Естествознание (окружающий мир) Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Дидактические игры как средство экологического образования младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы экологического образования
обучающихся в начальной школе. 6
1.1 Сущность понятия «экологическое образование». 6
1.2 Вклад отечественных и зарубежных педагогов прошлого в
развитие проблемы экологического воспитания. 10
1.3 Дидактическая игра как средство экологического
воспитания. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 19

  

Введение:

 

Актуальность работы. В современном
сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы
окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Сегодня
перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения отношения к природе,
обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Основой развития социума должно стать
содружество человека и природы. Человеку необходимы новые знания, новая система
ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства.

Экологическая ситуация в России требует
кардинальных изменений, как политического, экономического так и
образовательно-воспитательного характера. Начинать данный процесс стоит по
экологическому образованию и воспитанию детей начального школьного возраста.
Это в свою очередь, позволит привить младшим школьникам чувства любви,
бережного отношение к природе, научить бережно распоряжаться природными
богатствами и сформировать на должном уровне экоцентрический тип культуры.

Кризисные ситуации, касающиеся глобальных
экологических проблем, поиска путей их решения и предотвращения новых природных
катаклизмов — все эти причины определяют актуальным на сегодня экологическое
воспитание. Во всем мире страны осознали трагичность последствий техногенной
деятельности для существования на планете Земля, поэтому все больше
сосредотачивают свое внимание на гармоничной взаимосвязи человека и природы, на
безопасном и лояльном природопользовании, на формировании у граждан
экологической культуры и сознания.

Развитие экологической культуры человека –
это воспитание в личности позитивного, разумного отношения к окружающей среде
как источника жизни, закладывание морально-этических норм и правил достойного
обращения с природой.

В Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования акцентируется на
формировании предметной природоведческой компетентности как личностного
образования, характеризует способность ученика решать доступные социально и
личностно значимые практические и познавательные проблемные задачи, связанные с
реальными объектами природы в сфере отношений человек — природа.

Одним из проявлений педагогического
мастерства педагога является его способность организовывать самостоятельную
деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы определить, какая работа
будет полезна и интересна для каждого ученика, и в процессе выполнения задания,
возможно, повысить активность и инициативность. Педагоги разработали множество
методов воздействия на оживление учеников. Их подбор и применение на практике
связаны с конкретными учебными ситуациями. Игра является одной из техник,
которые способствуют эффективному взаимодействию учеников в различных
образовательных ситуациях.

Использование дидактических игр напрямую
связано с развитием личности учащихся, так как в процессе игры у них
формируются навыки совместной деятельности, чувство дружбы и заботы,
проявляется единодушие. Следовательно, дидактическая игра должна занимать особое
место в процессе обучения.

Современные масштабы экологических
изменений создают реальную угрозу жизни людей, поэтому учебно-воспитательная
деятельность школы должна быть направлена на воспитание чтобы выросло
поколение, которое будет охранять окружающую среду.

На сегодня исследуются различные аспекты
экологического воспитания:

— "формирование экологической
культуры учащихся общеобразовательных школ (С. Дербо, В. Крысаченко, М.
Колесник, Е. Писарчук, Т. Русак, Н. Седова);

— особенности экологического воспитания
младших школьников (В. Маращицька, Ж. Масенко, А. Оноприенко, Г.
Пустовит)".

Важны и труды В.А. Сухомлинского и К. Д.
Ушинского, а также современных ученых-педагогов Н. Мойсеюк, В. Ягупова,
методистов Н. Байбари, А. Беды, А. Варакути, А. Ивановой, С. Иващенко, Н.
Коваль, Корневой, А. Плахоти, учителей-практиков Г. Бондаренко, А. Гавриленко,
Ю. Ревы, Л. Потрошитель, Л. Руденко, С. Сапожников.

Объект исследования – процесс экологического
образования младших школьников.

Предмет исследования – дидактические игры как
средство экологического образования младших школьников.

Цель исследования – теоретическое
обоснование и практическое применение дидактических игр как средство
экологического образования младших школьников.

Для достижения поставленной цели нам
необходимо решить следующие задачи:

1. Познакомиться с понятием «экологическое
образование»

2. Рассмотреть вклад отечественных и
зарубежных педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитании.

3. Изучить дидактическую игру
как средство экологического воспитания.

Для решения поставленных задач
использованы методы: теоретический анализ научно-методических источников,
синтез, обобщение, сравнение, конкретизация.

Структура работы:
курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

И так, краткий анализ взглядов и подходов
позволил сделать вывод, что многие ученые пытались определить сущность
экологической культуры. Однако обосновали это явление впоследствии, когда вырос
дисбаланс в отношениях «человек–природа». Именно поэтому в наши дни особую
значимость приобретает воспитание экологически грамотного человека, который
отличается высоким уровнем экологической культуры, который способен чувствовать
себя частью природы.

Экологическое образование предполагает,
прежде всего, формирование у школьника эмоционального, бережного отношения к
объектам природы, способности видеть их красоту, а не детальные биологические
знания особенностей каждого вида растений и животных. В учебном заведении
формируются первые представления об окружающем мире, о живой и неживой природе,
об отношении к природе, что проявляется в конкретном поведении на эмоциональном
уровне.

Задачи экологического воспитания –
способствовать накоплению экологических знаний, воспитывать любовь к природе,
стремление беречь, приумножать ее, формировать умения и навыки деятельности в
природе. Экологическая философия призывает нас к самоограничениям в отношениях
с окружающей средой.

Именно экологическое образование и
воспитание ставят целью коренное изменение психологических особенностей
человека относительно ее отношений с природой, превращение их потребительских
на экологически-ответственные, лично значимые. Таким образом, в экологическом
воспитании необходимо отказаться от многих стереотипов, которые были
сформированы в предыдущие годы.

Природа не должна рассматриваться только с
утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее
уникальность, красоту и универсальность. То есть девизом в работе с детьми
должно стать: «Не сломай – если можно, не руби, пожалей – ты это можешь».

Сегодня можно утверждать: экологическое
миропонимание формируется в процессе усвоения экологической культуры общества,
которая отражает опыт взаимодействия человека и природы. Усваивая элементы
экологической культуры, личность становится экологически воспитанной. Это новое
качество личности, которая проявляется в системе личностных образований в
сознании, деятельности, в эмоциях и чувствах. Настало время, когда основную
цель экологического образования следует усматривать в содействии формирования
целесообразной культуры поведения в окружающей среде и общественной
ответственности за его сохранение, а также умение принимать правильные решения
и решать экологические проблемы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Теоретические основы экологического образования
обучающихся в начальной школе 1.1 Сущность понятия «экологическое образование» Одним из приоритетов и направлением
деятельности общества является экологическое воспитание школьников, которое
должно происходить в первую очередь через образовательную среду школы [7].

Современная экологическая ситуация в мире
и РФ в частности обостряется с каждым днем. Загрязнение атмосферы вредными
выбросами, тысячи тонн мусора, уничтожение целых экосистем из — за вырубки
лесов, распашка, строительство, вредная радиация и излучение — далеко не полный
перечень тех техногенных факторов, которые негативно влияют на экологию.

Недаром экологическое воспитание признано
одним из важнейших приоритетов ЮНЕСКО.

Экологическое воспитание это уже не только
формирование соответствующих знаний и умений во взаимодействии человека и
природы, но и развитие средствами педагогических технологий компетентностей
личности, специальных знаний, ценностных норм и ориентаций по осознанию
экологической ценности природной среды в его неразрывном единстве с человеком [3].

Исходя из такого
утверждения, ключевой целью экологического воспитания на уроках и во внеурочное
время является формирование ответственного и бережного отношения к природе,
которое базируется на: экологическом сознании и самосознании в формировании
устойчивой потребности собственного сознательного соблюдения экологических
принципов природопользования, развития навыков экологической культуры активному
участию в общественно полезном труде по защите, уходу и оптимизации состояния
окружающей среды пропаганде в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы