Курсовая теория на тему Дидактическая игра как средство обучения в начальных классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников 4
1.1. Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников 4
1.2. Сущность дидактической игры, ее особенности и виды 7
1.3. Содержание обучения на ступени начального общего образования 16
1.4. Использование дидактических игр при обучении младших школьников 18
Заключение 22
Список литературы 24
Введение:
По прогнозам ученых третье тысячелетие знаменуется информационной революцией, которая предусматривает ценность образованного человека как истинное национальное богатство. В связи с этим важности ориентации в постоянно возрастающем объеме знаний выдвигает ряд требований к умственному воспитанию подрастающего поколения.
Принятие Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения говорит о том, что современная система образования на первом плане имеет задачу формирования у подрастающего поколения способностей проявлять активную умственную деятельность. При этом следует отметить, что зарубежные и отечественные педагоги предлагают рассматривать именно игру одним из наиболее эффективных средств организации деятельности детей.
На сегодняшний день начальная школа претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный подход к организации обучения младших школьников заключается в формировании субъективно-ориентированной учебной деятельности. При этом для формирования такой деятельности важно побуждать и развивать познавательный интерес каждого ребенка в ходе учебной деятельности. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует системного похода для его осуществления.
Опыт многих педагогов, среди которых К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и др., показывает, что на начальном этапе обучения, ребенка в первую очередь привлекают игровые действия. Игра представляет эмоциональный фон, на котором разворачивается урок. Используя элементы игры можно достигать поставленных педагогических целей и задач, способствуя тем самым развитию познавательного интереса младших школьников, становлению их личности, социализации и адаптации в новом для него социальном статусе.
Что касается вопросов изучения роли теории и практики дидактических игр в обучении детей младшего школьного возраста, то разработкой и исследованием занимаются такие ученые как А.П. Усова, Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер и др. Во всех исследованиях авторы определяют взаимосвязь обучения и игры, а также основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании использования дидактических игр в процессе обучения в начальных классах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников.
2. Охарактеризовать сущность дидактической игры, ее особенностей и видов.
3. Рассмотреть содержание обучения на ступени начального общего образования.
4. Исследовать возможности использования дидактических игр при обучении младших школьников.
Объектом исследования выступает процесс обучения в начальной школе.
Предметом выступает использование дидактических игр при обучении младших школьников.
Методы исследования: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ и синтез, обобщение изученных источников литературы.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Возраст младшего школьника считается наиболее сенситивным периодом детства, определяющим большие потенциальные возможности равностороннего развития детей. В этот период значительное место в обучении занимает игра. В начале обучающихся интересует только сама форма игры, а затем тот учебный материал, на котором она строится.
Дидактические игры представляют одну из составных частей педагогических технологий. Разработками теории игры и ее методологическими основами, определением социально природы и значения для развития обучаемого в отечественной педагогической науке занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Игра представляет гуманную форму обучения для ребенка. Она дает возможность осуществлять дифференцированный подход к школьникам, вовлекать каждого обучающегося в работу, с учетом его интересов, склонностей и уровня подготовки по предмету.
Главной задачей дидактических игры является обеспечение благоприятных условий для решения педагогических задач, учитывая возможности детей младшего школьного возраста. При работе с детьми младшего школьного возраста дидактические игры считаются наиболее подходящей формой обогащения опыта детей.
Любые занятия, которые содержат в себе элементы игры, значительно увеличивают процесс развития познавательных интересов младших школьников. В процессе игры обучающийся становится полноправным участником познавательной деятельности, самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их.
Таким образом, дидактические игры занимают значимое место в учебно-воспитательном процессе, так как способствуют воспитанию познавательных интересов и активируют деятельность обучающихся. Помимо выполнения этой функции, дидактические игры при правильной педагогической организации, учитывая специфику подаваемого материала, дают возможность тренировать память младших школьников, помогая обучающимся вырабатывать речевые умения и навыки. При этом игры стимулируют умственную деятельность младших школьников, влияют на развитие внимания и познавательного интереса к предмету, позволяя преодолевать пассивность некоторых обучающихся.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников
1.1. Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
Младшим школьным возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [16, с. 47].
Именно поступление в школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье. Обучение становится основной и ведущей деятельностью его жизни, у ребенка появляется обязанность – учеба и приобретение знаний. Эта обязанность говорит о серьезном труде, который требует от ребенка организованности, дисциплины, а так же волевых усилий.
Следует отметить, что правильное отношение к обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевые усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности, а так же своего рода самоограничений. И если ребенок не привык к такому, то у него может возникать разочарование и формируется отрицательное отношение к учению.
Но, все же, в первое время ученики начальной школы учатся хорошо, опираясь и руководствуясь на свои отношения в семье, а иногда ребенок может хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с коллективом. Основную роль здесь играет личный мотив, в частности, желание получать хорошие оценки с целью одобрения учителей и родителей.
Вначале обучения у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. И только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда начинает формироваться и интерес к самому содержанию учебной деятельности и приобретению знаний. Только такая основа может являться благоприятной почвой при формировании у младших школьников мотивов учения высокого общественного порядка, которые связаны с ответственным отношением к учебным занятиям [13, с. 56].
Любое формирование интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению знаний взаимосвязано с переживаниями школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Одобрением и похвалой учителя, подчеркивающего любой, даже маленький успех и продвижение вперед, подкрепляется чувство удовлетворения от достижений. Младшие школьники могут при этом испытывать чувство гордости и особый подъем сил.
В начальных классах учебная деятельность стимулирует развитие психических процессов в непосредственном познании окружающего мира, его ощущения и восприятия. Младшие школьники характеризуются остротой и свежестью восприятия, другими словами, созерцательной любознательностью. Самой характерной чертой восприятия у младшего школьного возраста является его малая дифференцированность, когда совершаются неточности и ошибка в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Другой особенностью восприятия можно выделить его тесную связь с действиями школьника. То есть, восприятие на данном уровне психического развития тесно связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять какой-либо предмет для ребенка – это значит что-то делать с ним, что-то изменить или произвести какие-либо действия, взять, потрогать и т.п. Характерная особенность учащихся младшего школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия [7, с. 51].