Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Диагностика самооценки детей младшего школьного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Проблема изучения самооценки в младшем школьном возрасте 6
1.1 Понятие самооценки в психологической литературе ……………………….6
1.2 Особенности самооценки младших школьников …………………………..12
1.3 Показатели изучения самооценки детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………16
1.4 Методы и приемы формирования самооценки младших школьников ……22
Заключение 28
Список литературы 31

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Формирование социально активной, нравственной, самореализующейся личности — главная задача образования, успех которого во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни, сохранения, как самооценки, так и уровня притязаний, основанных на ней. 
Знать самооценку человека очень важно для установления с ним отношений, для нормального общения, в которое неизбежно вступают люди как социальные существа. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, он все еще формируется и, следовательно, более подвержен изменениям, чем взрослый.
Усваивая определенные нормы и ценности в процессе обучения и воспитания, ученик начинает определенным образом под влиянием ценностных суждений других (учителей, сверстников, родителей) относиться как к реальным результатам своего обучения. С возрастом он все более и более четко различает свои реальные достижения и то, что он может достичь, обладая определенными личными качествами. Таким образом, в процессе обучения школьников формируется отношение к оценке их способностей — одна из основных составляющих самооценки.
Среди отечественных психологов, занимавшихся проблемой изучения самооценки, можно выделить следующих авторов: С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.И. Липкина, Б.Г. Ананьев. Среди зарубежных психологов можно выделить: М. Розенберг, З. Фрейд, И.С. Кон. Следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция». «Я — концепция», по словам известного психолога И.П. Шахов, это относительно стабильная и осознанная система личных представлений человека, на основе которой человек строит свое отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.
Неотъемлемой частью «Я — концепции» является самооценка. Самооценка — это оценка человеком самого себя, своей внешности, своего места среди других людей, своих качеств и способностей. Самооценка является стержневым ядром личности индивида, который во многом определяет жизненную позицию человека, уровень его притязаний, всю систему рейтингов. Самооценка влияет на формирование поведения и деятельности человека. Другими словами, самооценка во многом определяет динамику и направление развития субъекта.
Образовательная деятельность является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальной школы должен знать психологические особенности детей младшего школьного возраста и учитывать индивидуальные особенности самооценки в образовательный процесс, реализующий индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Именно поэтому эта тема очень актуальна. Поскольку задача учителя, прежде всего, заключается в повышении мотивации обучения и его эффективности, а адекватная самооценка учащегося помогает решить эту проблему достаточно эффективно. Единственная сложность заключается в достижении адекватной самооценки для каждого студента. Для этого уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система мониторинга и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников способность проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и способы их устранения. Уровень самооценки зависит от активности личности, ее стремления к самообразованию, ее участия в жизни команды.
Объект исследования: самооценка у младших школьников.
Предмет исследования: диагностика самооценки детей младшего школьного возраста 
Цель исследования — изучить факторы, влияющие на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2. Рассмотреть особенности самооценки у младших школьников.
3. Проанализировать факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, синтез.
Структура: работа состоит из 1 главы, заключения, списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проанализиров педагогическую и психологическую литературы, пришли к выводу, что самооценка — это оценка человеком самого себя: его качеств, способностей, способностей, особенностей его деятельности. Самооценка, как и самосознание в целом, имеет социальный характер и определяется социальными условиями.
Самооценка — это знание человеком самого себя и своего отношения к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком своих навыков, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознанности и оценочного отношения к ним. Способность человека оценивать свои сильные стороны и способности, стремления, соотносить их с внешними условиями, экологическими требованиями, умение самостоятельно ставить ту или иную цель, имеет большое значение в становлении личности.
Самооценка является стабильной чертой личности, и поддержание его на определенном уровне является важной заботой для человека. Самооценка человека определяется отношением его реальных достижений к тому, что утверждает человек, какие цели он ставит перед собой. Совокупность таких целей формирует уровень притязаний личности. Он основан на такой самооценке, сохранение которой стало необходимостью для личности.
Сформированная в процессе всей жизни индивида самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в своем развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как черту личности, которая выполняет определенную функцию в своем развитии, определяет поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с другими людьми.
Исследования показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценки: адекватная, стабильная, завышенная, заниженная. Более того, из класса в класс растет способность правильно оценивать себя, свои способности и в то же время склонность переоценивать себя.
Характерной чертой детей с низкой самооценкой является их склонность «уходить в себя», искать слабости в себе, концентрировать на себе внимание. Нормальному развитию детей с низкой самооценкой препятствуют их повышенная самокритика и неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ожидают только неудачи. Очень ранимый, чрезмерно взволнованный, застенчивый, робкий.
Дети с высокой самооценкой переоценивают свои возможности, работоспособность, личные качества. Они выбирают задачи, которые они явно не могут себе позволить. После неудачи они продолжают настаивать самостоятельно или сразу переключаются на самую легкую задачу, обусловленную мотивом престижа. Они не обязательно хвалят себя, но они охотно отвергают все, что делают другие, они критикуют других.
Таким образом, формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и повлиять на возникновение других личностных качеств. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Младший ученик в учебной деятельности нуждается в умении ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы контролировать себя, вам нужны знания о себе, самооценка. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие ученики могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Самооценка является основой самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в образовательной деятельности.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя и родителей, стиль семейного воспитания, семейные ценности и их отношение к учебной деятельности. Образовательная деятельность является одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование самооценки ученика начальной школы, поэтому учитель начальной школы должен знать психологические особенности учеников начальной школы и учитывать индивидуальные особенности самооценки в школе.
Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно развивать самооценку школьников. Рекомендуется проводить с детьми игры, повышающие самооценку, а также релаксационные игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Проблема изучения самооценки в младшем школьном возрасте

1.1 Понятие самооценки в психологической литературе

На сегодняшний день накоплено много материала о формах проявления самооценки, ее регулирующей функции, взаимосвязи самооценки с собственным отношением и самопознанием личности, уровня адекватности и стабильности самости. Следует подчеркнуть, что личность человека формируется там, где он общается и может проявить себя через свое отношение к окружающему его миру. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и длится всю жизнь [14].
Интерес ребенка к своему «я», к его характеристикам, способностям и способностям проявляется по-разному в каждом возрасте и обогащается новым содержанием на каждом этапе его жизни. «Я сам!» — говорит трехлетний ребенок. А это значит, что он уже отличился от окружающего объективного мира, отличавшегося от других людей. Для нас такая разница очевидна, иначе не может быть; но это отнюдь не дано человеку с рождения, а для ребенка это заметный шаг в развитии. «Кто я?», «Что я могу сделать?» — спрашивает себя ребенок и это совершенно другая форма и другой уровень развития самосознания.
Самосознание — это сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что она направлена на себя. В процессе самосознания человек действует в двух лицах: он и познающий, и познаваемый. Важным аспектом самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого компонента, как самооценка. Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос следует из этимологии самого слова.
Самооценка — это оценка человеком самого себя: его качеств, способностей, способностей, особенностей его деятельности [19]. Самооценка, как и самосознание в целом, имеет социальный характер и определяется социальными условиями. Исследования показывают, что критерии, по которым качества человека оцениваются в обществе и по которым он оценивает качества других, также применяются к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности в общественных отношениях, С.Л. Рубинштейн писал, что общественная оценка человека основана на нас, на общественно полезной работе, на том, что он представляет и что дает. Следовательно, его самооценка определяется тем, что он, как общественный деятель, делает для общества. Это новое … отношение к работе является основой, на которой перестраивается вся психология личности; это также становится основой и ядром ее самосознания [17].
Самооценка — это сложное динамическое личностное воспитание, личностный параметр умственной деятельности. Исходной методологической позицией для исследователей самооценки является классическая позиция К. Маркса о том, что человек сначала смотрит, как в зеркало, на другого человека [10].
Самооценка — это знание человеком самого себя и своего отношения к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком своих навыков, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознанности и оценочного отношения к ним. Способность человека оценивать свои сильные стороны и способности, стремления, соотносить их с внешними условиями, экологическими требованиями, умение самостоятельно ставить ту или иную цель, имеет большое значение в становлении личности.
Самооценка, в зависимости от ее формы (адекватная, завышенная, недооцененная), может стимулировать или, наоборот, подавлять деятельность человека [20].
Самооценка связана с одной из центральных человеческих потребностей — необходимостью самоутверждения, желанием человека найти свое место в жизни, утвердить себя в качестве члена общества в глазах других и по его собственному мнению. Различают общую и частную самооценку. Личная самооценка будет, например, оценкой некоторых деталей их внешности, индивидуальных черт характера. Общая или глобальная самооценка отражает одобрение или неодобрение, которое человек испытывает по отношению к себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (преувеличивать или недооценивать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, оптимальной и неоптимальной, различаться по степени стабильности, независимости и критичности. Обладая оптимальной, адекватной самооценкой, субъект правильно соотносит свои способности и способности, довольно критически относится к себе, стремится реально взглянуть на свои неудачи и успехи, пытается установить достижимые цели, которые могут быть достигнуты на практике. Он приближается к оценке того, что было достигнуто не только с помощью своих собственных стандартов, но и пытается предвидеть, как на это отреагируют другие люди: коллеги по работе и родственники. На основе неадекватно высокой самооценки человек имеет неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и способностей, своей ценности для других для общего дела. Восприятие реальности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Поэтому справедливое наблюдение начинает восприниматься как придирки, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо недооцененная. Неудача возникает в результате чьих-то интриг или неблагоприятных обстоятельств, которые никоим образом не зависят от действий самого человека.
Самооценка может быть занижена, то есть ниже, чем реальные возможности личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и смелости, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой неуловимых целей, ограничиваются решением обычных задач и слишком критичны по отношению к себе. Люди с низкой самооценкой имеют такие черты личности, как беспокойство, неуверенность и зависимость

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы