Курсовая теория на тему Дидактические игры детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1 Задержка психического развития, понятие и основные особенности 4
2. Дидактическая игра, ее сущность, значение и классификация 13
3. Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 20
Заключение 24
Список литературы 26
Введение:
Актуальность курсовой работы. Задержка психического развития читается одной из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно заметна становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период существуют большие диагностические возможности.
В медицине задержка психического развития относится к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, главными особенностями которой выступает замедленный темп психического развития, личностная незрелость, грубые нарушения познавательной деятельности. Однако в большинстве случаев ЗПР имеет стойкую, хоть и слабо выраженную, тенденцию к обратимому развитию, которое возможно лишь при условии специального обучения и воспитания.
В связи с этим актуальность изучения особенностей обучения детей с ЗПР в условиях дошкольного образования не оставляет сомнений. Так же следует заметить, что умственное развитие представляет собой основополагающее образование, которое является центральной частью общего психического развития детей дошкольного возраста во всей будущей жизни. Помимо этого, важно понимать, что умственное развитие представляет собой сложный процесс, который направляется на формирование у детей познавательного интереса, знаний и умений.
Всему этому способствует процесс игры, в частности дидактической, что позволяет формировать у дошкольников правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам из окружающей действительности, способствует систематизации и углублению знаний о Родине, профессиях людей, национальностях, представлениях о трудовой деятельности. В процессе дидактических игр дошкольники обучаются самостоятельно мыслить, применять полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной перед ними задачей. Наряду с этим дидактические игры обучают детей находить характерные признаки предметов и явлений окружающей действительности, сравнивать, группировать и классифицировать предметы по определенным признакам, тем самым развивая мышление и другие познавательные процессы дошкольников.
Степень изученности темы. Значимость изучения проблем психического развития детей с ЗПР отмечают такие исследователи как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие.
Данный вопрос глубоко изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, В.С. Дерябин, У. Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е. Изард, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.
Целью исследования является изучение особенностей проведения дидактических игр у детей с задержкой психического развития.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и основные особенности задержки психического развития.
2. Охарактеризовать особенности дидактических игр.
3. Выявить особенности дидактических игр у детей с задержкой психического развития.
Объектом исследования выступает процесс развития детей с задержкой психического развития.
Предметом исследования является особенности развития дидактической игры у дошкольников с задержкой психического развития.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение:
Психическое развитие ребенка является не последовательностью отдельных и несогласованных между собой изменений в процессе взросления, а имеет целостный, системный характер, когда посредством изменений в одной области психики происходят изменения и в других психических проявлениях.
Задержка психического развития изначально может различаться по своей этиологии и патогенезу, при этом симптоматика проявления зачастую общая, которая заключается в нарушениях степени сформированности речи, нарушении основных психических функций, негрубых нарушениях познавательной деятельности и а так же в нарушении развитии личности.
Задержка психического развития читается одной из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно заметна становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период существуют большие диагностические возможности.
Применение игровой деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста является важной частью формирование личности в целом и социализации ребенка в обществе. В процессе своего развития дети не только подвергаются разным воздействиям с внешнего мира, но также взаимодействуют со всем, что их окружает.
Отметим, что игровая деятельность ребенка с задержкой психического развития характеризуется значительным отставанием в развитии игровой деятельности нормально развивающихся сверстников. К старшему дошкольному возрасту дидактическая игра достигает пика своего развития, а у ребенка с ЗПР она по-прежнему остается на ранних этапах своего развития.
Мы пришли к выводу, что для развития дидактической игры ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР важно организовывать индивидуальное общение с взрослыми, а также способствовать налаживанию контактов со сверстниками в группе. Игра является особой формой деятельности, которая происходит в условных ситуациях. Она направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, который зафиксирован в социально-закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. В игре происходит воспроизводство норм человеческой жизни и деятельности, поэтому для полноценного развития личности дошкольника важно развивать такую важную деятельность как дидактическая игра.
Фрагмент текста работы:
1 Задержка психического развития, понятие и основные особенности
Формы психических расстройств разделяются на два больших класса, которые представлены ретардацией (запаздывание или приостановка психического развития того или иного происхождения) и недоразвитием (разнообразные формы умственной отсталости). Ретардация может быть либо тотальной, либо частичной, когда проявляется незрелость отдельных функций, сторон психики, навыков чтения, письма или свойств личности.
ЗПР представляет собой группу расстройств, которые могут быть различными по этиологии, патогенезу и клиническим представлениям, выражающиеся в состоянии легкой интеллектуальной недостаточности, занимающее среднее положение между олигофренией и интеллектуальной нормой [7].
Основными особенностями ЗПР является то, что она проявляется в снижении темпа развития, однако, при работе с которой возможна положительная динамика, вплоть до выравнивания, достижения возрастной нормы. При этом признаки нарушения зачастую обнаруживаются только при подготовке к поступлению в школу, и отставание при ЗПР может проявляться не обязательно во всех сферах [10].
Определим причины отставания в развитии, среди которых следует выделить следующие:
• Органические повреждения;
• Функциональная недостаточность центральной нервной системы;
• Нарушения во внутриутробном развитии либо во время родов;
• Хронические соматические заболевания;
• Длительная депривация.
Отметим, что главной характерной особенностью детей с ЗПР можно назвать неравномерность формирования различных сторон психической деятельности ребенка [8].