МДК 03.04 Теория и методика математического развития дошкольников Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему «Дидактические игры как средство формирования представлений о величине детей младшего дошкольного возраста.»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Теоретическое обоснование проблемы развития представлений о величине у детей
младшего дошкольного возраста. 5

1.1. Психолого-педагогические
особенности детей дошкольного возраста. 5

1.2
Характеристика процессов овладения математическими навыками у детей дошкольного
возраста. 7

1.3  Дидактические игры как средство формирования
представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста. 9

1.4
Особенности использования дидактических игр в процессе формирования
представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста. 14

Заключение. 18

Список
литературы.. 19

 

  

Введение:

 

Актуальность. В первые семь лет жизни дети учатся многому. За это время
дети получают огромное количество информации. Свой кругозор они расширяют
благодаря своей усидчивости. Развитие детей 3-7 лет очень важно для получения
навыков последующей долгосрочной учебы.

Для любого ребенка большое значение имеет обучение математике. Это
обусловлено тем, что в период развития информационных технологий, дети получают
огромное количество новостей. Они хотят как можно быстрее узнать больше всего
нового. Развитие современных детей дошкольного возраста происходит намного
быстрее, чем несколько десятилетий назад.

Задача математики состоит в организации правильности рассуждения,
развитие логического мышления, сообразительности, то есть умения сделать
элементарные выводы, грамотно учиться разговаривать.

Детская математикаДетская математика         Сначала ребенок учиться считать до 10,
умение делить  предметы на одинаковое количество. Для этого очень хорошо
подойдет наглядный материал. К нему относятся: кубики различных форм, емкости
для жидкости и многое другое, что способствует развитию ребенка в разных
областях познания. Так же огромное значение для математического развития имеет использование
различных игр.

В процессе НОД  математика  рассматривается  не только
как точная наука, но и как воспитательная. Воспитатель учит дошкольников терпению,
правильно выражать свои мысли, аккуратность.

Развитие детей дошкольного возраста проходит не только в стенах
дошкольного  учреждения, оно проходит в свободной деятельности и на других
занятиях,  в виде игр. Это очень хорошо способствует закреплению материала,
данного на занятии.    

Например, на уроках рисования и  труда, дети укрепляют знания о
геометрических фигурах, количестве и величине предметов, порядковый счет — на
уроках музыки и физкультуры, во время соревнований. Для каждой группы
различного возраста существует определенный материал для обучения.

Когда наступает лето, все знания, которые дал педагог, укрепляются во
время прогулок и игр. В начале следующего обучающего периода, обязательно
требуется повторение пройденного материала, так как следующие знания будут
сложнее.

Игры так же помогают детям развиваться. Подобные
занятия лишь условно именуются играми. На самом деле это может быть вполне
серьезное дело.
 С помощью дидактических игр, игр-головоломок дети
получают математические знания, умения и навыки.

Целью нашей работы является изучение дидактических игр как средства
формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.

 Объектом
нашего исследования являются представления до величине у детей дошкольного
возраста.

Предметом нашего исследования являются дидактические игры
как
средство формирования представлений о величине у
детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.               
Раскрыть
психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста.

2.               
Изучить
характеристику овладения математическими навыками детьми дошкольного возраста.

3.               
Рассмотреть дидактические
игры как средство формирования представлений о величине  у детей младшего дошкольного возраста.

4.               
Раскрыть
особенности использования дидактических игр
как средства формирования представлений о
величине  у детей младшего дошкольного
возраста.

Методологической
основой нашей работы являются основные положения, разработанные классиками
русской и советской педагогики К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и
также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П.Усовой,
Е.И.Радиной, З.М. Богуславской, А.И.Сорокиной.

Для решения поставленных цели и задач нами были
использованы следующие методы работы: теоретический анализ и синтез, обобщение
и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы.

Структура курсовой работы: работа состоит из
введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глава 1.
Теоретическое обоснование проблемы развития представлений о величине у детей младшего
дошкольного возраста

 

1.1          
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного
возраста

 

Дошкольное детство это период с момента осознания
себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента
систематического обучения (6-7 лет). 

Здесь решающую роль играют не календарные сроки
развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного
детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка,
создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

По словам Гризик Т.В., развитие всех высших
психических функций происходит наиболее активно в возрасте с 3 до 7 лет. Начало
данного процесса приходится на младший дошкольный возраст [5,
c. 67].

Восприятие. Утрачивает аффективный характер.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Это
возраст «почемучек». В нем выделяются произвольные действия: наблюдение,
рассматривание, поиск. На вопросы надо отвечать, ни в коем случае нельзя
блокировать этот интерес. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать
предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый
как яблоко).

Мышление. Для дошкольного возраста характерен
переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Мышление и
восприятие связаны настолько тесно, что говорит о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного
возраста.

Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее
благоприятный (сензитивный) для развития памяти. Пока память непроизвольна, то
есть ребенок не ставит цели запомнить какой-либо материал. Ребенок запоминает
информацию тогда, когда он ее переживает.

В
этом возрасте развита механическая память, то есть путем многократных
разнообразных повторений материала, ребенок запоминает. К концу младшего
дошкольного возраста начинает формироваться произвольная память.

Устная
речь, правильно оформленная, формируется в возрасте около 3 лет, к 7 годам
дошкольник уже полностью владеет устной речью, которая является грамматически
правильной.

Внимание
ребенка в данном возрасте уже более устойчивое, развивается навыки
сосредоточивания внимания на объекте. Ребенок уже умеет управлять вниманием,
задерживать его на объекте долгое время.

Для
детей в возрасте 4 лет характерно репродуктивное воображение. Дети могут
воображать с опорой на картинки, игрушки, предметы. С возрастом
воображение развивается и становится более
самостоятельным.

Исследованием вопроса познавательного развития детей
дошкольного возраста занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б.
Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина по их
мнению познавательное развитие является одним из важных аспектов полноценного
развития дошкольника. 
Следуя принципам познавательного развития, именно в детском саду, в
процессе обучения и воспитания происходит наиболее активное познавательное
развитие ребенка.

Познавательное
развитие по ФГОС в дошкольном учреждении решает ряд задач [18, с.78]:

— Формирование действий, направленных на познание
окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

— Дошкольники получают представление о планете как всеобщем
доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

— Ребята узнают обо всем
многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Большое
значение в познавательном развитии ребенка имеет понятие «познавательные
способности».

Под
познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность,
проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии
информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске
ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении
усвоить способ познания и применять его на другом материале
.

Понятие «познавательных
способностей» используется в тех
случаях, когда помимо собственно интеллектуального, имеется и ярко выраженный
личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» (Щукина
Г.И.) [20, с. 125].

Познавательные
способности у ребенка – это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний,
приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих
детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять
какие-то действия для достижения результата [13, с. 89].

Значение
познавательных способностей для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных
способностей в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного
обучения.

От познавательных
способностей ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и
приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От них же в значительной
степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в
коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми.

Приобретенные
ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные
возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и
инициативу, развивает творчество.

Поэтому,
родители и педагоги, стимулируя развитие познавательных способностей ребенка,
вносят существенную лепту в познание юным человечком мира, развитие его
способностей и благополучную адаптацию в жизни.

По словам Ермолаевой М.В., существует ряд показателей, которые
свидетельствуют о наличии
познавательных
способностей у детей [6, с. 16]:

— стремление к углубленному изучению предмета;

— регулярное самостоятельное пополнение знаний в этом направлении;

— активное накопление необходимых для этого способов познания;

— умение преодолевать возникающие во время учебы трудности;

— умение сосредоточить внимание на основном;

— заинтересованность (о чем свидетельствует множество возникающих у
детей вопросов) и инициативность во время работы;

— эмоционально-познавательные, непосредственно мотивированные
отношения детей к самой учебной деятельности;

— стремление творчески использовать свободное время.

Таким образом, познавательное развитие ребенка дошкольного возраста
происходит постепенно и зависит от того, какую педагогическую работу
осуществляет учреждение.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретическое обоснование проблемы развития представлений о величине у детей младшего
дошкольного возраста

 

1.1          
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного
возраста

 

Дошкольное детство это период с момента осознания
себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента
систематического обучения (6-7 лет). 

Здесь решающую роль играют не календарные сроки
развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного
детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка,
создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

По словам Гризик Т.В., развитие всех высших
психических функций происходит наиболее активно в возрасте с 3 до 7 лет. Начало
данного процесса приходится на младший дошкольный возраст [5,
c. 67].

Восприятие. Утрачивает аффективный характер.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Это
возраст «почемучек». В нем выделяются произвольные действия: наблюдение,
рассматривание, поиск. На вопросы надо отвечать, ни в коем случае нельзя
блокировать этот интерес. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать
предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый
как яблоко).

Мышление. Для дошкольного возраста характерен
переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Мышление и
восприятие связаны настолько тесно, что говорит о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного
возраста.

Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее
благоприятный (сензитивный) для развития памяти. Пока память непроизвольна, то
есть ребенок не ставит цели запомнить какой-либо материал. Ребенок запоминает
информацию тогда, когда он ее переживает.

В
этом возрасте развита механическая память, то есть путем многократных
разнообразных повторений материала, ребенок запоминает. К концу младшего
дошкольного возраста начинает формироваться произвольная память.

Устная
речь, правильно оформленная, формируется в возрасте около 3 лет, к 7 годам
дошкольник уже полностью владеет устной речью, которая является грамматически
правильной.

Внимание
ребенка в данном возрасте уже более устойчивое, развивается навыки
сосредоточивания внимания на объекте. Ребенок уже умеет управлять вниманием,
задерживать его на объекте долгое время.

Для
детей в возрасте 4 лет характерно репродуктивное воображение. Дети могут
воображать с опорой на картинки, игрушки, предметы. С возрастом
воображение развивается и становится более
самостоятельным.

Исследованием вопроса познавательного развития детей
дошкольного возраста занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б.
Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина по их
мнению познавательное развитие является одним из важных аспектов полноценного
развития дошкольника. 
Следуя принципам познавательного развития, именно в детском саду, в
процессе обучения и воспитания происходит наиболее активное познавательное
развитие ребенка.

Познавательное
развитие по ФГОС в дошкольном учреждении решает ряд задач [18, с.78]:

— Формирование действий, направленных на познание
окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

— Дошкольники получают представление о планете как всеобщем
доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

— Ребята узнают обо всем
многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Большое
значение в познавательном развитии ребенка имеет понятие «познавательные
способности».

Под
познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность,
проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии
информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске
ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении
усвоить способ познания и применять его на другом материале
.

Понятие «познавательных
способностей» используется в тех
случаях, когда помимо собственно интеллектуального, имеется и ярко выраженный
личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» (Щукина
Г.И.) [20, с. 125].

Познавательные
способности у ребенка – это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний,
приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих
детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять
какие-то действия для достижения результата [13, с. 89].

Значение
познавательных способностей для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных
способностей в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного
обучения.

От познавательных
способностей ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и
приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От них же в значительной
степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в
коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми.

Приобретенные
ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные
возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и
инициативу, развивает творчество.

Поэтому,
родители и педагоги, стимулируя развитие познавательных способностей ребенка,
вносят существенную лепту в познание юным человечком мира, развитие его
способностей и благополучную адаптацию в жизни.

По словам Ермолаевой М.В., существует ряд показателей, которые
свидетельствуют о наличии
познавательных
способностей у детей [6, с. 16]:

— стремление к углубленному изучению предмета;

— регулярное самостоятельное пополнение знаний в этом направлении;

— активное накопление необходимых для этого способов познания;

— умение преодолевать возникающие во время учебы трудности;

— умение сосредоточить внимание на основном;

— заинтересованность (о чем свидетельствует множество возникающих у
детей вопросов) и инициативность во время работы;

— эмоционально-познавательные, непосредственно мотивированные
отношения детей к самой учебной деятельности;

— стремление творчески использовать свободное время.

Таким образом, познавательное развитие ребенка дошкольного возраста
происходит постепенно и зависит от того, какую педагогическую работу
осуществляет учреждение.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы