Курсовая теория на тему Дидактическая игра, как средство развития словаря детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
861435
Введение:
Актуальность темы исследования. На
сегодняшний день особенно актуальной является проблема развития словаря детей
дошкольного возраста, так как этот период считается наиболее благоприятным
временем для его развития. Если не проводить достаточной работы в этом
направлении, то к моменту поступления в школу большинство детей, не владея
необходимым словарным запасом, испытывают трудности в общении, что в свою
очередь становится одной из причин школьной неуспеваемости.
Словарь представляет один из важных компонентов речевого развития
ребенка. Овладение словарем считается важным условием умственного развития, так
как содержание исторического опыта, который присваивается ребенком в
онтогенезе, обобщается и отражается в речевой форме, в первую очередь, в
значениях слов. Усвоение словаря способствует решению задачи накопления и
уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны
мышления. Вместе с этим протекает развитие операциональной стороны мышления,
так как овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа,
синтеза и обобщения.
Недостаточный запас словаря мешает полноценному общению и общему развитию
ребенка, так как богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и
показателем высокого уровня умственного развития. Так, развитие словаря детей
является одной из основных задач дошкольного образования.
Степень изученности темы исследования. Проблемой
развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции
занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М.
Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн.
др.
Проблемой развития словаря детей дошкольного возраста занимались такие
ученые как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И.
Тихеева и многие другие. Исследователи в своих трудах отмечают, что в период
дошкольного детства происходят значительные изменения, в частности, расширяется
кругозор ребенка, совершенствуются его мыслительные операции, появляются новые
знания и умения, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Однако на сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения количества
детей, которые имеют разные проблемы речевого развития, поэтому проблема поиска
эффективных средств работы по развитию лексического строя речи у детей
дошкольного возраста в современных условиях образования является достаточно
актуальной.
Таким образом, целью исследования
является изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста в
дидактических играх.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить значение формирования лексического строя речи в речевом
развитии детей.
2. Изучить особенности развития лексического строя речи детей дошкольного
возраста.
3. Выявить психолого-педагогические представления о феномене
дидактической игры.
4. Описать особенности использования дидактических игр как средства
развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста.
Объектом курсовой работы является
речевое развитие дошкольников. Предметом
выступает развитие словаря дошкольников в дидактических играх.
Структура
работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух
глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, хорошая
речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче
и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его
возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и
полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется
его психическое развитие. Развитие речи — её звуковой стороны, словарного
состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей. Вместе
с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы,
которая направлена на коррекцию речи детей.
Речь сопровождает каждую
деятельность ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать
свои мысли, тем шире его возможности узнать действительность, полноценнее
будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно,
и его личность в целом.
В
настоящее время очень актуальна тема развития речи детей дошкольного возраста. Лексика
– один из компонентов речевого развития ребенка. Это слова (основные единицы
речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей
действительности. В словаре отражается содержание речи. По мере развития
ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у
него речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого
уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое
структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.
Значительное
место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение
значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра
является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка
необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.
По
мнению многих ученых, формирование словарного запаса является важнейшей задачей
и актуальным вопросом педагогической науки.
В ходе написания курсовой работы был
проведен всесторонний анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования и развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста.
Было определено, что одним из эффективных средств развития словаря детей
дошкольного возраста выступает использование на занятиях дидактические игры. Главной задачей дидактических игры
является обеспечение благоприятных условий для решения педагогических задач,
учитывая возможности детей дошкольного возраста. Дидактические игры
направляются на углубление и систематизацию представлений ребенка об окружающем
мире, воспитание познавательных интересов и развитие познавательных
способностей. При этом, что дидактические игры имеют определенную структуру,
которая характеризует игру как одну из форм обучения и собственно игровую
деятельность.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности развития словаря в дошкольном возрасте
1.1 Значение формирования
лексического строя речи в психо-речевом развитии ребенка
Дошкольный
возраст представляет период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи, в частности, фонетической,
лексической, грамматической.
Лексика является
всем словарным запасом языка, в котором выделяют активную
и пассивную составляющие. Лексическим значением
слова называют способность слова обозначать (кодировать) внеязыковую
реальность: предметы и явления (дом, солнце, человек, закат), отвлеченные
понятия (мысль, правда), действия (строить, светить, любить, думать), признаки
предметов (белый, вечный, дружелюбный, правдивый), признаки действий (вверх,
ярко, искренне, честно), числа (один, двенадцать, сто), указания на предметы,
признаки, числа (я, кто, какой, сколько). Развитие словаря понимается как
длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе
его истории [11].
Важнейшим условием полноценного психического развития
является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо
развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Одной из задач по развитию речи является обогащение,
закрепление и активизация словаря. Уровень развития словаря
определяется количественными и качественными показателями. Важно не только
умение детей пользоваться большим количеством слов, но и владеть навыками
словообразования. Формирование лексических средств зависит от многих факторов:
специальных условий, в которых воспитывается ребенок, его речевого окружения,
активной речевой практики, а также особенностей возрастного и психического
развития.
Л.С.
Выготский в своих исследованиях анализировал развитие значения слова, отмечая,
что речь и значение слов развиваются естественным путем, а история того, как
психологически развивается значение слова, дает