Курсовая теория на тему Дидактическая игра как средство формирования знаний и представлений (о семье, о городе, о труде взрослых)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Использование дидактических игр и упражнений, как метода обучения 5
ГЛАВА 2. Методические аспекты дидактической игры как средства формирования знаний и представлений детей дошкольного и младшего школьного возраста 12
2.1 Педагогические требования к организации и проведению дидактических игр дошкольникам 12
2.2 Дидактическая игра как средство формирования общеучебных умений и навыков младших школьников 19
2.3 Основные дидактические принципы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Дидактические игры, как разновидность игр с правилами, значительное распространение получили в 60-70-х годах XX ст., превратившись из вспомогательного приема в настоящую модель обучения. В дидактических играх, созданных педагогикой, игровая деятельность специально планируется и адаптируется для учебных целей.
Не вызывает сомнения то, что дидактическая игра – необходимая составляющая организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, которая обусловлена психолого-физиологическими особенностями младших школьников.
Среди основных направлений модернизации высшего педагогического образования в нашей стране одним из актуальных сегодня является формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей как показателя культуры профессионального вещания, залог успеха специалиста любой отрасли на современном рынке труда, обеспечения его конкурентоспособности.
Среди педагогических средств активизации процесса обучения особое место должно принадлежать учебной дидактической игре как целенаправленной организации учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими профессионально ориентированных коммуникативных ситуаций.
Дидактическая игра должна занять в практике обучения достойное место, потому что в отличие от традиционных средств она в большей степени ориентирована на формирование самостоятельности, изобретательности, социальных качеств личности, которые являются требованием времени.
На современном этапе развития теории игры происходит уточнение понятий — игра, — дидактическая игра. Игра — вид активной деятельности детей, в процессе которой они овладевают социальными функциями, отношениями и родным языком как средством общения между людьми.
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. В любом виде деятельности человек не демонстрирует такого выражения своих психофизических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она должна расширить свои границы в системе профессиональной подготовки.
Объект исследования – игровая деятельность детей в учебном процессе.
Предмет исследования – использование дидактических игр в детском саду и начальной школе.
Цель исследования – обосновать дидактическую игру как средство формирования знаний и представлений (о семье, о городе, о труде взрослых).
Гипотезой исследования является положение, согласно которому познавательная деятельность учащихся будет более рациональной и продуктивной при условии оптимального применения системы дидактических игр.
Для реализации цели и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования необходимо было рассмотреть следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической теории; раскрыть сущность понятия «дидактическая игра».
2. Рассмотреть педагогические требования к организации и проведению дидактических игр дошкольникам.
3. Проанализировать дидактическую игру как средство формирования умений и навыков младших школьников.
4. Выяснить основные дидактические принципы.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методико-математической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.
Заключение:
Так, игра, как известно, является самой естественной и привлекательной деятельностью для детей. Еще К. Д. Ушинский писал: «сделать серьезное занятие для ребенка интересным — вот задача начального обучения. Каждый здоровый ребенок нуждается в деятельности, и к серьезной деятельности. С первых же уроков приучайте ребенка полюбить свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении».
Именно в играх начинается непринужденное общение ребенка с коллективом группы, класса, взаимопонимание между педагогом и учащимся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно. Развивается внимание, память, жажда знаний. Формировать интерес к знаниям и представлениям о семье, о городе, о труде взрослых.
Удовлетворяя свою естественную неусыпную потребность в деятельности, в процессе игры ребенок «достраивает» в уме все, что недоступно ему в окружающей действительности, в восторге не замечает, что учится – познает новое, запоминает, ориентируется в различных ситуациях, углубляет приобретенный ранее опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию.
В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей.
Игра относится к традиционным и признанным методам обучения и воспитания дошкольников, младших школьников. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательные функции действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность.
Дидактические игры в детском саду и в начальной школе активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, воображение, закрепляют знания, умения и навыки. С помощью игры создается атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания, доверия, доброжелательности и свободного выбора. Такая игра вызывает положительные эмоции и желание детей учиться.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Использование дидактических игр и упражнений, как метода обучения
Игры для школьников являются очень сложным и весьма познавательным процессом, а не просто игрой. Игры формируют у ребенка иные формы поведения, тем самым он более успешно адаптируется к окружающему его миру. Игры способствуют развитию ребенка, его взрослению. Поэтому их значение для школьников возраста трудно переоценить.
Раньше дети играли до 13-14 лет, современные дети играют до школы. Психолог призывают сохранить детям детство, они видят основную причину в сокращении жизни детской игры также в том, что большинству детей не с кем играть, родители заняты, в семье ребенок один. В итоге ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него множество игрушек, он потеряет интерес к ним, т.к. игра – это процесс, а не игрушки.
Существует множество детских игр: подвижные, настольные, компьютерные и др. Полезны и интерактивные игры: «дочки-матери». Эти игры учат ребенка новым формам поведения, учат его взаимодействовать с другими. Ребенок становится взрослее и его игры тоже взрослеют, например, подвижные игры сменяются командными (баскетбол, футбол, волейбол), при этом, дети побеждают и проигрывают, что развивает их эмоционально-волевую сферу.
Большую роль в играх для детей играют правила, т.к. в игре ребенок понимает, что можно делать, а что нельзя и в будущем он будет стараться соблюдать общественные нормы и правила. А ребенку, не выработавшему такой привычки в игре, будет трудно приспособиться к нормам взрослой жизни и в школе, и вне нее.
На современном этапе развития теории игры происходит уточнение понятий — игра Юта, — дидактическая игра. Наиболее употребительным является определение понятия игра как — вид активной деятельности