Курсовая теория на тему Дидактические игры как средство математического развития детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения организации дидактических игр для детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие дидактическая игра в психолого-педагогической литературе 5
1.2. психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7
1.3. Практика применения дидактических игр в образовательной среде ДОО 12
1.4. Условия и содержание математического развития детей старшего дошкольного возраста в ДОО 17
Глава 2. Методические условия организации дидактических игр как средства математического развития детей старшего дошкольного возраста 23
2.1 Изучение уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Содержание математического развития детей дошкольного возраста 28
Заключение 37
Список используемой литературы 40
Введение:
Актуальность данного исследования заключается в том что, согласно с ФГОС ДО для детей дошкольного возраста характерен ряд видов деятельности, таких как игровая, а именно: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, дидактическую игру и другие виды игры. В игровой деятельности формируются: коммуникативные качества (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), социальные навыки, формирование познавательных действий, развитие мышления, воображения и творческой активности.
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Коменский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания. В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д.Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые. Они говорят, что «дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.
Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры, но облекают ее в занимательную для детей форму». Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития математического развития дошкольников.
Объект исследования – математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактические игры как средство математического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучение условий организации дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, как средства математического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия дидактическая игра в психолого-педагогической литературе;
2. дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста
3. описать практику применения дидактических игр в образовательной среде ДОО
4. проанализировать условия и содержание математического детей старшего дошкольного возраста в ДОО;
5. изучить уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста;
6. описать содержание математического развития детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Заключение:
Таким образом, обозначая психолого-педагогические основы дидактических игр и упражнений, отметим, что игра как приоритетная форма организации деятельности детей сформировалась в результате исторического изменения статуса ребенка на конкретном этапе общественного развития. Данный этап характеризовался формирование различных ремесел, а также достаточно сложных орудий трудовой деятельности, в целом, разделением труда, в рамках которого дети не могли принимать непосредственного участия. В этой связи потребности в совместной со взрослыми жизни дети удовлетворяли посредством игры.
Анализируя классификации дидактических игр, отметим, что на основании характера познавательной деятельности все дидактические игры стоит отнести к играм, которые непосредственно требуют от детей исполнительной деятельности. Посредством использования дидактических игр дети по образцу выполняют действия, которые требуют воспроизведения. Указанные игры, их действие направлено на формирование конкретных вычислительных навыков, а также навыков правописания. Ряд игр включает в себя определенного рода элементы творчества и поиска . Безусловно, стоит отметить, что представленная выше классификация дидактических игр не может в полной мере отразить всего разнообразия существующих игр. Однако, представленная выше классификация предоставляет учителю возможность достаточно свободно ориентироваться в общем обилии игр.
Стоит акцентировать внимание, что на основании характера используемого материала весь спектр дидактических игр стоит подразделить достаточно условно на:
— игры с предметами,
— настольно-печатные игры,
— словесные игры.
математическое развитие подразумевает качественные изменения в формах познавательной деятельности дошкольников, возникающие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. В результате развития математических представлений в процессе легоконструирования дети получают базовые математические знания, что является значимым при подготовке к школе. Старший дошкольный возраст – это возраст самого быстрого физического и умственного развития ребенка. Особенность этого периода заключается в том, что он обеспечивает общее развитие, которое служит основой для приобретения в будущем каких-либо специальных знаний и навыков.
Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества.
Следует отметить, что основной целью математического образования средних дошкольников является формирование элементарных математических представлений, подготовка к школе и развитие математического стиля мышления, где составляющей является конструктивное мышление.
Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, а умение конструктивно мыслить – актуальным и современным, потому что на сегодняшний день остается одной из основ математического развития дошкольников.
Ведущими принципами в формировании математических представлений являются содержание, организация математического развития дошкольников с учетом возрастных особенностей в освоении математических связей и закономерностей.
Таким образом, в процессе обучения математике в качестве эффективных средств развития конструктивного мышления детей могут выступать дидактические игры, развивающие упражнения, моделирование. Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины.
Учитывая особенности дошкольного периода детства, обязательным в математическом образовании должен стать процесс тотальной интеграции математической деятельности в повседневную жизнь каждого воспитанника и группы в целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения организации дидактических игр для детей дошкольного возраста
1.1. Понятие дидактическая игра в психолого-педагогической литературе
Обозначая психолого-педагогические основы дидактической игры, отметим, что игра как приоритетная форма организации деятельности детей сформировалась в результате исторического изменения статуса ребенка на конкретном этапе общественного развития . Данный этап характеризовался формирование различных ремесел, а также достаточно сложных орудий трудовой деятельности, в целом, разделением труда, в рамках которого дети не могли принимать непосредственного участия. В этой связи потребности в совместной со взрослыми жизни дети удовлетворяли посредством игры. Общество, соотнося свое развитие с приоритетными воспитательными задачами и возрастными особенностями детей, начинает культивировать игру, производить игрушки, формировать правила игры, передавая ее из поколения в поколение. Постепенно стали формироваться различные способы игрового изображения действительности, они становятся неотъемлемыми элементами культуры, как некоторые виды фольклора, например, сказки или произведения изобразительного искусства.
Отметим, что в рамках своего социально-исторического развития игра приобретает все большее значение в контексте формирования личности отдельно взятого ребенка. Игра непосредственно способствует следующим процессам:
— овладению рядом навыков практической и умственной деятельности,
— детальному усвоению нравственных норм, регламентирующих систему взаимоотношений между взрослыми людьми и детьми. В процессе игры ребенок непосредственно познает азы окружающей природы и мира, в