Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Дидактические игры на уроках математики в 5-6 классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава I. Дидактическая игра как важная составляющая учебно-воспитательного процесса 5
1.1 Дидактическая игра как форма обучения 5
1.2 Значение метода игры в реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса 13
Глава 2. Методические основы применения дидактической игры на уроках математики 18
2.1 Методика организации и проведения дидактической игры 18
2.2 Педагогическая разработка применения дидактических игр на уроках математики в 5 классах 22
Заключение 28
Список использованной литературы 31

  

Введение:

 

Актуальность темы. Важнейшая задача школы по вопросам обучения математике — это умение давать глубокие и прочные знания, прививать навыки и умения применять их на практике. Школа должна научить учащихся находить пути к решению проблем, формировать способность к самостоятельному, творческому мышлению.
В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики учитель должен задуматься над тем, как поддержать интерес ученика к материалу на протяжении всего урока, чтобы на уроках не было равнодушных наблюдателей, а только активные участники учебного процесса, поскольку в результате этого возникает и развивается любознательность и глубокий познавательный интерес. Именно такой повышенный интерес, авторитет знаний, индивидуальное ответственное отношение школьников к учебной деятельности можно успешно реализовать благодаря технологии игровых форм обучения. Известно, что любой урок — это сложное педагогическое явление, произведение учителя, во время которого ученики демонстрируют свои знания, умения и навыки. Интересно детям на уроке? На эти вопросы нельзя ответить точно. Иногда дети идут на урок с удовольствием, иногда без него.
Природа проблемы первых шагов развития индивида решила давно и красиво. Котята, гоняясь за кончиком хвоста матери-кошки, не подозревают, что они не просто шалят и играют, а развивают навыки охоты необходимые им для выживания. Так и ребенок, с помощью молотка он исследует внутреннее строение подаренной вчера машинки, а затем пытается вернуть ей прежний вид, совсем не задумываясь об анализе и синтезе, хотя именно их увидит в действиях ребенка психолог. Он просто играет, и именно игра является мощным инструментом удовлетворения инстинкта — потребности познания мира.
Активное использование игровой деятельности в учебном процессе просто необходимо. И особенно сегодня, когда задачей каждого учителя, особенно учителя заведения нового типа, каким является гимназия, является формирование творчески одаренной, социально компетентной и высоконравственной личности, игра дает возможность эти задачи реализовать. Играя на уроке, дети психологически раскованы, что способствует проявлению их творческих способностей, несколько стирается негативное отношение к сложной учебной работе. Незаметно для себя ребенок «втягивается» в обучение, познает от него радость. Опыт «успеха» хочется повторить, выполняя другие задачи, укрепляется уверенность в себе.
Главное преимущество игры заключается в том, что учитель достигает своей цели незаметно для учащегося. Игроки не ставят перед собой никакой дидактической цели, их интересует только игровой результат, им кажется, что они и не учатся вовсе. На игровом уроке в учебном кабинете присутствует только один человек, который четко представляет, для чего все это начато — учитель.
При всей привлекательности идеи использования игровой деятельности в учебном процессе, необходимо отметить, что игры уместны и эффективны не на всех уроках и математическая сторона содержания игры всегда должна четко выдвигаться на первый план. Только при этом условии игра будет выполнять свою роль в математическом развитии школьников, воспитании их интереса к математике.
Обьект исследования – дидактическая игра как важная составляющая учебно-воспитательного процесса.
Предмет исследования – методические основы применения дидактической игры на уроках математики.
Цель исследования – исследовать технологии применения дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность дидактической игры как формы обучения.
2. Определить значение метода игры в реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса.
3. Исследовать методику организации и проведения дидактической игры.
4. Проанализировать педагогическую разработку применения дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Игра является одним из самых древних и актуальных методов обучения. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве важного средства обучения и воспитания детей. Моменты игры на уроках математики, несомненно, развивают познавательную активность школьников, учат их понимать мотивы обучения, важнейший актив преподавания — необходимость учиться, знать. Учащийся учится действовать со знаниями, заложенными в игру, случайно, играя. На таких уроках пространство открывается для личного творчества, самопознания и самовыражения. Уроки, в которых используются элементы игры, привносят новизну, оптимизируют информационный процесс, делают его эмоциональным, радостным, что способствует созданию нестандартного творческого мышления.
Осознанно и строго руководить современным курсом математики в школе без надлежащего усердия и настойчивости невозможно. Из любопытства чувство прекрасного приходит в сознание ученика. Как организовать работу на уроке одновременно интересной и обучающей? Один из ответов может быть следующим: «Эффективным способом изучения предмета и развития познавательных процессов в классе учащимися являются дидактические игры и различные игровые приемы с использованием информационных технологий».
Интерес к математике среди значительного числа школьников во многом зависит от способа преподавания, от того, насколько хорошо построена академическая работа.
Важную роль здесь играют дидактические игры на уроках математики — современный и признанный метод обучения и воспитания с образованием, обучением и развитием.
Дидактические игры сочетаются с очень серьезным обучением. Включение дидактических игровых моментов в обучение приводит к тому, что процесс обучения становится интересным и захватывающим, создает сильное, ориентированное на работу настроение ученика, превращает преодоления трудностей на успешное усвоение учебного материала. Дидактические игры следует рассматривать как один из видов творческой деятельности, тесно связанный с другими видами педагогической деятельности.
Цель дидактических игр, используемых на разных этапах урока математики, различна.
Например, при усвоении новых знаний возможности применения дидактических игр намного хуже, чем в традиционных формах обучения. Вот почему категории игровых режимов чаще используются при рассмотрении результатов обучения, развитии навыков и формировании умений.
Определение места дидактической игры в структуре урока и объединение элементов игры в процесс обучения во многом зависит от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. Во-первых, коллективные игры должны быть разделены между дидактическими задачами. Это обучающие, направляющие и обобщающие игры.
Исходя из вышеизложенных вопросов, можно сделать вывод, что потребность в игре никогда не исчезнет у человека. Особая ценность игры для ребенка заключается не только в том, что она дает ему как общий, так и физический, духовный рост, но и в подготовке к различным сферам жизни. Игра для ребенка снабжена содержанием исследования, которое позволяет моделировать все, что находится за пределами игры. Именно благодаря игре ребенок быстрее узнает о правилах и нормах общения — в естественном мире, с людьми, которые с большей вероятностью доминируют над навыками и привычками культурного поведения.
Все игровые устройства также психологически оправданы: в игре ребенок беззаботен, психологически расслаблен больше, чем когда-либо, способен выразить свое индивидуальное «Я». Такая задача для учителей будет важна: дать каждому ребенку возможность выразить себя, проявить себя во время игры, как в процессе обучения, так и после школы.
Рассматривая учебно-игровую деятельность как учебный процесс, мы можем сделать вывод:
— игра представляет собой многокомпонентную целостную систему;
— способ достижения личностных целей и развития учеников обусловлен личной мотивационной деятельностью;
— познавательная деятельность на основе игры имеет свою тему и направлена на достижение определенных целей и результатов;
— результат обучения игре достигается за счет пошагового решения проблемной ситуации;
— игровая деятельность стимулирует коммуникационную активность школьников между собой и между учителем, повышаются эстетические и этические аспекты обучения;
— растет интерес к изучению предмета.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Дидактическая игра как важная составляющая учебно-воспитательного процесса
1.1 Дидактическая игра как форма обучения
Современным методом обучения и воспитания, который способствует оптимизации и активизации учебного процесса и позволяет показать интересные и захватывающие грани математики, является дидактическая игра.
Дидактическая игра — это вид деятельности, приобщившись к которой, дети учатся. Сочетание учебной направленности и игровой формы позволяет стимулировать непринужденное овладение конкретным учебным материалом.
Дидактическая игра имеет четкую структуру, которая отличает ее от другой деятельности. Основные структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактическая задача, оборудование, результат игры [10, с.43].
В отличие от игр, дидактическая игра имеет существенный признак — наличие четко определенной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, представленные наглядно и характеризуются познавательной направленностью.
Игровой замысел — первый структурный компонент игры, заложенный в дидактическую задачу, что необходимо выполнить во время обучения. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса или загадки, будто проектирует ход игры. Это придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования относительно знаний.
Каждая дидактическая игра имеет свои правила, определяющие порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, которые способствуют созданию на уроке рабочей атмосферы. Поэтому правила дидактических игр необходимо разрабатывать с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Это создает условия для проявлений самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, возникновения у учащихся чувства удовлетворения, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, согласовывать и подчинять ее требованиям коллектива [14, с.239].
Существенными в дидактической игре есть действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровым действиям предшествует решение задачи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы