Курсовая теория на тему дидактический потенциал лепки в системе дополнительного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА КАК ВИД ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1. Дидактический потенциал занятий по лепке 4
1.2. Обзор программ дополнительного образования по лепке 9
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛЕПКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 14
2.1. Описание программы 14
2.2. Структура занятия по лепке с народной направленностью 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время лепка в дополнительном образовании имеет огромный потенциал, поскольку она воспитывает в ребенке огромное количество социально и психологически значимых качеств личности. Так, программы по лепке в дополнительном образовании составляются с учетом требований в эстетическом освоении реальности детей, в освоении ими нравственных основ социальной действительности. Занимаясь лепкой, дети формируют у себя также значимые моторные навыки, которые необходимы в школьном образовании, в частности, в младшей школе. Соответственно, при составлении программ дополнительного образования по лепке необходимо учитывать в том числе и дидактический потенциал занятий лепкой, поскольку такие занятия являются значимыми.
Объект данного исследования: занятия лепкой в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: дидактический потенциал программ по лепке.
Цель исследования: выявить сущность дидактического потенциала занятий по лепке в системе дополнительного образования на основе программ.
Исходя из поставленной цели необходимо представить задачи исследования:
— Изучить дидактический потенциал занятий по лепке.
— Осуществить обзор программ дополнительного образования по лепке.
— Описать программу по лепке в учреждении дополнительного образования.
В работе были рассмотрены следующие программы: «Фантазеры», «Волшебный пластилин», «Творческая мастерская», «Волшебные пальчики».
Структура данной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы.
Текст работы:
В процессе изучения проблематики данного исследования было выявлено, что занятия лепкой обладают достаточно мощным дидактическим потенциалом. В частности, они позволяют детям всесторонне развиваться, получать необходимые жизненные навыки. Это значит, что эстетическое направление занятий по лепке в системе дополнительного образования дает возможность детям регулировать глазомер, наблюдательность, способность обращать внимание на детали, смотреть в целом и в частности: это важно при обучении в школе. Кроме того, в школьном обучении также пригодится такой моторный навык как письмо.
Так, работая пальцами, дети формируют способность тонкого тактильного ощущения, что позволят им более чутко относится к окружающей действительности и более тонко воспринимать взаимоотношения между людьми. Занятия лепкой оказывают влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, и, что самое основное – готовят к овладению навыком письма, что в дальнейшем помогает избежать большого количества проблем уже в обучении школы.
В представленной нами программе дополнительного образования по лепке для детей, которые обучаются в 1-3 классах художественной школы наблюдается очень высокий дидактический потенциал, что соответствует непосредственным целям и задачам дополнительного образования на данном возрастном этапе.
Можно говорить о том, что лепка является очень значимым предметов в системе дополнительного образования ввиду ее непосредственной полезности для всестороннего развития детей, для формирования у них коммуникативных навыков и чувства прекрасного.
Таким образом, задачи данной работы решены. Цель является достигнутой.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время лепка в дополнительном образовании имеет огромный потенциал, поскольку она воспитывает в ребенке огромное количество социально и психологически значимых качеств личности. Так, программы по лепке в дополнительном образовании составляются с учетом требований в эстетическом освоении реальности детей, в освоении ими нравственных основ социальной действительности. Занимаясь лепкой, дети формируют у себя также значимые моторные навыки, которые необходимы в школьном образовании, в частности, в младшей школе. Соответственно, при составлении программ дополнительного образования по лепке необходимо учитывать в том числе и дидактический потенциал занятий лепкой, поскольку такие занятия являются значимыми.
Объект данного исследования: занятия лепкой в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: дидактический потенциал программ по лепке.
Цель исследования: выявить сущность дидактического потенциала занятий по лепке в системе дополнительного образования на основе программ.
Исходя из поставленной цели необходимо представить задачи исследования:
— Изучить дидактический потенциал занятий по лепке.
— Осуществить обзор программ дополнительного образования по лепке.
— Описать программу по лепке в учреждении дополнительного образования.
В работе были рассмотрены следующие программы: «Фантазеры», «Волшебный пластилин», «Творческая мастерская», «Волшебные пальчики».
Структура данной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА КАК ВИД ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Дидактический потенциал занятий по лепке
Среди различных видов декоративно-прикладной творческой деятельности в системе дополнительного образования особенное место уделено непосредственно скульптуре. Данный вид деятельности связывается, прежде всего, с эмоциональным аспектом жизнедеятельности, в ней отражаются особенности восприятия окружающего мира.
Для лепки можно использовать различные материалы, такие как тесто, пластилин, глина.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненных из дерева или глины.
Необходимо обратить внимание на то, что занятия лепкой развивают коммуникативные навыки.
Такое занятие, как лепка из пластилина для детей 6-7 лет отлично развивает моторику детских рук и позволяет реализовывать творческий потенциал ребенка.
Преимущества этого вида занятий очевидны, представим их:
— Развитие мелкой моторики, что позволяет подготовить руку к письму;
— Развитие внимания, усидчивости и самодисциплины, которые также, несомненно, пригодятся в школе;
— Лепка из пластилина для детей 6 7 лет — самый лояльный метод для самооценки ребёнка. Любой элемент очень легко переделать и добиться лучшего результата. У малышей появляется уверенность в своих силах и настойчивость в решении задачи;
— С помощью разноцветного пластилина легко изучать понятия цветов и форм;
— Возможность смешивания оттенков наглядным образом показывает всё богатство гаммы, которую можно создать даже из скромного набора кусочков пластилина. Прекрасное антистрессовое занятие, которое можно легко разделить с ребенком любому взрослому.
Известно, что лепка развивает не только воображение, но и моторику. Кроме того, лепка:
— заставляет работать оба полушария мозга одновременно;
— вырабатывает аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;
— развитию речи;
— развивает абстрактное мышление;
— учит понимать пропорции деталей;
— снижает возбудимость и раздражительность;
— помогает избавиться от страхов (путем лепки пугающих персонажей);
— повышает самооценку ребенка.
В процессе лепки осуществляется определенное закрепление жизненного опыта, а также творческое преобразование различных социальных впечатлений. Эстетическое воспитание ученика, в частности, его способность видеть и чувствовать окружающую действительность в характерных проявлениях является неотрывным процессом от практики. Так, например, установка П.П. Чистякова звучит следующим образом: «Чувствовать, знать и уметь — полное искусство». Она может быть применима непосредственно к детскому художественному образованию, однако же рассматривать ее необходимо не в качестве итога, а в качестве направления художественного образования.
Тенденция к тому, чтобы чувствовать, знать и уметь устанавливает достаточно гармоническое развитие воспитанника в системе дополнительного образования. При этом совершенно нежелательны перекосы в сторону одной осведомленности без подкрепления практическими умениями, аналогично тому, как не желательна обученность определенным навыкам. Это означает, что целью обучения является эстетически чувствующий ученик с воспитанным художественным вкусом, который понимает правила и законы изображения и умеет также осуществить на практике различные по сложности художественно-изобразительные задачи, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка.
Именно отсюда складывается единое направление развития воспитанников в системе дополнительного образования, причем, независимо от окончательной цели обучения.
Многолетний опыт художественного образования говорит о том, что от того, насколько действенно осваиваются изобразительные зависит характер художественного воспитания и развития творческой личности. Преимущественно данный принцип важно учитывать именно в системе дополнительного образования.
Специфика такого предмета как лепка такова, что в детском развитии на разных его ступенях взаимодействие живого созерцания и абстрактного мышления не является равномерным. Это означает, что ученик испытывает потребность в жизненных впечатлениях от процесса занятий, однако же при этом для жизненности и красоты передачи необходимо умение. Соответственно, необходимо, обращая внимание на возраст и соответствующие интересы, посредством обучения внедрять творческие элементы.
Интересно, что даже в самом простом предмете, который отбирается для изображения в лепке, можно отметить эстетические достоинства, в частности своеобразие конструкции, пластики, яркую эмоциональную ассоциацию, и тогда самое обыденное, привычное неожиданно приобретает эстетическую ценность.
Наблюдения за детьми, которые работают под непосредственным руководством грамотного педагога, демонстрируют, что они постепенно начинают не просто рассматривать окружающие их предметы, они их сравнивают друг с другом, анализируют их форму, и с приобретением навыка лепки данный процесс происходит на уровне автоматизма.
Занятия лепкой в благоприятных условиях являются очень ценными и необходимыми для учеников младших классов, поскольку формируют у них навыки правильной речи, письма. Лепку и декоративные поделки из разных материалов в том числе возможно причислить к средствам освоения окружающего мира.
В детской лепке преимущественную роль играет непосредственно живое созерцание, в то время как от педагога необходимо терпеливое вынашивание, то есть вызревание жизненных впечатлений, в частности, на их непринужденное отражение. Следует сказать о том, что в процессе воспитания сознательного отношения к деятельности дети начинают понимать, что изображения, которые они формируют своими руками, не соответствуют предметам реальной действительности.
При этом важно иметь ввиду то, что, не смотря на различия в задачах художественного воспитания и образования от начального этапа специализированной подготовки до специального вузовского отмечается, что между ними имеется определенное родственное, а именно, общие цели и задачи. Таковой является неотделимость художественного обучения от жизненных реалий.
Следует сказать о том, что дети направляют свои усилия непосредственно на создание произведений, которые отображают определенные стороны реальной жизни.
Следует обратить внимание на то, что поиски правдивого изображения являются основной формой, которая нацелена на обучение скульптуре. Представленный момент обучения может быть распространен не только на выполнение задания с натуры, но также и на решение композиционно-творческих задач в работах по воображению.
Обучение лучше начинать с лепки с натуры условно плоских предметов, которое должно преследовать цель предварительного знакомства с основными геометрическими фигурами, встречающимися в природе, их выражением в простых по форме объектах действительности; первоначального развития умения определять основные пропорции предметов, сравнение их с натурой, формирования самых первых навыков работы с пластилином и глиной.
Детскому творчеству присуща образность восприятия предметов и нет необходимости пресекать это прекрасное качество во имя часто технических навыков.
Детскому восприятию в процессе художественного обучения присущи не сколько рациональное, сколько, чувственное, эмоциональное постижение реальности, что в свою очередь не должно исключать познавательных задач, которые ставит изобразительное искусство. У каждого ученика должен сформироваться целый комплекс чувств, в первую очередь чувства изображаемой реальности.
Таким образом, следует сказать о том, что лепка в системе дополнительного образования обладает высоким дидактическим потенциалом в развитии личности ребенка, поскольку решает его задачи обучения и воспитания. Занятия лепкой оказывают влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, и, что самое основное – готовят к овладению навыком письма, что в дальнейшем помогает избежать большого количества проблем уже в обучении школы.
В процессе подготовки к занятиям преимущественное внимание уделяется непосредственно нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7–10 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением.
Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности.