Детская психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Возрастные особенности старшего дошкольного возраста 6
1.2. Познавательная активность как предмет научного анализа 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 19
2.1. Характеристика дидактических игр 19
2.2. Роль дидактической игры в развитии познавательной активности дошкольников 26
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Особое внимание уделяется в последнее время проблеме развития познавательной деятельности, в частности, познавательной активности дошкольников, в связи с чем необходим поиск инновационных педагогических средств при организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы развития познавательной активности выражаются в разработке педагогических средств для организации воспитательного процесса в детском саду.
Вопросам познавательной активности, познавательного интереса, усвоения умений и знаний посвящены исследования многих ученых, среди которых Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.С. Ильин, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина, и др. В исследованиях показано, что познавательный интерес оказывает положительное влияние на усвоение знаний и качество мыслительной деятельности, являясь стимулом для развития волевых качеств (Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, А.И. Сорокина и др.). В исследованиях Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес и др. показано, что познавательная активность является необходимой составляющей для совершенствования склонностей и способностей к различным видам творческой деятельности. А.Ф. Лазурским [интеллектуальная активность изучается в контексте умственной деятельности; Д.Б. Богоявленской познавательная активность рассматривается как интегральное свойство умственной деятельности; Н.С. Лейтес данный феномен исследуется в рамках развития психологических механизмов интеллектуальной одаренности; Г.И. Щукиной [38] — в ракурсе активизации деятельности учения и т.д.
Одним из эффективных методов развития познавательной активности является игровая деятельность. Игра является важнейшим возрастным новообразованием, призванным развивать и совершенствовать умения и навыки ребенка в разных видах деятельности и общения. В качестве спектра целевых ориентаций игр можно выделить дидактические – познавательную деятельность, расширение кругозора, воспитывающие – воспитание самостоятельности, инициативности, воли, коммуникативности, сотрудничества; развивающие – развитие процессов познания и мотивации к учебной деятельности.
Большой вклад в изучение проблемы игровой деятельности внесли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, М.А. Панфилова, А.В. Усова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, и др. Игра в исследованиях ученых рассматривается как ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев), как практика развития (С.Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д.Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А.В. Запорожец), как детская традиция (В.С. Мухина), как практика воспитания (Е.В. Субботский, Дж. Брунер).
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена выявленным противоречием между возрастающими требованиями к уровню познавательного развития дошкольников и необходимостью отбора наиболее эффективных педагогических средств его развития в условиях детского сада. Данное противоречие обусловило необходимость организации педагогической работы, обеспечивающей преемственность в использовании дидактической игры как средства развития познавательной активности дошкольников.
Объект исследования: познавательная активность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития познавательной активности.
Цель исследования: изучить возможности дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы выявить психолого-педагогические подходы к определению познавательной активности.
2. Описать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть классификацию дидактических игр.
4. Охарактеризовать дидактическую игру как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (описание, эксперимент); интерпретационные методы (качественный анализ и интерпретация результатов исследования).
Структура исследования. Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил описать феномен познавательной активности. Активности в психолого-педагогических исследованиях даются различные определения: она отождествляется с деятельностью (Т.Д. Марцинковская); определяется как «способность изменяться под влиянием различных внешних и внутренних стимулов» (А.Н. Леонтьев); и т.д.
Познавательная активность интерпретируется учеными по-разному: как «ценное личностное образование, выраженное отношением индивида к деятельности» (Г.И. Щукина); «преодоление ребенком противоречий между возрастающими познавательными потребностями и имеющимися возможностями для их удовлетворения» (В.С. Ильин); «деятельное состояние, проявляющееся в отношении ребенка к предмету и процессу деятельности» (Т.И Шамова); «стремление к познанию» (Т.И. Зубкова); интегральное свойство умственной деятельности (Д.Б. Богоявленская); и т.д.
Познавательная активность представляет собой активность, формируемую в ходе познания, и ее отличительными особенностями являются такие, как наличие творчества, проявление интереса к познанию и восприятию информации, потребность пополнить имеющиеся знания, стремление к самостоятельному поиску ответов на интересные для ребенка вопросы; способность как к усвоению способа познания, так и к применению его в разных ситуациях.
Формирование познавательной активности происходит в период дошкольного детства, и наиболее сензитивным периодом для ее развития является возраст 3-5 лет. В дошкольном возрасте, помимо интенсивного психофизического развития ребенка, активно формируется эмоционально-волевая сфера, усложняется экспрессивная сторона эмоций. Возрастает потребность в общении, развиваются коммуникативные умения, формируется самооценка. Дети имеют сформированную сферу мотивов и интересов, способны к достаточно адекватной оценке результатов своей деятельности. Происходит совершенствование познавательных процессов — внимания, восприятия, памяти, мышления, и т.д.
Игра служит одним из наиболее эффективных методов воспитания. Исследованием теории и практики игры занимались представители классических концепций детского развития — З. Фрейд, А. Фрейд, К. Фалби, Ж. Пиаже, Э. Берн, Л.С. Выготский, и др. Психология детской игры разрабатывалась такими учеными, как М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, и др. Среди классических теорий игры можно назвать теорию избытка сил, теорию упражнения и теорию рекапитуляции. К современным теориям относятся теория мотивационной модуляции, психодинамическая теория, когнитивно-развивающие теории.
Дидактическая игра служит эффективным средством развития познавательного интереса дошкольников: она способствует активизации познавательных процессов, развивает интерес, любознательность и внимательность детей, закрепляет имеющиеся знания и умения, а также учит применять имеющиеся знания в новых условиях, развивает умственные способности детей. В условиях дидактической игры осуществляется переход от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления, развивается способность ребенка к созданию обобщенных образов и явлений и последующему их мысленному преобразованию. У детей постепенно вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается стремление к познанию и овладению знаниями.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Возрастные особенности старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство является этапом, в котором происходит активное развитие познавательных процессов. В дошкольном возрасте активно идет процесс развития внимания, и это касается всех видов и свойств внимания. Происходит увеличение объема внимания и распределение внимания, что обусловлено автоматизацией деятельности ребенка. Развитие внимания у дошкольников связано с освоением им совершенно новых видов деятельности и включением в них: игровую, трудовую, продуктивную [31, с. 140].
К старшему дошкольному возрасту отмечаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у детей с различным типом нервной деятельности [22, с. 103-104].
Отличительными особенностями развития внимания в дошкольном возрасте являются следующие: возрастание концентрации, объема и устойчивости внимания; появление произвольности в управлении вниманием на основе развития познавательных процессов и речи ребенка; формирование элементов послепроизвольного внимания, наличие опосредованности внимания.
Восприятие ребенка старшего дошкольного возраста представлено достаточно высоким уровнем развития, что проявляется высоким уровнем остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. В процессе восприятия информации дошкольники задействуют различные эталоны, в соответствии с которыми они начинают действовать. Происходит одновременное развитие произвольности и осмысленности действий, а также формированию избирательности восприятия на основе содержания, а не внешней привлекательности.
Память является формой психического отражения прошлого опыта, и является основой обучения и воспитания, приобретения знаний, формирования навыков и приобретения опыта; представляет собой совокупность процессов запоминания, сохранения, забывания и последующего восстановления информации. Память обеспечивает психическую индивидуальность ребенка. Память является систематизирующим звеном в комплексном объединении восприятия, воображения и мышления, обеспечивающих познание окружающей действительности [31, с. 157].
В 6-7 лет происходит переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению. У ребенка 5-6 лет начинают активно выделяться специальные перцепивные действия, направленные на сознательное запоминание, полностью сформированы процессы произвольного запоминания, обусловленные наличием мотивации и мнемических операций [22, с. 105].
Особенностями развития памяти в дошкольном возрасте являются следующие: преобладание непроизвольной образной памяти; приобретение памятью интеллектуального характера вследствие объединения с речью и мышлением; расширение сферы опосредованного познания за счет словесно-смысловой памяти; формирование элементов произвольной памяти.
Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В результате оперирования образами и представлениями мышление отличается внеситуативностью. Мышление неразрывно связано с речью ребенка, что детерминируется возникновением рассуждений и мыслительных операций. Основу всех мыслительных операций составляет анализ и синтез [31, с. 138].
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в конце дошкольного возраста, и предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений, формируется внутренний план действий [22, с. 110-111].
Особенностями развития мышления дошкольников являются: внеситуативность мышления; понимание причинности явлений вследствие развития рассуждений и речи; любознательные вопросы являются показателем проблемности мышления; планомерность мышления; переход к более сложным связям и отношениям; появление попыток объяснить явления; возникновение экспериментирования как способа применения собственных знаний.
Самооценка как наиболее сложный компонент самосознания возникает у дошкольника на основе сложившихся знаний и представлений о себе. Формирование самооценки обусловлено оценками со стороны взрослых. Сформированная самооценка способствует более критическому отношению к оценкам взрослых, в целях противостояния им. В дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников. Согласно Т.А. Репиной, дошкольники преимущественно оценивают себя положительно [25]. Неадекватные оценки формируются при сложностях отделения умений от личности в целом.
Особенностями развития самосознания в дошкольном возрасте являются: возникновение критического отношения к оценке взрослых и сверстников; оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя; осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и психических процессов; формирование дифференцированной самооценки, самокритичности; развитие способности мотивировать самооценку; осознание себя во времени, формирование личного сознания.
Особенностями развития самооценки дошкольников являются следующие факторы: сохранение общей положительной самооценки; возникновение критического отношения к оценке себя взрослым и сверстниками; осознание собственных возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний, развитие самокритичности и мотивации самооценки.
Среди индивидуально-психологических факторов отдельное место занимают такие, как возрастные кризисы ребенка, обретение ребенком практического опыта, способность личности изменять собственные образы, осмысление прошлого опыта и прошлых представлений ребенка о себе, эмоциональные переживания ребенка в конкретный возрастной период развития, формирование внутреннего диалога, выраженность процессов самопознания и самокорректировки, изменение отношения ребенка к себе, к другим людям, трансформация критериев самооценивания.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы