Логопедическая работа с детьми при комплексных нарушениях развития Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОНР. 5

1.1 Речевое развитие детей
дошкольного возраста c ОНР. 5

1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. 15

ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С ОНР  20

2.1. Диагностика нарушений речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи  20

2.2 Особенности дифференциальной диагностики
общего недоразвития речи. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

Список используемой литературы.. 30

  

Введение:

 

Актуальность. В современной логопедии, понятие “общее недоразвитие речи” (ОНР)
понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с
нормальным слухом и интеллектом наблюдаются отклонения в формировании речевой
деятельности (деятельности усвоения и использования языка), нарушенное усвоение
всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики (Г.Левина,
В.Орфинская, Г.Жаренкова, В.Воробьева, Б.Гриншпун, Л.Спирова, Е.Соботович,
Л.Ефименко, А.Мастюкова, Г.Каше, Г.Чиркина, Т.Филичева).

Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество
детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания,
квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного
воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с
ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%.

Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и
интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь,
называется общим недоразвитием речи (ОНР). Впервые термин ОНР был введён в
50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е.
Левиной.

Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального
дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школьному
обучению, поскольку речь играет важную роль в формировании психической, учебной
деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения
в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ по предметам
языкового цикла.

Решая проблемы коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи на современном этапе, исследование многих ученых основываются
на различных подходах, которые имеют весомое значение и занимают определенное
место в коррекционно-развивающем процессе. В частности, психолингвистический
подход в своей основе учитывает онтогенез речи, взаимосвязь и взаимодействие
всех компонентов речи и анализаторных структур. Этот подход к изучению и
коррекции речевой функции позволяет исследовать специфику несформированности
языковой системы, выявить особенности усвоения детьми всех языковых
закономерностей с выделением семантического компонента как одного из ведущих в
овладении знаниями и умениями, связанными с языковой действительностью.

При существующей системе отбора в коррекционно-образовательные
учреждения, когда тип образовательного учреждения определяется ведущим
дефектом, наибольшие трудности возникают при дифференциальной диагностике тех
дефектов развития, у которых отдельные клинико-психологические проявления
сходны, а иногда почти совпадают. Применительно к определению ведущего дефекта
дифференциальная диагностика приобретает наибольшее значение в случаях
нарушений умственного и речевого развития.

Тесная связь между развитием речи и интеллекта зачастую делает
дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием
затруднительным, так как умственное недоразвитие всегда в той или иной степени
сопровождается недоразвитием речи и, с другой стороны, при выраженном общем речевом
недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное или неравномерное
развитие его интеллекта. В некоторых случаях дифференциальная диагностика может
быть успешной только при динамическом обследовании ребёнка, при грамотно
выстроенной системе сопровождения и преемственности между учреждениями разных
ступеней образования.

Цель исследования заключается в изучении особенностей и специфики организации
дифференциальной диагностики общего недоразвития речи.

Объектом исследования является характеристика детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.

Предмет исследования –Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи.

Для достижения поставленной цели и проверки целесообразности
определенной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. осуществить анализ отечественных и зарубежных
психолого-педагогических литературных источников по проблеме речи у детей с ОНР
дошкольного возраста;

2. выявить структурные компоненты речи и охарактеризовать их
особенности у детей с ОНР дошкольного возраста;

3. определить направления и содержание дифференциальной диагностики
общего недоразвития речи;

В нашей работе мы использовали следующие методы исследования:

-теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования).

Теоретико-методологическая основа исследования: теория А.Н.Гвоздева о периодизации развития
детской речи в онтогенезе; теория Р.Е. Левиной об общем
недоразвитии речи у детей; теория А.Н. Леонтьева о ведущей
деятельности возраста и этапах становления детской речи; онтогенетическая теория
Л.С. Выготского; принципы единства диагностики и коррекции развития
(Л.С.Выготский, Р.Е. Левина).

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные материалы могут
быть использованы в методических пособиях, адресованных специалистам,
работающим с детьми с общим недоразвитием речи, в практической работе
учителя-логопеда, воспитателей, родителей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общее недоразвитие речи является
сложным системным речевым нарушением, которое задерживает, замедляет и искажает
спонтанное речевое развитие, вследствие чего различные звенья речевой системы
остаются несформированными.

Для дошкольников с ОНР характерны:

— стойкое и длительное отсутствие
подражания речи взрослых и появления новых лексем;

— трудности выбора фонем и порядка
их расположения;

— воспроизведение, в основном,
сокращение слов за счет пропуска отдельных фрагментов;

— многочисленные аграматизмы;

— значительная диспропорция в
формировании инпресивного и экспрессивного вещания;

— трудности в программировании
высказывания и синтезировании отдельных структурных элементов в единое целое;

— низкая речевая активность.

Это свидетельствует о
несформированности языковых операций процесса порождения речевых высказываний
при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций (Б.М.
Гриншпун, А.М. Мастюкова, Т.Б. Филичова, Е.Ф.Соботович и др.)

Знание особенностей речевого
развития детей дошкольного возраста с ОНР оказываются важными и необходимыми
как для более глубокого понимания детей этой категории, выяснения
психологических механизмов речевых нарушений, так и для создания новых подходов
к определению наиболее оптимальных и адекватных направлений
коррекционно-развивающего, логопедического и упреждающего обучения
дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОНР

1.1 Речевое развитие детей дошкольного возраста c ОНР Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального
дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школьному
обучению, поскольку речь играет важную роль в формировании психической, учебной
деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения
в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ по
предметам языкового цикла.

Современный уровень научных знаний о языке и речевой деятельности,
нашли отражение в лингвистических, психолого-педагогических, психо – и
нейролингвистических, лингво-дидактичных исследованиях, требует переоценки и
уточнение основных подходов, принципов и средств организации и проведения
коррекционных мероприятий по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного
возраста [9].

Решая проблемы коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи на современном этапе, исследование многих ученых основываются
на различных подходах, которые имеют весомое значение и занимают определенное
место в коррекционно-развивающем процессе. В частности, психолингвистический
подход в своей основе учитывает онтогенез речи, взаимосвязь и взаимодействие
всех компонентов речи и анализаторных структур. Этот подход к изучению и
коррекции речевой функции позволяет исследовать специфику несформированности
языковой системы, выявить особенности усвоения детьми всех языковых
закономерностей с выделением семантического компонента как одного из ведущих в
овладении знаниями и умениями, связанными с языковой действительностью (Л. С.
Выготский, Б. Н. Головин, А. Е. Грибова, Е. Ф. Соботович, Н. В. Уфимцева, А. М.
Шахнарович, С. М. Шаховская, Н. М. Юрьева и др.), а также грамматического и
фонологического компонентов лингвистической компетенции (В. Г. Лурия, А. М.
Леонтьев, В. К. Орфинская, Д. Слобин, Е. Ф. Соботович, Ф. А. Сохин, Л. А.
Чистович, А. М. Шахнарович и др.).

С позиций психолингвистического подхода языковая функция
рассматривается как сложная психологическая деятельность имеет свою
психологическую структуру и механизмы, которые отвечают за формирование и
функционирование речевой деятельности. Психические процессы функционируют в
качестве предпосылок и элементов речи и лежат в основе усвоения речи и
развиваются во взаимодействии с ним. Такой взгляд открывает некоторые
дополнительные возможности для исследователей и педагогов, а именно: любая
деятельность, в том числе речевая, имеет свою психологическую структуру и
психологические механизмы, которые обеспечивают ее формирование [12,c,55].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы