Курсовая теория на тему Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОНР. 5
1.1 Речевое развитие детей
дошкольного возраста c ОНР. 5
1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. 15
ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С ОНР 20
2.1. Диагностика нарушений речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи 20
2.2 Особенности дифференциальной диагностики
общего недоразвития речи. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
Список используемой литературы.. 30
Введение:
Актуальность. В современной логопедии, понятие “общее недоразвитие речи” (ОНР)
понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с
нормальным слухом и интеллектом наблюдаются отклонения в формировании речевой
деятельности (деятельности усвоения и использования языка), нарушенное усвоение
всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики (Г.Левина,
В.Орфинская, Г.Жаренкова, В.Воробьева, Б.Гриншпун, Л.Спирова, Е.Соботович,
Л.Ефименко, А.Мастюкова, Г.Каше, Г.Чиркина, Т.Филичева).
Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество
детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания,
квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного
воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с
ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%.
Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и
интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь,
называется общим недоразвитием речи (ОНР). Впервые термин ОНР был введён в
50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е.
Левиной.
Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального
дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школьному
обучению, поскольку речь играет важную роль в формировании психической, учебной
деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения
в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ по предметам
языкового цикла.
Решая проблемы коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи на современном этапе, исследование многих ученых основываются
на различных подходах, которые имеют весомое значение и занимают определенное
место в коррекционно-развивающем процессе. В частности, психолингвистический
подход в своей основе учитывает онтогенез речи, взаимосвязь и взаимодействие
всех компонентов речи и анализаторных структур. Этот подход к изучению и
коррекции речевой функции позволяет исследовать специфику несформированности
языковой системы, выявить особенности усвоения детьми всех языковых
закономерностей с выделением семантического компонента как одного из ведущих в
овладении знаниями и умениями, связанными с языковой действительностью.
При существующей системе отбора в коррекционно-образовательные
учреждения, когда тип образовательного учреждения определяется ведущим
дефектом, наибольшие трудности возникают при дифференциальной диагностике тех
дефектов развития, у которых отдельные клинико-психологические проявления
сходны, а иногда почти совпадают. Применительно к определению ведущего дефекта
дифференциальная диагностика приобретает наибольшее значение в случаях
нарушений умственного и речевого развития.
Тесная связь между развитием речи и интеллекта зачастую делает
дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием
затруднительным, так как умственное недоразвитие всегда в той или иной степени
сопровождается недоразвитием речи и, с другой стороны, при выраженном общем речевом
недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное или неравномерное
развитие его интеллекта. В некоторых случаях дифференциальная диагностика может
быть успешной только при динамическом обследовании ребёнка, при грамотно
выстроенной системе сопровождения и преемственности между учреждениями разных
ступеней образования.
Цель исследования заключается в изучении особенностей и специфики организации
дифференциальной диагностики общего недоразвития речи.
Объектом исследования является характеристика детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Предмет исследования –Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи.
Для достижения поставленной цели и проверки целесообразности
определенной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. осуществить анализ отечественных и зарубежных
психолого-педагогических литературных источников по проблеме речи у детей с ОНР
дошкольного возраста;
2. выявить структурные компоненты речи и охарактеризовать их
особенности у детей с ОНР дошкольного возраста;
3. определить направления и содержание дифференциальной диагностики
общего недоразвития речи;
В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:
-теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования).
Теоретико-методологическая основа исследования: теория А.Н.Гвоздева о периодизации развития
детской речи в онтогенезе; теория Р.Е. Левиной об общем
недоразвитии речи у детей; теория А.Н. Леонтьева о ведущей
деятельности возраста и этапах становления детской речи; онтогенетическая теория
Л.С. Выготского; принципы единства диагностики и коррекции развития
(Л.С.Выготский, Р.Е. Левина).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные материалы могут
быть использованы в методических пособиях, адресованных специалистам,
работающим с детьми с общим недоразвитием речи, в практической работе
учителя-логопеда, воспитателей, родителей.
Заключение:
Общее недоразвитие речи является
сложным системным речевым нарушением, которое задерживает, замедляет и искажает
спонтанное речевое развитие, вследствие чего различные звенья речевой системы
остаются несформированными.
Для дошкольников с ОНР характерны:
— стойкое и длительное отсутствие
подражания речи взрослых и появления новых лексем;
— трудности выбора фонем и порядка
их расположения;
— воспроизведение, в основном,
сокращение слов за счет пропуска отдельных фрагментов;
— многочисленные аграматизмы;
— значительная диспропорция в
формировании инпресивного и экспрессивного вещания;
— трудности в программировании
высказывания и синтезировании отдельных структурных элементов в единое целое;
— низкая речевая активность.
Это свидетельствует о
несформированности языковых операций процесса порождения речевых высказываний
при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций (Б.М.
Гриншпун, А.М. Мастюкова, Т.Б. Филичова, Е.Ф.Соботович и др.)
Знание особенностей речевого
развития детей дошкольного возраста с ОНР оказываются важными и необходимыми
как для более глубокого понимания детей этой категории, выяснения
психологических механизмов речевых нарушений, так и для создания новых подходов
к определению наиболее оптимальных и адекватных направлений
коррекционно-развивающего, логопедического и упреждающего обучения
дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОНР
1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста c ОНР Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального
дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школьному
обучению, поскольку речь играет важную роль в формировании психической, учебной
деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения
в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ по
предметам языкового цикла.
Современный уровень научных знаний о языке и речевой деятельности,
нашли отражение в лингвистических, психолого-педагогических, психо – и
нейролингвистических, лингво-дидактичных исследованиях, требует переоценки и
уточнение основных подходов, принципов и средств организации и проведения
коррекционных мероприятий по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного
возраста [9].
Решая проблемы коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи на современном этапе, исследование многих ученых основываются
на различных подходах, которые имеют весомое значение и занимают определенное
место в коррекционно-развивающем процессе. В частности, психолингвистический
подход в своей основе учитывает онтогенез речи, взаимосвязь и взаимодействие
всех компонентов речи и анализаторных структур. Этот подход к изучению и
коррекции речевой функции позволяет исследовать специфику несформированности
языковой системы, выявить особенности усвоения детьми всех языковых
закономерностей с выделением семантического компонента как одного из ведущих в
овладении знаниями и умениями, связанными с языковой действительностью (Л. С.
Выготский, Б. Н. Головин, А. Е. Грибова, Е. Ф. Соботович, Н. В. Уфимцева, А. М.
Шахнарович, С. М. Шаховская, Н. М. Юрьева и др.), а также грамматического и
фонологического компонентов лингвистической компетенции (В. Г. Лурия, А. М.
Леонтьев, В. К. Орфинская, Д. Слобин, Е. Ф. Соботович, Ф. А. Сохин, Л. А.
Чистович, А. М. Шахнарович и др.).
С позиций психолингвистического подхода языковая функция
рассматривается как сложная психологическая деятельность имеет свою
психологическую структуру и механизмы, которые отвечают за формирование и
функционирование речевой деятельности. Психические процессы функционируют в
качестве предпосылок и элементов речи и лежат в основе усвоения речи и
развиваются во взаимодействии с ним. Такой взгляд открывает некоторые
дополнительные возможности для исследователей и педагогов, а именно: любая
деятельность, в том числе речевая, имеет свою психологическую структуру и
психологические механизмы, которые обеспечивают ее формирование [12,c,55].