Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Дидактические идеи Л.Н.Толстого. Идеи свободы выбора содержания в образовании».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Общие методологические принципы педагогической
концепции Л.Н. Толстого  5

1.1 Дидактические принципы, задачи и идеи
педагогики Л. Н. Толстого. 5

1.2 Проблемное обучение в педагогической
концепции Л. Н. Толстого. 10

Глава 2 Анализ содержания педагогической концепции Л.Н.
Толстого. 14

2.1 Личность педагога в педагогической
концепции Л. Н. Толстого. 14

2.2 Идея свободы выбора содержания
и ее реализация в педагогической концепции Л.Н. Толстого. 17

Заключение. 25

Список использованных источников. 27

  

Введение:

 

Современные
педагогические принципы и инновационные веяния берут свое начало в
педагогических концепциях классиков, в том числе отечественной школы
педагогики. Одним из таких педагогов, чьи тезисы и идеи сохранили свою
актуальность, является Л. Н. Толстой. Толстовское видение мира и человека
соприкасается с лучшими общественными, в том числе, и педагогическими,
движениями эпох.

Образование
в XXI веке вынуждено реагировать на стремительные преобразования социума,
прогнозировать и выполнять требования будущего. Несомненно, решаемые в
настоящее время задачи модернизации образования предполагают более активного
участия социальных структур в конструировании и осуществлении государственной
политики в области образования, в его управлении, в оценке эффективности и
качества. Осмысление исторического периода 60-х годов XIX века дает возможность
выявить в нем социальный компонент и интерпретировать его, как этап общественной
педагогики (II половина XIX ‒ начало XX в.) с опорой на периодизацию развития
дореволюционной педагогики, предложенную П. Ф. Каптеревым. Несмотря на то, что его концепция
не является строго научной, т. к. в ней не учтено значение народной педагогики,
однако, она имела большое значение для понимания специфики отечественной
педагогики рассматриваемого периода.

В
этот же период Л.Н. Толстой сконцентрировал свое внимание на педагогике. 60-е
годы XIX века характеризуются демократическими реформами в области народного
образования; внедрением в широкую педагогическую практику общественных
дисциплин, передовых приемов и методов обучения, способствующих формированию
социально активной личности; началом широкой общепедагогической дискуссии по
вопросам нравственности и нравственного воспитания учащихся.

Цель
исследования: проанализировать дидактические принципы и основные тезисы
педагогики Л. Н. Толстого.

Объект
исследования: процесс обучения и воспитания детей.

Предмет
исследования: процесс обучения и воспитания на основе педагогических идей Л. Н.
Толстого.

Задачи
исследования:

1) Проанализировать основные дидактические
принципы педагогики Л. Н. Толстого;

2) Изучить специфику проблемного обучения в
педагогике Л. Н. Толстого;

3) Проанализировать роль педагога в дидактической
концепции Л. Н. Толстого,

4) Изучить понимание Л.Н. Толстым идеи
свободы выбора содержания в образовании.

Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Л.
Н. Толстой за свою большую, интересную, творческую жизнь оставил потомкам всего
мира очень богатое наследие. Задача современного поколения состоит в том, чтобы
изучать его опыт и его философию педагогического воспитательного подхода оно
актуально по сегодняшний день. Л. Н. Толстой интернационален в своем
мировосприятии. Его богатое литературное наследие и его богатый педагогический
потенциал имеют высокую ценность и актуальность и в настоящее время. Л. Н.
Толстой мучительно искал правильные ответы на поставленные им самим вопросы.
Его огромная заслуга прежде всего в том, что он невольно заставляет
задумываться над педагогикой прошлого и настоящего и может быть и будущего. Его
педагогика вне времени, тесно связанна с природой окружающей нас действительности.
Вопросы он ставил, как специалист и как гражданин.

В
его педагогической концепции провозглашен ряд принципов, которые активно
применяются и в настоящее время. Во-первых, это используемые им дидактические
принципы природосообразности, доступности и сознательности обучения. Эти
принципы и в настоящее время являются основой для построения образовательного
процесса. Принцип сознательности предполагает осознанное отношение к тому
материалу, который осваивается в процессе обучения. Причем необходимо отметить,
что такое осознанное отношение должно быть и у педагога, и у учеников.
Естественным продолжением данного принципа выступает принцип доступности. Этот
принцип предполагает отбор такого содержания образования, которое доступно
уровню развития детей, процесс обучения и воспитания превращается в
формальность, не приводя к формированию прочных убеждений и выработке
мировоззрения.

Ключевую
позицию в образовательном процессе Л. Н. Толстой отводил педагогу. Именно
педагог несет ответственность за процесс обучения детей, те принципы, на
которых оно основывается. Нравственно-ценностные установки педагога становятся
той базой, на которой выстраивается нравственно-ценностный мир ребенка.
Деятельность педагога должна строиться на гуманистическом восприятии мира, любви
к ребенку, однако, это любовь должна быть мудрая, осознанная. Педагог занимает
активную позицию в образовании, однако его деятельность не должна превращаться
в прямую передачу ученикам готовых знаний. В этой связи большое значение
приобретает проблемный подход в обучении.

Педагогу
следует предоставлять детям проблему, для разрешения которой у них достаточно
ресурсов. Это обеспечивает активность детского мышления, формирование умений у
детей работать с информацией, устанавливать причинно-следственные взаимосвязи
между событиями и явлениями окружающего мира. Активность педагога в обучении
становится основой активности ребенка.

Большое
внимание Л. Н. Толстой уделял вопросам подготовки педагога к занятиям, с его
точки зрения, занятия должны быть интересны для ребенка, тогда будет обеспечена
высокая степень познавательных интересов и учебной активности ребенка. Для
того, чтобы осуществлять подобную деятельность, педагог должен постоянно
развиваться и самосовершенствоваться, причем подготовка педагогов должна происходит
на основе содержания народной педагогики.

Таким
образом, идеи Л. Н. Толстого сохраняют свою актуальность и в настоящее время.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Общие
методологические принципы педагогической концепции Л.Н. Толстого

1.1
Дидактические
принципы, задачи и идеи педагогики Л. Н. Толстого В
качестве основной задачи школы в педагогике Л. Н. Толстого была выдвинута подготовка
растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к осуществлению им гражданских
обязанностей и общественного долга. У любого ребенка в результате обучения
должны быть сформированы такие умения и навыки, которые позволят ему
самостоятельно осваивать новые знания, уточнять и преобразовывать собственную
картину мира, а также систему морально-нравственных ценностей. Решение этих
задач подразумевает опору на интересы, потребности, увлечения обучающихся, их
наследственного потенциала и способностей.

В
связи с вышеперечисленным, акцент Л. Н. Толстой делал на таком феномене, как дух
школы, ее специфической внутренней атмосфере, формированию, сохранению и
укреплению которой педагоги, согласно его представлениям должны уделять особое
внимание: «Есть в школе что-то неопределенное, почти не подчиняющееся
руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке педагогике и, вместе
с тем, составляющее сущность, успешность учения, – это дух школы. Этот дух
подчинен известным законам и отрицательному влиянию учителя, то есть, что
учитель должен избегать некоторых вещей, для того, чтобы не уничтожить этот
дух… Дух школы, например, находится всегда в обратном отношении к принуждению и
порядку школы, в обратном отношении к вмешательству учителя в образ мышления
учеников, в прямом отношении к числу учеников, в обратном отношении к продолжительности
урока и т.п. Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика
другому, сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в
глазах, движениях, в напряженности соревнования, – что-то весьма осязательное,
необходимое и драгоценнейшее, и потому долженствующее быть целью всякого
учителя» [4].

Если
соотнести данную мысль Л. Н. Толстого с особенностями современного
образовательного процесса и дифференцировать в нем ключевой термин «дух школы»,
то вполне можно обнаружить некоторые положения в инновационных образовательных
технологиях, которые реализуясь в условиях отечественной демократической школы,
продолжают педагогические идеи Л. Н. Толстого.

В
качестве главных принципов обучения Л. Н. Толстой называл принципы сознательности
и активности. Обучать ребенка предполагает не только оказывать влияние на
мыслительную сферу школьника, но и стимулировать в нем становление
многоаспектного процесса развития активности; сознательности, творчества. Л. Н.
Толстой не считал правильным процесс механического запоминания знаний и навыков,
преподаваемых в образовательном учреждении. Отталкиваясь от принципа свободы в
педагогике, Л. Н. Толстой выстраивал и всю педагогическую теорию. Л. Н. Толстой
продемонстрировал новый подход к пониманию сущности учебного процесса.
Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его
современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения
внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр
своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее
систему дидактических принципов, среди которых:

‒ принцип
сознательности и активности обучения;

‒ принцип
связи обучения с жизнью;

‒ принцип
доступности обучения;

‒ принцип прочности
усвоения знаний;

‒ принцип
природосообразности [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы