Курсовая теория на тему Диагностика и коррекция агрессивного повеления в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава
I. Теоретические основы диагностики и коррекции агрессивного поведения в
подростковом возрасте. 7
1.1.
Теоретические подходы в изучении и объяснении агрессивности. Понятия агрессии. 7
1.2. Особенности
проявления агрессивности у подростков. 10
Глава II.
Методические основы диагностики и коррекции агрессивного
поведения в подростковом возрасте. 16
2.1. Особенности
психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения у подростков. 16
2.2. Методы диагностики и способы коррекции агрессивного
поведения подростков 18
Заключение. 26
Список
литературы. 28
Введение:
Актуальность
исследования:
Агрессивное
поведение, и вообще проявление агрессии на сегодняшний день является актуальной
проблемой современной психологической науки. Исследователей особенно беспокоит
учащение у маленьких детей нездорового агрессивного поведения, которое
проявляется в повседневной деятельности. Безразличие к взрослым усилилось. В
крайних формах агрессии начинает проявляться зло и гнев.
Преступность
среди молодежи резко возросла. Возникают новые формы девиантного поведения:
молодые люди присоединяются к политическим экстремистским группам или
экстремистским группировкам, занимаются проституцией, принимают и продают
наркотики, воруют имущество людей и так далее. По сравнению с недавним прошлым
количество серьезных преступлений увеличилось, фиксируется рост конфликтов в
подростковой среде.
Агрессией
пропитана вся история человечества с начала времен, однако, и вопрос ее
уменьшения беспокоил еще античных философов. Проблема агрессии долгое время
является актуальной среди отечественных и зарубежных ученых, но им до сих пор
так и не удалось сойтись на каком-то общем мнении, поскольку она сложна и
многогранна, соответственно единого решения найти невозможно[2].
Исследователи сосредотачивают внимание на
следующих вопросах проблемы:
v биология
и социальное насилие;
v условия,
оценивающие проявление агрессии;
v индивидуальные,
гендерные и возрастные характеристики насильственного агрессивного поведения;
v методы,
которые позволят предотвратить агрессивное поведение;
v профилактика
агрессивного поведения в разных группах населения.
Вопросы,
связанные с человеческим агрессивным поведением, поднимаются во многих
социологических исследованиях. Тот факт, что в обществе так много насилия и
отсутствует ясный и всеобъемлющий научный подход в психологии агрессивного
поведения, делает, изучение агрессии одной из проблем современной психологии,
важной принципиальной задачей научного сообщества.
Элементы
подросткового агрессивного поведения сегодня несколько уместны, поскольку они
живут в сложном мире, где в зависимости от содержания и социальных условий
формируется их личность. Нестабильность, социальные, экономические,
экологические, идеологические условия, которые сложились в нашем обществе
сегодня, приводят к развитию различных искажений в человеческом развитии и
поведении развивающихся подростков.
Одной
из важнейших характеристик подросткового возраста является социальная
активность, появление новых обязанностей, стремление саморазвиваться. Молодой
человек начинает показывать успехи в определенном виде деятельности, выражать
мысли о будущей профессии. В то же время в подростковом возрасте развивается
процесс осознанности и осмысления своего «Я» и улучшается поведение, в
результате чего меняются интересы подростка. Интересы становятся более
разнообразными и стойкими. Этот процесс часто проявляется в состоянии
деструктивного поведения.
Теоретико-методологическая
база исследования:
v агрессия и агрессивность
в зарубежной литературе (Р. Бэрон, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, , З. Фрейд,
Э. Фромм, А. Бандура, К. Лоренц, Д. Ричардсон и др.) [2,4,1,9]
v отечественные
исследования по проблематике агрессии и агрессивного поведения (Л.С. Выготский,
А.И. Захаров, С.Л. Колосова, Л.Б. Гиппенрейтер, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г.
Румянцева, П.П. Блонский, Л. М. Семенюк, И.А. Фурманов, Г.Э. Бреслав, Р.В.
Овчарова и др.) [12,1,19,4]
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические особенности диагностики и
коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические методы диагностики и
способы коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Объект
исследования – агрессивность в подростковом возрасте.
Предмет
исследования – методы диагностики и способы коррекции
агрессивного поведения у подростков.
Гипотеза
исследования: эффективная коррекция агрессивного
поведения в подростковом возрасте возможна, при соблюдении комплекса
мероприятий:
v своевременное
выявление подростков группы риска, т.е. тех, кто проявляет агрессивное
поведение или склонен к этому, с помощью методического инструментария;
v изучение
причин агрессивного поведения подростков;
v применение
адекватной коррекционной работы с использованием интерактивных методов;
v проведение
комплексной работы всех специалистов, которые работают с подростком
(психолог-педагог или психолог, классный руководитель, учителя-предметники,
родители).
Задачи
исследования:
1)
определить сущность и содержание понятия
«агрессия и агрессивность», выявить основные теоретические подходы к объяснению
агрессивности;
2)
рассмотреть особенности подросткового
возраста;
3)
определить основные характеристики
агрессивности в подростковой среде;
4)
проанализировать особенности
социального-педагогической профилактики агрессивности у подростков;
5)
выделить основные методы диагностики и эффективные
способы коррекции агрессивного поведения у подростков;
обобщить условия
проведения эффективной профилактики агрессивного поведения
Заключение:
Что касается теории, мы обнаружили, что проблема
насилия в современном мире, особенно в связи с разрушением моральных ценностей
и культуры и формированием новых, очень актуальна. Необходимо уточнить характер
происходящего и принципы действий против агрессивного поведения, а также
принять меры по предотвращению и исправлению агрессивного поведения
современными способами в образовательной среде.
Агрессивное
поведение – это действие в отношении другого, направленное на причинение вреда,
без согласия на то последнего.
Подростковый
возраст – это затяжной возрастной кризис, который несет в себе множественные
физические и психологические изменения растущего организма. Однако, при всей
сложности эмоционального состояния в период подростничества, подобные
особенности возраста не могут привести к изменениям поведения, но все же могут
стать «последней каплей» на пути к возникновению девиаций.
Девиантное поведение очень часто впервые появляется
именно в подростковом возрасте, особенно ярко это выражается в проявлении
агрессии по отношению к окружающим. Именно поэтому, исследование агрессивности
является наиболее актуальным в период подросткового возраста. Однако в ходе
нашего исследования, нами были выявлены следующие категории, которые определяют
предрасположенность к агрессивному поведению:
v предрассудки;
v требования, активируемые внешними раздражителями;
v индивидуальные особенности эмоциональной сферы;
v социальная среда.
Появлению девиантного поведения в подростковом
возрасте, выражающегося в агрессивности могут способствовать неблагоприятные
условия социальной среды, в которой находится подросток (семья, сверстники,
средства массовой информации, школьная среда и т.д.).
Исходя из анализа
литературы, проведенного в нашем исследовании, можно предположить, что
агрессивное поведение в подростковом возрасте является способом защиты и дает
подростку чувство безопасности, ведь тот, кто сильнее всегда находится в более
выгодных (безопасных) условиях.
Кроме того,
проявление агрессивности может являться ответом на особенности социальной
среды, своего рода способом адаптироваться в сложных для подростка условиях.
Агрессивная природа подростков имеет гендерные различия. Насильственное
поведение молодых людей – это реакция на ожидания общества. По мере того как
подростки становятся старше, уровень их агрессии уменьшается.
Таким
образом, наше исследование было посвящено теоретическим аспектам диагностики и
коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы диагностики и коррекции
агрессивного поведения в подростковом возрасте
1.1. Теоретические подходы в
изучении и объяснении агрессивности. Понятия агрессии
Существует
несколько подходов к принципам исследования природы и происхождения агрессивных
актов. Одна из проблем понимания агрессии – это инакоязычие. Т.е. сам термин
«агрессия» пришел к нам из английского языка, и перевод по-разному трактуется
нашими соотечественниками.
Итак,
агрессия по-разному описывается в отечественной и зарубежной литературе, многие
придают ей негативную окраску, но есть и сторонники позитивного понимания
агрессии.
Агрессия
– подвижная позиция, направленная на утверждение себя среди окружающих.
Агрессия
– это разрушительные действия в отношении других, что ведет к негативным
последствиям для обеих сторон.
Агрессия
– реальное действие, нанесение вреда другому человеку или угроза о таком
действии.
Кроме
понятия «агрессия», есть термин «агрессивность» и у них разное значение.
Агрессия – это всегда
действие, т.е. поведение, которое вредит окружающим[13].
Агрессивность
– черта, которая устойчиво вошла в структуру личности[13].
Существуют
различные позиции объяснения агрессии, которые вылились в теоретические модели
изучения агрессии.
Теория
влечения (психоаналитический подход).
Теория была
разработана Зигмундом Фрейдом. Он считал агрессивное поведение неотъемлемым и
неизбежным. В человеке есть две самые могущественные силы: сексуальность
(либидо) и смерть (танатос). Исходя из этой теории, следует, что между либидом
и танатосом всегда существует напряжение, а принятие человеком каких-то решений
в течение жизни это принятие позиции одной из сил. По мнению Фрейда, склонение
в сторону танатоса способствует рождению агрессии, а, следовательно, и
проявлению агрессивных тенденций в повседневном поведении.
Внешние
эмоции, связанные с агрессией, могут снизить вероятность совершения агрессивных
действий, то есть угнетение воспринимается как деструктивное, естественное и
возникает из-за человеческого замысла. Жестокое насилие охватывает все гены, у
человека оно представлено системой деструктивных процессов[10].