Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1.Теоретические аспекты использования дидактических игр в развитии произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Взаимосвязь произвольности поведения с игрой 6
1.2. Содержание разных видов деятельности 9
1.3. Сущность дидактических игр и их значение 11
2. Методологические аспекты применения дидактических игр в развитии произвольности поведения 14
2.1. Педагогическое руководство дидактическими играми 14
2.2. Содержание дидактических игр 17
2.3. Роль дидактической игры как средства воспитания 25
Заключение 30
Список использованной литературы 33

 

  

Введение:

 

Темпы роста современной жизни, большой поток информации, развитие разнообразных форм массовой культуры привели к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современного человека. Изменения в обществе оказали влияние на развитие детей, которые активно участвуют в жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первый шаг во всей системе непрерывного образования. Подготовиться к школе, создать условия для эмоционального, физического, интеллектуального и творческого развития предназначено для дошкольного учреждения.
Развитие произвольности поведения в дошкольном возрасте является одним из обязательных условий успешного обучения. Умение действовать без отвлекающих факторов, следовать инструкциям и контролировать результат — все это требования, которые школа предъявляет к произволу внимания детей. Дети, которые идут в школу, чаще всего страдают от рассеянности или отсталости своего внимания. Развивать и улучшать внимание не менее важно, чем учиться писать, считать, читать. Внимание выражается в точном выполнении соответствующих действий. Изображения, полученные с внимательным восприятием, четкие и отчетливые. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более точно и точно. Многие трудности, связанные с низким уровнем развития внимания, проявляются в период дошкольного детства. Поэтому очень важно, установив особенности внимания ребенка, вовремя начать развивать работу.
Многолетняя практика показывает, что большинство проблем, возникающих в процессе обучения, связаны с функцией внимания и организацией их деятельности, поэтому изучение механизмов внимания невозможно переоценить. Знание психологических механизмов начальных форм произвольного внимания является необходимым, хотя и недостаточным, условием для создания последовательной системы формирования произвольного внимания среди дошкольников и младших школьников.
Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игры для них — учеба, игры для них — работа, игры для них — серьезная форма обучения. Дидактическая игра — это многогранное сложное педагогическое явление: это также игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма обучения, самостоятельная игровая деятельность и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Современные педагоги и психологи считают, что игра — это не только и не столько способ получения новых знаний, сколько инструмент для развития произвольных познавательных процессов, речи, внимания. игра, усваиваемая ребенком
Актуальность рассматриваемой темы связана с особым вниманием в дошкольной педагогике к проблеме воспитания, применения различного рода методик, направленных на трудовое воспитание старших дошкольников. Педагогическая практика в детских образовательных учреждениях говорит о необходимости рассмотрения данной проблем с учетом специфики современных требований ФГОС для дошкольных учреждений.
Введение ФГОС определило новые требования к системе развития дошкольных учреждений и вместе с тем определило вектор развития трудового воспитания. Значительное место в системе развития детей занимает дидактическая игра. Данные условия согласно ФГОС ДО становится возможным реализовать в большинстве своем в условиях дидактической игры и тем самым обеспечить реализацию большинства требований данных стандартов.
В соответствии с новыми требованиями в согласно ФГОС ДО предметно – пространственная среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок мог бы заниматься своим любимым делом, при необходимости под руководством педагога. Основное внимание уделяется инструментарию, который позволяет активизировать познавательную деятельность у детей. Это различные развивающие игры, технические средства, игрушки, модели, конструктор, опытно – поисковая работа. На этапе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста преобладает игровая форма деятельности и в связи с этим для развития сенсомоторных действий оптимальным вариантом является дидактическая игра, которая открывает широкие возможности для развития произвольности поведения. В связи с этим, представляется достаточно актуальным рассмотрение педагогического опыта в области сенсорного развития в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО, где особое внимание уделяется трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс воспитания дошкольников с ЗПР
Предметом исследования – дидактические игры как средство развития произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Целью исследования – составление комплекса дидактических игр, направленных на развитие произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Определить задачи воспитания дошкольников, показать значение дидактических игр в их реализации, взаимосвязь детского труда с игрой;
3. Проанализировать содержание разных видов
4. Раскрыть виды дидактических игр, методику их использования их в процессе воспитания дошкольников;
В ходе исследования заявленной проблемы были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, результатов деятельности детей, наблюдение.
В структурном отношении курсовая работа опытно- практического характера состоит из введения, теоретической и методологической частей, заключения, списка используемой литературы. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической, методической литературы показал, что проблемой трудового воспитания детей занимались педагоги прошлого и настоящего времени, они отмечали значимость трудовой деятельности в развитии и становлении личности ребенка, как гражданина общества. Под трудовым воспитанием понимается целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, которая ориентирована на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование достаточно ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
В теоретической части работы определено содержание разных видов детской деятельности, знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста; раскрыты виды дидактических игр, методика их использования в процессе развития произвольности поведения дошкольников. Подобное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ЗПР может осуществляться за счет активного использования различных дидактических игр с целью формирования представлений. Эффективным можно считать и художественные средства воспитания.
На основе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Трудовое воспитание является целенаправленной содержательной профессиональной деятельностью педагога, которая направлена на стимулирование максимального развития личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становлению личности ребенка как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. Воспитание является результатом целенаправленного оказания влияния на развитие личности, а также способов ее поведения в обществе.
Изменения в дошкольном образовании вызывают две противоположные тенденции. Первое — это гуманизация целей и принципов педагогического процесса и реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия учителя и детей. Второе — стремление к раннему развитию с использованием школьных форм обучения. В результате возрастные особенности дошкольного периода игнорируются, его потенциальные возможности не реализуются. По словам А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев Д.Б. Психическое развитие Эльконина должно проходить в дошкольных мероприятиях и учитывать специфику этого возраста.
В отличие от таких когнитивных процессов, как восприятие, память, мышление, внимание, не имеет своего особого содержания, оно проявляется как бы внутри когнитивных процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику потока психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности, как внешней, так и внутренней, а его продуктом является ее качественная реализация. Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, желательно поговорить о связи между игрой и вниманием. Можно предположить, что игровая активность влияет на формирование произвольности психических процессов.
В результате изучения развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактической игры мы пришли к следующим выводам:
1. Проблема внимания занимает значительное место в отечественной психологии и раскрывается с разных теоретических позиций. Произвольное поведение систематически осуществляется вниманием, то есть формой контроля, осуществляемой в соответствии с заранее определенным планом или образцом. Произвольное поведение — это результат обучения, в котором ставится специальная задача и предоставляются социально разработанные образцы, средства и методы управления этим видом деятельности. Общие навыки и в каждом отдельном случае должны быть определены, детализированы и разработаны в связи с конкретным видом деятельности. Причины добровольного внимания не биологические, а социальные по своему происхождению: добровольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при взаимодействии со взрослыми.
Основное изменение в дошкольном возрасте заключается в том, что дети в возрасте 6-7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направляя его на определенные объекты, явления, удерживая их, используя для этого какие-то средства, т.е. так называемое добровольное внимание. Истоки добровольного внимания лежат за пределами личности ребенка. Это означает, что само по себе развитие невольного внимания не приводит к появлению невольного внимания. Последнее формируется за счет того, что взрослые вовлекают ребенка в новые виды деятельности и с помощью определенных средств направляют и организуют его внимание. Контролируя внимание ребенка, взрослые тем самым дают ему средства, с помощью которых он впоследствии сам начинает управлять своим вниманием. Возрастными особенностями развития добровольного внимания старших дошкольников являются относительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети не могут долго концентрироваться на задании, особенно если оно неинтересное и однообразное, их внимание легко отвлекается. Возможности волевой регуляции внимания и его управления в старшем дошкольном возрасте очень ограничены.
Развитие произвольного поведениы является важнейшей задачей дошкольного образования. В будущем это обеспечит успех обучения ребенка, поможет ему следовать указаниям учителя и контролировать себя. Произвольное поведение формируется за счет того, что взрослые вовлекают ребенка в новые занятия, такие как игры по правилам, дизайну и т. д., и с помощью определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти занятия, взрослые организуют его внимание устными инструкциями. Ребенок направлен на необходимость выполнения указанных действий с учетом определенных обстоятельств.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.Теоретические аспекты использования дидактических игр в развитии произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста
1.1. Взаимосвязь произвольности поведения с игрой

Дидактические игры и работа занимают важное место в воспитании детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Дидактическая игра и работа — инструмент для обучения и воспитания. С самого раннего возраста ребенок активно исследует мир, исследует происходящее вокруг. В связи с этим развивающие дидактические игры занимают значительное место в жизни ребенка. Дидактические игры и трудовые занятия позволяют ребенку расширить свое представление об окружающем его мире, дают возможность научить ребенка наблюдать, выделять характерные особенности предметов, такие как размер, форма и цвет, различать их, а также установить простейшие отношения. Развивающие игры позволяют помочь маленькому ребенку в его развитии, применить эти знания на практике, что станет в будущем важным базовым последующим обучением.
В процессе овладения новыми навыками и способностями дети получают положительный опыт, чувство радости и удовольствия. Труд позволяет развивать ребенка [1, c.16].
Важность работы в жизни ребенка невозможно переоценить, так как игра является основным видом деятельности ребенка. Игра выступает самостоятельной детской деятельностью ребенка, которая формируется в процессе воспитания и обучения. Трудовые и дидактические игры способствуют формированию нового опыта человеческой деятельности. Игра является своего рода стандартом для тех предметов, цель которых требуется знать ребенка. Игра является формой организации детской жизни и служит психологии ребенка и его личности.
Игра и работа дополняют друг друга. Игрушка может воплотить в жизнь игру, а игра в процессе своего развития требует использования новых игрушек. В познавательном отношении игрушка является для ребенка своеобразным эталоном окружающей действительности. Однако ценность дидактической игры и игрушек заключается в том, что они позволяют ребенку познакомиться с жизнью и являются существенным фактором в постепенном движении психического развития ребенка, предоставляя новую возможность для различных видов деятельности и в качестве игры. развивается на более высоком уровне.
Привлечение внимания детей позволяет возложить на детей такое важное качество, как любопытство. Ребенок получает пищу для ума и активно участвует в образовательной деятельности. Слушая учителя, ребенок получает и приобретает определенные знания. В процессе воспитательной деятельности у детей формируется навык бережного обращения с предметами. В процессе действия дети могут различить форму. Важно связать умение определять форму, цвет и другие характеристики предмета с результатами такой образовательной деятельности. Необходимо показать необходимость действий по определению характеристик объектов для комфортного и правильного восприятия мира. Особое место в процессе сенсорного развития занимает дидактическая игра [1, c.15].
Дидактическая игра позволяет применить игровой сюжет в образовательной деятельности. Промежуточным результатом является формирование детьми самостоятельных, творческих игр для реализации их дальнейшего восприятия мира и формирования конкретной идеи о явлении или объекте. Форма игры является наиболее понятной и доступной для детей, и в этом отношении знания, заложенные в дидактической игре, должны быть переданы детям, чтобы играть в них в своих творческих играх, и, в конечном итоге, формируется Идея предмета или явления. В процессе дидактической игры дети действуют и, следовательно, учатся лучше: дети разбирают турели, складные чаши, куклы и другие предметы, строят простые кубики, используют лопаточку, палочку, совок, деревянный молоток. Конечно, в процессе игровой деятельности важно, чтобы у детей развивалось чувство цели, активности и запланированных действий [7, c.71].
Как отмечалось ранее, реализация трудового воспитания оказывает существенное влияние на такие процессы, как мышление, речь, а также эстетическое восприятие окружающей действительности, и в результате формируются определенные творческие способности ребенка. Чтобы насладиться музыкальным или художественным произведением, ребенок должен уметь воспринимать и чувствовать оттенки цветов и звуков достаточно тонко. Формирование творческих способностей требует разработки сенсомоторных действий [7, c.72].
Дидактическая игра представляет собой многогранный, сложный педагогический феномен, который выступает в качестве игрового метода обучения детей дошкольного возраста, а также выступает в качестве формы обучения и самостоятельной игровой деятельности. Кроме того, дидактическая игра является средством обеспечения всестороннего воспитания личности ребенка и, конечно, важна для формирования его творчества, развития [1, c.14].
Следует отметить, что дидактические игры оказывают существенное влияние на нравственное воспитание ребенка, формируя сдержанность, организованность, целенаправленность деятельности во время занятий. Важно, чтобы в процессе деятельности ребенок был заинтересован и радость возникала как искренняя реакция на результат его деятельности и, следовательно, на отражение — восприятие окружающей среды.
В процессе дидактической игры ребенок может строить приоритеты, распределять силы в зависимости от задач и целей игры, условий, предлагаемых учителем при организации конкретной дидактической игры. Использование образов при организации дидактической игры становится возможным вызывать самые разные чувства и эмоции у детей. Например, можно было спровоцировать жалость и сожаление по поводу падшей или плачущей девочки и т. д. Другими словами, дидактическая игра полностью выполняет задачу нравственного воспитания детей. Кроме того, дидактическая игра занимает значительное место в эстетическом воспитании, в реализации подобраны и оформлены дидактические материалы, игрушки для учителей и детей [25, c.57].
Дидактическая игра открывает широкие возможности в реализации развития произвольности поведения детей. Например, задачи по реализации группировки объектов по определенным параметрам: форма, цвет. Сначала дети воспринимают цвет и помещают объект в цвет, затем рассматривают форму и распределяют объект в соответствии с формой. Этот процесс занимает некоторые, но еще меньше в процессе дидактической игры, они воспринимают объекты и явления независимо с небольшим инструктором учителя [7, c.68].
Итак, дидактическая игра занимает значительное место в реализации образовательных мероприятий по развитию детей. Дидактическая игра как важный элемент трудового воспитания позволяет сформировать правильное представление о работе у детей. Особое внимание следует уделить тому факту, что дидактические игры позволяют ребенку испытать явление, которое важно для творчески одаренных детей, которые воспринимают мир тонко и чутко [25, c.89].
Таким образом, использование дидактических игр занимает важное место в реализации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры выступают эффективным средством формирования личности ребенка, так как в процессе игры осознается необходимость взаимодействия с внешним миром. Дидактическая игра позволяет обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности. Важным условием использования дидактических игр в воспитании детей младшего возраста является соблюдение возрастных особенностей и возможностей детей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы