Курсовая теория на тему Дидактические игры как средство формирования познавательной деятельности обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования дидактических игр 6
1.1. Психолого-педагогические основы дидактической игры 6
1.2. Общая характеристика дидактических игр 8
Выводы 15
Глава 2. Изучение влияния дидактических игр на формирование познавательной деятельности обучающихся 16
2.1. Сущность понятия «познавательный интерес», «познавательная деятельность» 16
2.2. Активизация познавательной деятельности как психолого-педагогическая проблема 21
2.3. Особенности дидактических игр, как одного из средств формирования познавательной деятельности 30
Выводы 34
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Введение:
Актуальность работы. Развитие познавательной деятельности является одной из ведущих задач модернизации российского образования, которая нашла свое отражение в ФГОС. Стандарт устанавливает требования к личностным образовательным результатам, «включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности».
Изучение познавательной деятельности берет свое начало в философии, где ее изучает раздел «Теория познания, или Гносеология». Еще в античные времена Аристотель построил целостное учение о познании. Кроме того, в теорию познания внесли свой вклад Сократ, Платон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Э. Гуссерль и т.д.
В психолого-педагогических источниках можно встретить большое количество работ по учебной и познавательной деятельности. Так, например, огромный вклад в теорию учебной и познавательной деятельности внесли Ананьев Б.Г., Белкин E.Л., Дрозина В.В., Коротаева Е.В., Леонтьев А.Н., Талызина Н.Ф., Лурия А.Р., Щукина Г.И., Эльконин Б.Д. и другие отечественные и зарубежные исследователи.
Методология познавательной деятельности — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Она уже теории познания, поскольку ограничивается исследованием форм и методов познания. В отличие от познавательной деятельности, теория познания изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности. Однако познавательная деятельность шире гносеологии, поскольку она занимается не только методами познания, но и особенностями процесса познания, которые осуществляются в разных формах и сферах деятельности.
Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления школьников.
Объект исследования – процесс формирования познавательной деятельности обучающихся.
Предмет исследования – дидактические игры
Цель исследования – изучить особенности дидактических игр, как средства формирования познавательной деятельности обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. рассмотреть психолого-педагогические основы дидактической игры;
2. дать общую характеристику дидактических игр;
3. определить сущность понятия «познавательный интерес», «познавательная деятельность»;
4. рассмотреть особенности активизации познавательной деятельности как психолого-педагогической проблемы;
5. изучить особенности дидактических игр, как одного из средств формирования познавательной деятельности
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, игра как приоритетная форма организации деятельности детей сформировалась в результате исторического изменения статуса ребенка на конкретном этапе общественного развития. Данный этап характеризовался формирование различных ремесел, а также достаточно сложных орудий трудовой деятельности, в целом, разделением труда, в рамках которого дети не могли принимать непосредственного участия. В этой связи потребности в совместной со взрослыми жизни дети удовлетворяли посредством игры. Общество, соотнося свое развитие с приоритетными воспитательными задачами и возрастными особенностями детей, начинает культивировать игру, производить игрушки, формировать правила игры, передавая ее из поколения в поколение. Постепенно стали формироваться различные способы игрового изображения действительности, они становятся неотъемлемыми элементами культуры, как некоторые виды фольклора, например, сказки или произведения изобразительного искусства.
Отметим, что в рамках своего социально-исторического развития игра приобретает все большее значение в контексте формирования личности отдельно взятого ребенка. Игра непосредственно способствует следующим процессам:
— овладению рядом навыков практической и умственной деятельности,
— детальному усвоению нравственных норм, регламентирующих систему взаимоотношений между взрослыми людьми и детьми. В процессе игры ребенок непосредственно познает азы окружающей природы и мира, в целом, овладевает различными видами человеческой деятельности, а также непосредственно учится нормам культуры взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Постепенно ребенок осознает свою социальную роль. В рамках игры происходит совершенствование различных способностей ребенка, находят практическое выражение его инициатива, выдумка и детская изобразительность.
Одним из исследователей детских игр в РФ является В.И. Попова. Ее произведение, посвященное детальному анализу детских игр у различных народов, носит название «Понятие об игре». Автор подчеркивает, что изначально понятие «игра» у различных народов имело разное значение. Так, в частности, у древних греков под понятием «игра» понимался комплекс действий, которые свойственен преимущественно детям. У римских граждан под понятием «игра» понималась состояние радости и веселья. Далее у всех европейских народов под понятием «игра» стала пониматься система человеческих действий, которая одновременно претендует и на тяжелую работу, и доставляет человеку веселье и удовольствие. По этой причине игра с давних времен привлекает к себе достаточно пристальное внимание со стороны не только педагогов и психологов, но и философов, этнографов.
Анализируя классификации дидактических игр, отметим, что на основании характера познавательной деятельности все дидактические игры стоит отнести к играм, которые непосредственно требуют от детей исполнительной деятельности. Посредством использования дидактических игр дети по образцу выполняют действия, которые требуют воспроизведения. Указанные игры, их действие направлено на формирование конкретных вычислительных навыков, а также навыков правописания. Ряд игр включает в себя определенного рода элементы творчества и поиска. Безусловно, стоит отметить, что представленная выше классификация дидактических игр не может в полной мере отразить всего разнообразия существующих игр. Однако, представленная выше классификация предоставляет учителю возможность достаточно свободно ориентироваться в общем обилии игр.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования дидактических игр
1.1. Психолого-педагогические основы дидактической игры
Обозначая психолого-педагогические основы дидактической игры, отметим, что игра как приоритетная форма организации деятельности детей сформировалась в результате исторического изменения статуса ребенка на конкретном этапе общественного развития .
Данный этап характеризовался формирование различных ремесел, а также достаточно сложных орудий трудовой деятельности, в целом, разделением труда, в рамках которого дети не могли принимать непосредственного участия.
В этой связи потребности в совместной с взрослыми жизни дети удовлетворяли посредством игры. Общество, соотнося свое развитие с приоритетными воспитательными задачами и возрастными особенностями детей, начинает культивировать игру, производить игрушки, формировать правила игры, передавая ее из поколения в поколение. Постепенно стали формироваться различные способы игрового изображения действительности, они становятся неотъемлемыми элементами культуры, как некоторые виды фольклора, например, сказки или произведения изобразительного искусства.
Отметим, что в рамках своего социально-исторического развития игра приобретает все большее значение в контексте формирования личности отдельно взятого ребенка.
Игра непосредственно способствует следующим процессам:
— овладению рядом навыков практической и умственной деятельности,
— детальному усвоению нравственных норм, регламентирующих систему взаимоотношений между взрослыми людьми и детьми. В процессе игры ребенок непосредственно познает азы окружающей природы и мира, в целом, овладевает различными видами человеческой деятельности, а также непосредственно учится нормам культуры взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Постепенно ребенок осознает свою социальную роль. В рамках игры происходит совершенствование различных способностей ребенка, находят практическое выражение его инициатива, выдумка и детская изобразительность.
Одним из исследователей детских игр в РФ является В.И. Попова . Ее произведение, посвященное детальному анализу детских игр у различных народов, носит название «Понятие об игре». Автор подчеркивает, что изначально понятие «игра» у различных народов имело разное значение. Так, в частности, у древних греков под понятием «игра» понимался комплекс действий, которые свойственен преимущественно детям. У римских граждан под понятием «игра» понималась состояние радости и веселья.
Далее у всех европейских народов под понятием «игра» стала пониматься система человеческих действий, которая одновременно претендует и на тяжелую работу, и доставляет человеку веселье и удовольствие. По этой причине игра с давних времен привлекает к себе достаточно пристальное внимание со стороны не только педагогов и психологов, но и философов, этнографов.
Подчеркнем, что начало формирования теории игры связывают с именами таких исследователей, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Формируя свои произведения, а также выражая эстетические взгляды, они одновременно характеризовали игру, как одно из самых распространенных явлений жизни и деятельности человека. Например, Г. Спенсер, справедливо считал, что игра развивает одновременно и нравственные и эстетические представления. Более детально к пониманию приоритетных условий формирования игры подошел исследователь В. Вундт. Вместе с тем, он склонен считать основополагающим источником игры процесс наслаждения. Акцентируем внимание на том, что проблемам и вопросам происхождения игры, а также ее содержания уделял пристальное внимание и Г.В. Плеханов. Он, в частности, полагал, что игра является предвестником трудовой деятельности. Она формируется в ответ на потребность общества в подготовке детей к полноценной жизни в обществе .
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра — образное, действенное отражение жизни, она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду. Поскольку игра — социальная деятельность, она не только накапливает и передает общественный опыт от поколения к поколению, но и обусловливает развитие личности ребенка. В истории педагогической науки игра признавалась как средство воспитания. И в настоящее время она расценивается как форма организации жизни ребенка .