Дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Дидактические игры как средство формирования предпосылок письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по обучению грамоте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗПР 9
1.1. Предпосылки письменной речи: определение и структура 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 12
1.3. Возможности дидактических игр на занятиях по обучению грамоте для формирования предпосылок письменной речи 18
Глава 2.Эмпирическое изучение использования дидактических игр как средства формирования предпосылок письменной речи у дошкольников с ЗПР на занятиях по обучению грамоте 23
2.1. Программа исследования 23
2.2. Характеристика предпосылок письменной речи у дошкольников с ЗПР 25
2.4 Коррекционная программа, направленная на развитие предпосылок к формированию письменной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 29
2.3. Программа формирования предпосылок письменной речи у дошкольников с ЗПР на занятиях по обучению грамоте 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48

  

Введение:

 

С нарушениями речи, которые в первую очередь сильно заметны и могут быть исправлены, сталкиваются практически все родители. Самые распространенные трудности проявляются, конечно, со звуками, и правильно и четко произносить все согласные звуки сразу получается далеко не у всех [14, с. 43].
Правильность речи напрямую зависит от чуткости слуха ребенка. Умение человека анализировать и синтезировать речевые звуки, которые обеспечивают восприятие фонем иностранного или родного языка. Фонемами называют минимальные единицы звукового строения языка, за счет которых осуществляется построение и различение морфем, слов и целых предложений. Способность улавливать отдельные, даже короткие элементы речи называется фонематическим слухом, о нем и пойдет речь в курсовой работе.
Проблема формирования предпосылок письменной речи и его улучшения очень актуальна. Все исследования проводятся на одной группе детей путём сравнения результатов в начале, середине и в конце учебного года. Для проверки состояния предпосылок к формированию письменной речи обычно используется методика «Звуковые прятки».
Это очень важно в наше время, ведь он (фонематический слух) является неотъемлемым составным элементом языкового чутья, и без него невозможно становление высшей ступени — звукового анализа и синтеза [14, с. 34].
Наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушением слуха имеют словесные методы (рассказ, беседа, объяснения).
Развитие предпосылок к формированию письменной речи имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию предпосылок к формированию письменной речи.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время не у всех детей фонематический слух формируется своевременно, а это влияет на дальнейшее формирование речи, звукопроизношение ребенка, грамотности, а также на его последующее обучение в школе. Отсюда следует, что учителю младших классов необходимо знать особенности формирования предпосылок к формированию письменной речи и при необходимости проводить коррекционную работу.
Исходя из вышеизложенного, выявляется цель исследования: разработать и предложить программу формирования предпосылок письменной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр.
В курсовой работе уделено большое внимание формированию фонематических процессов. Рассмотрены разные приемы и дидактические игры, направленные на формирование предпосылок письменной речи, а также разработана коррекционная программа, направленная на формирование предпосылок письменной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ранее вопрос формирования предпосылок письменной речи посредством дидактических игр был широко рассмотрен Селивёрстовым Вячеславом Ивановичем — доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ. В своих работах он отмечает: «Среди методов коррекции логопедических нарушений с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя дидактические игры и поэтому логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе».
Аспирант академии психологии и педагогики Южного федерального университета Каверова Элла Алексеевна свои мысли изложила в статье «Дидактические игры как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР» и представила особенности использования дидактической игры как способа формирования представлений о дымковской игрушке у детей старшего дошкольного возраст. В своих материалах педагогом дана характеристика дидактической игры, ее разновидности, структуре и характеристике стадий развития этой игры; представила примеры дидактических игр, направленных на формирование представлений о дымковской игрушке.
Помимо вышеперечисленных исследователей, разработкой структуры предпосылок к формированию письменной речи занимались ученые: в сфере нейропсихологии — А.Р. Луриа, Е.Д. Хомская, А.С. Цветкова; в сфере дефектологии – Н.И. Жинкин, А.Н. Гвоздев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Т.А. Фотекова, Е.В. Кириллова, методики обучения языку — А.В. Щерба, К.Д. Ушинский, А.М. Кушнир, В.Г. Горецкий, С.Н. Цейтлин [8, с. 76].
Во многих биологизаторских концепциях (Герберт Спенсер, Карой Грос, Теодюль Рибо и др.). Игра рассматривается как результат накопления в детском организме избыточной энергии, которая требует своего выхода и находит выражение в разных видах игр. Поскольку в ее основе лежит врожденная способность к приспособлению и подражанию, она реализуется и развивается по мере роста детского организма [15, с.43].
Согласно большинству отечественных концепций, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Е.А. Аркин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).
Например, в трудах Даниила Борисовича Эльконина игра содержит «идеальную форму» взрослости; она не разъединяет, а напротив, объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни [6, с. 65].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, мы выяснили, что зарубежные и отечественный исследователи к коррекции нарушений предпосылок к формированию письменной речи подходят с точки зрения психолого-педагогического и предупредительного подходов.
Они также сходятся во мнении, что при организации работы необходима интеграционная (совместная) работа всех специалистов разных областей, таких как: и логопедия, и психология, и педагогика.
В настоящее время родителя все чаще сталкиваются с проблемой нарушения предпосылок к формированию письменной речи у детей.
Родители, приходя на прием к специалисту жалуются на то, что ребенок начал поздно говорить или что речь малопонятна для окружающих, ребенок не может долго или вообще сосредоточить внимание на чем-то, не запоминают слова.
Многие дети 4-5 лет имеют смягчение всех групп звуков, не различают/не дифференцируют глухие/звонкие звуки, у них медленно происходит дифференциация и автоматизация поставленных звуков, нарушена слоговая структура слов.
Были рассмотрены возрастные нормы формирования предпосылок письменной речи, представленные Л.Е. Журовой и Д.Б. Элькониным.
Обследование предпосылок к формированию письменной речи показало, что ни один ребенок не выполнил задание на высоком уровне. У 70 % детей нарушение произношения нескольких групп звуков.
Обследование предпосылок к формированию письменной речи показало сделать вывод о том, что дети в основном на низком уровне владеют нормативным звукопроизношением, что свидетельствует о недоразвитии предпосылок к формированию письменной речи
Менее распространенными ошибками были стойкие замены звуков и отсутствие звуков, в частности, [р].
Речь детей часто была аритмичная, смазанная. В то же время отдельные слова и слоги дети могли произносить четко.
Наибольшие затруднения дети испытывали при произнесении слов и фраз, которые содержат звуки, близкие по артикуляции или звучанию.
Развитие предпосылок к формированию письменной речи осуществляется в игровой форме, так как ведущей деятельностью старшего до¬школьника является игра.
Работа по формированию предпосылок письменной речи начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Таким образом, развитие предпосылок к формированию письменной речи осуществляется в игровой форме, так как ведущей деятельностью старшего до¬школьника является игра.
Работа по формированию предпосылок письменной речи начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов формирования предпосылок письменной речи. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»).
Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.
Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗПР

1.1. Предпосылки письменной речи: определение и структура

Формирование предпосылок к формированию письменной речи у детей происходит при восприятии устной, повседневной речи окружающих и одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых обобщаются и выделяются различные признаки фонем.
Вопросы теории и практики применения дидактической игры в работе логопедов разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером.
Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Опираясь на Н.Х. Швачкина, Р.Е. Левиной и других исследователей детской речи, приходим к заключению что, к четырехлетнему возрасту формирование предпосылок к формированию письменной речи ребенка с нормальным интеллектом, как правило, заканчивается, в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи, окружающие его [6, с. 65].
Еще одним подходом к проблеме предпосылок к формированию письменной речи и слуха на современном уровне является психолого-педагогический подход [7, с. 65].
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы