Курсовая теория на тему Динамика вычислительных умений младших школьников с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
_Toc77683099
Введение. 3
1. Теоретические основы формирования вычислительных умений
у младших школьников. 5
1.1 Сущность понятия «Вычислительные умения». 5
1.2 Формирование вычислительных умений у младших
школьников. 12
1.3 Особенности владения вычислительными умениями младшими
школьниками с ЗПР. 19
Выводы к 1 главе. 30
Список
использованных источников 31
Введение:
Актуальность исследования. В
качестве одной из важнейших задач обучения математике в младшей школе
называется формирование у учащихся вычислительных умений, основой которых
является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительные
умения относятся к тому запасу знаний и навыков, который применяется
повсеместно в жизни человека, служа фундаментом любых математических расчетов. Кроме
того, вычислительные умения – это самая эффективная тренировка для головного
мозга, ведь решение заданий в уме связано с одновременным участием абстрактного
и аналитического мышления, воображения и логики.
Особенно
это актуально для детей в период начального школьного обучения, т.к. развитие этих
умений в целом способствует формированию интеллекта и продуктивности ума. Но
если возможности этого периода упустить, сформировать вычислительные умения в
последующем будет очень сложно, что, ни минуемо, отражается на школьной
неуспеваемости [6, с. 61].
Проблеме
формирования вычислительных умений посвящены работы многих авторов: М.А.
Бантова, Г.В. Бельтюкова, П.Я. Гальперина, С.А. Зайцева, Н.Б. Истомина, Е.Ю.
Явлинской и др.
Массовые
обследования неуспевающих учащихся общеобразовательных школ показали, что
порядка половины из них составляют дети с ЗПР [26]. ЗПР – это нарушение
нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, который
достигает школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых
интересов. У таких детей недостаточно сформированы представления об окружающей
действительности, языковые и математические обобщения, что препятствует их
дальнейшему школьному обучению и создает значительные трудности в овладении ими
письмом, чтением и математическими понятиями [5].
Исследования
особенностей детей с ЗПР проводились Г.Е. Сухаревой, Б.Г. Ананьевым, Ю.Г.
Демьяновым, О.С. Никольской и др. Л.В. Кузнецовой, И.Ю. Кулагиной, А.К.
Марковой и др. проводились исследования мотивационно-волевой сферы детей с ЗПР;
А.И. Липкиной, Р.Д. Тригером проводился анализ формирования самооценки у
неуспевающих школьников; Д.Н. Исаевым, Л.Н. Костиной, О.В. Фроловой
исследовались проявления тревожности у младших школьников с ЗПР; Е.Е. Дмитриевой,
Е.В. Новиковой рассматривалась специфика коммуникативной деятельности детей с
ЗПР.
Сегодня,
у специальной психологии и педагогики в распоряжении исследования, которые
раскрывают особенности памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности детей
с ЗПР. Однако, несмотря на ценность многоплановых научных данных о детях с ЗПР,
особенности их вычислительных умений в учебном процессе до сих пор не выступали
в качестве предмета специального изучения, хотя в ряде работ в той или иной
мере эта проблема затрагивается. Это и обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования –
рассмотреть особенности динамики вычислительных умений младших школьников с ЗПР.
Объект исследования:
младшие школьники с ЗПР.
Предмет исследования: динамика
вычислительных умений младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Выяснить, что представляет собой сущность
понятия «Вычислительные умения».
2. Рассмотреть процесс формирования
вычислительных умений у младших школьников.
3. Охарактеризовать особенности владения вычислительными
умениями младших школьников с ЗПР.
Методы исследования: теоретические
(анализ литературы, обобщение, синтез).
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Заключение:
1.
Вычислительные умения – это умения по устному и письменному выполнению
арифметических действий с числами и числовыми выражениями. Они выступают одними из базовых умений у детей младшего
школьного возраста, без которых дальнейшее обучение математике будет затруднительным.
2. Младший школьный возраст благодаря интенсивному
развитию всех психологических процессов, является сенситивным для изучение
математики. В особенности это связано с развитием мышления, что в наибольшей
степени способствует изучение данного предмета, т.к. он является наиболее
абстрактной наукой, по изучению модели окружающей действительности.
3. Младшие школьники с ЗПР в виду своих
особенностей развития при формировании вычислительных умений сталкиваются с
целым рядом трудностей: затруднены счетные операции, письменные вычисления, не знают
порядка действий, путают математические знаки и т.д.
4. Даже по окончании начальной школы (1-4
класс), с учетом проведения целенаправленной работы, у некоторых учащихся с ЗПР
могут сохраняться характерные недостатки в вычислительной деятельности
(выполняются не все инструкции в задании; не всегда выполняется задание
полностью; при знании правил, не умеют применять его на практике; при
предъявлении задания в непривычном для учащихся с ЗПР виде выполнение его
ухудшается, хотя сложность может и не превышать обычную для подобных заданий и
т.д.).
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия «Вычислительные умения»
В
педагогическое литературе под понятием «умения» подразумевается готовность к
сознательному и самостоятельному выполнению практических и теоретических действий
посредством усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков [17,
с.18].
Требования
ФГОС НОО [23] и Примерная основная образовательная программе начального общего
образования [18] говорят об умении учащихся выполнять устно и письменно
арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
То
есть, вычислительные умения – это умения по устному и письменному выполнению
арифметических действий с числами и числовыми выражениями [25, с. 51].
Необходимо
сказать, что в современной школе формирование вычислительных умений является
важной, но не главной задачей математического образования младших школьников.
За последние 30 лет произошло значительное изменение в условиях жизни, в том
числе это касается и учебной жизни: поменялись целевые приоритеты школьного
обучения, функции и характер требуемых во взрослой жизни вычислительных умений,
условия их формирования.
Одним
из изменений, относящимся к проблеме формирования вычислительных умений,
является повсеместное применение калькуляторов, в том числе и младшими
школьниками. Калькулятором на телефонах все больше заменяются устные и
письменные вычисления. И оградить учащихся от этого практически невозможно, а
значит необходимо нахождение способа включения калькулятора в учебный процесс
не в ущерб, а во благо их образования, относительно устных и письменных
вычислений в частности.
Изменения
коснулись и педагогических подходов к обучению в целом и к обучению математике
в частности. Формирование вычислительных умений сегодня должно обеспечивать
достижение не только предметного результата – определенного уровня и качества
вычислительных умений, но и достижение личностных и метапредметных результатов.
М.А.
Бантова, под вычислительными умениями понимает высокую степень овладения
вычислительными приемами [1, с. 32]. Приобрести вычислительные умения – это
значит знать, для каждого случая необходимые операции, их порядок, для
нахождения результата арифметического действия, и быстрого их выполнения.