………………………………………………..
5

1.2. Дипломатические реформы Александра I…………………………………….. 10

Глава 2. Внешнеполитический аппарат и особенности организации
дипломатической службы: конец ХIХ – начала ХХ века
………………….
18

2.1. Дипломатические реформы
эпохи Николая I
…………………………………
18

2.2. Особенности дипломатической
службы: конец ХIХ – начала ХХ века
27

Заключение…………………………………………………………………………………….. 35

Библиографический
список……………………………………………………………..
36

  

Введение:

 

Грамотно организованная
дипломатическая служба, состоящая из профессионалов, является условием
успешного функционирования государства при решении задач стратегического и
тактического уровня.

История показывает, что
сила государства кроется не только в экономических достижениях и военном потенциале,
но и в дипломатии. Именно дипломаты решают большинство наиболее сложных задач в
межгосударственных отношениях. Уровень подготовки и профессионализма
представителей дипломатического корпуса особенно проявляется в условиях сложной
международной обстановки. Поэтому детальный анализ истории становления и
развития отечественной дипломатии можно рассматривать как базу для ее
совершенствования на современном этапе с учетом стоящих перед страной целей и
задач. Дипломатическая служба в России развивалась параллельно с укреплением
государственности. Ее становление пришлось на XV-XVII века – одновременно с
аналогичными процессами в европейских государствах.

Актуальность этого
исследования заключается в попытке проанализировать эволюцию становления
российской дипломатической службы. Представляется целесообразным комплексно изучить
важнейшие аспекты становления дипломатической службы: основные вехи и реформы,
успехи и неудачи изменения структуры дипломатического ведомства и порядка
прохождения дипломатической службы, процедуры отбора будущих дипломатов, количественную
и качественную составляющие кадровой политики, систему подготовки и
переподготовки дипломатов, межведомственную кадровую ротацию, эволюцию и
перспективы профессии дипломата. Также представляется, необходимым проследить
взаимосвязь между становлением внешней политики государства и задачами
дипломатии в условиях изменения политической карты мира в разные эпохи.

Объектом исследования
выступает история становления и эволюция дипломатической службы России.

Предмет исследования –
реформы, структурные изменения и преобразования, которые претерпела дипломатическая
служба России на всем пути своего становления, проблемы и трудности адаптации
внешнеполитического ведомства к изменяющимся внешним факторам; преобразования,
вносящие изменения в дипломатическую службу, спровоцированные внешне- и
внутриполитическими факторами, а также их влияние на специфику внешнеполитической
службы России.

Цель исследования –
комплексный анализ эволюции и основных этапов становления дипломатической
службы России.

Задачи необходимые для
раскрытия цели:

·       
изучить особенности и противоречия дипломатической службы в
постпетровские времена, эпоха Екатерины Великой;

·       
рассмотреть дипломатические реформы Александра I;

·       
обосновать дипломатию и дипломатов эпохи Николая I;

·       
определить
особенности дипломатической службы: конец ХIХ –
начала ХХ века.

Основные источники,
используемые диссертантом для раскрытия темы настоящего исследования, можно
разделит на следующие основные группы: архивные документы различных периодов
Российской империи; основные нормативно-правовые акты, регулирующие
внешнеполитические сношения между странами.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

На основе вышесказанного
необходимо констатировать, то развитие отечественной дипломатии на протяжении
веков велось поэтапно, причем каждый из периодов внес свой вклад в облик
современной дипломатической службы РФ. Проведенный анализ дает право выделит
несколько этапов формирования дипломатической службы, определив для каждого из
них свои особенности и тенденции.

Период конца XVIII – начала
XIX века характеризуется ростом популярности государственной системы, принятой
в наполеоновской Франции. Она опиралась на военную структуру с установление чиновничьей
ответственности, высокую степень централизации и применение взысканий дисциплинарного
характера. При этом предлагаемая система отличалась максимальной функциональной
продуманностью и включала в себя систему квалификационного отбора кандидатов на
службу. Она стала первой, где именно уровень профессиональной подготовки, а не
социальная принадлежность играли главенствующую роль для занятия того или иного
государственного поста, в том числе дипломатического характера.

Следующий этап в истории
отечественной дипломатии пришелся на первую четверть XX века, и был связан с
кардинальным государственным переустройством, когда вместе с крушением
многовековой монархии произошел резкий переход к коммунистическим формам
управления обществом. Период существования в стране конституционной монархии
был ограниченным по продолжительности, завершившись в октябре 1917-го года. Начиная
с 1905-го года перед МИД ставились задачи о предоставлении отчета чиновника о
проделанной работе перед парламентом, согласовывая с ним свою позицию по любым
вопросам.

 

Фрагмент текста работы:

 

XIX века

1.1.
Дипломатическая служба в постпетровские времена: особенности и противоречия

В 1726 г.
Екатерина I учредила состоящий из преданных ей людей Тайный совет. Главы
иностранной и военной коллегий вошли в его состав. Совет стал играть определяющую
роль в выработке и проведении внешнеполитического курса. Коллегия иностранных дел,
в сущности, превратилась в исполнительную канцелярию при нем.

Во времена правления Анны
Иоанновны Верховный Тайный совет был упразднен, а его лены заключены в узилище»,
так как пытались ограничить ее власть. Но вскоре, нуждающаяся в опытных
государственных служащих, она во вновь созданный кабинет министров назначила
Г.И. Головкина, А.И. Остермана и прочих. После Г.И. Головкина его возглавляли
опытные дипломаты П.И. Ягужинский, А.П. Волынский и А.П. Бестужев-Рюмин. Но
фактически постоянно главой кабмина был А.И. Остерман.

По указанию Анны,
регентши малолетнего царя Ивана IV, занявшего престол после Анны Иоанновны, кабинет
министров был разделен на 3 подразделения. Первый занимался вопросами
внутридержавной деятельности, его возглавляли А.М. Черкасский и М.Г. Головкин.
Второй департамент ведал внешнеполитическими и морскими делами, главой его был
назначен А.И. Остерман, носивший ин адмирала, но никогда не участвовавший в
морских сражениях. За третьим отделом закреплялись военные вопросы, руководство
возлагалось на А.И. Минина.

Выделение Департамента
внешней политики при кабинете министров значительно урезало права коллегии
иностранных дел. Исполнение дел находилось в 2-х структурах, то усложняло их
быстрое и качественное исполнение. Перекладывание и дублирование обязанностей,
отсутствие четкого исполнителя и контроля сильно усложняли работу КИД.

Елизавета Петровна,
взойдя на престол, в декабре 1741
г
. в числе первых издала указ о ликвидации кабинета
министров[1].
Вся власть возвращалась Сенату, коллегия иностранных дел вошла в его подчинение.
Все указания для ИД исходили из Сената, именно ему ведомство обязано было
предоставлять всю информацию, касавшуюся внешнеполитической деятельности[2].

В случае
особой необходимости некоторые вопросы внешней и внутренней политики
рассматривались советниками созданного императрицей «Министерского и генералитетского
собрания», возглавлявшегося канцлером А.М. Черкасским. Но такие заседания проводились
крайне редко. Такая тенденция реформирования российского
дипломатического протокола была не случайной.

Во второй половине XVIII века в Европе все более отчетливо
проявлялось стремление монархов к единоличному правлению. Особенно в период
правления Екатерины II укрепление абсолютизма привело к ломке многих структур
центрального аппарата государственной власти, ликвидации многих коллегий. В
исключительном положении оказалась только Коллегия иностранных дел. Екатерина
II ревностно относилась к этому ведомству, всячески стремилась поднять его
статус и авторитет до европейского уровня. Число ее служащих во второй половине
XVIII века достигло 230 человек. В январе 1779 г. был издан указ,
определивший штаты Коллегии иностранных дел, оклады канцлера и вице-канцлера.
Число переводчиков, протоколистов и прочих канцелярских чинов и служителей в
штате не оговаривалось. На них выделялась определенная сумма «для найма
потребного числа людей», оклады которым предлагалось определять «соразмерно
трудам и способностям каждого, равно как и из остатков, ее делать им
награждение за отменное прилежание и успехи в знании, для них нужном,
приобретаемые»[3].

Одновременно со штатом центрального аппарата был утвержден штат
загранучреждений. Как правило, штаты российских загранучреждений того времени
были небольшими – не более 2-3 человек. В обязательном порядке в них входили
глава представительства и его секретари.

Звание посла по новым штатам было присвоено лишь русскому
представителю в Варшаве. Большинство же русских представителей за границей
именовались министрами второго ранга. Некоторые представители назывались
министрами-резидентами. Министры второго ранга и министры-резиденты
осуществляли представительские и политические функции.

К министрам были приравнены также генеральные консулы, следившие
за соблюдением интересов российских купцов и за развитием торговых отношений.
Надлежащее исполнение функций послов, министров и генеральных консулов
обеспечивали специально подготовленные люди – представители правящего сословия,
получившие необходимые знания в области внешних сношений.



[1]
Ерошкин, Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н.
П. Ерошкин. – М.: Высшая школа, 1983. – С. 100. 

[2] Очерк
истории Министерства иностранных дел 1802 – 1902. – С. 58. 

[3] Архив
Государственного совета: в 5 т., 12 кн. — СПб.: Тип. второго отделения
Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1869
г
. Т. 1: Совет в царствование императрицы Екатерины II.
1768-1796 гг. С. 8. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы