Курсовая теория на тему Деятельность земств в России по развитию внешкольного образования во второй половине XIX- начале XX вв.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Условия развития внешкольного образования в России во второй половине XIX – начале XX вв. 5
1.1. Возникновение и развитие земских школ 5
1.2. Деятельность земских школ 11
Глава 2. Роль земского самоуправления в развитии народного образования 19
2.1. Земская деятельность по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательной школы и решению проблем всеобщего начального образования 19
2.2. Организация подготовки педагогических кадров для земской школы 22
Заключение 26
Список литературы 30
Введение:
Начало второй половины XIX века в России было характерно великое движение обновления, которое всколыхнуло общество. После реформы 1861 года об освобождении крестьян от крепостного права наметились другие реформы: судебная, земская и просветительская. К этому времени вопросы воспитания и образования стали понимать как «проблемы жизни». В педагогической науке выдвигаются различные варианты построения оптимальной модели воспитания и образования, призванной решать проблемы подрастающего поколения.
В России были проведены полномасштабные модернизационные реформы, которые затронули все сферы общественной жизни. Одним из звеньев крупномасштабных демократических преобразований была земская реформа 1864 года. Основной причиной создания земств была попытка государства адаптировать общество со стороны местных органов власти к новым экономическим отношениям под контролем правительства. Земская школа была одним из средств достижения цели.
В дореволюционную эпоху было опубликовано много работ, в которых освещался практический опыт земской школы.
Актуальность темы исследования. Важнейшим направлением современной социально-экономической политики в Российской Федерации является существенное усиление роли местного самоуправления в решении широкого круга актуальных проблем, в том числе проблем народного образования, признанных приоритетными. Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно расширил полномочия местных органов власти при выполнении исполнительных и административных функций.
Объектом исследования является земская деятельность в области народного образования в России в 1864-1914 гг.
Предметом исследования является эффективность деятельности земских учреждений в развитии народного образования в рассматриваемый период.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих конкретных задач:
— выявить социальные потребности в сфере народного образования;
— установить место и роль образовательной деятельности земств в общей системе земского хозяйства;
— рассмотреть деятельность земств по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательной школы и решению проблем всеобщего начального образования;
— раскрыть сущность земской деятельности по обеспечению школьных и внешкольных учреждений квалифицированным преподавательским составом.
Заключение:
Анализируя деятельность земских учреждений во второй половине XIX — начале XX веков, можно сделать вывод, что земства действительно внесли значительный вклад в становление и развитие народного образования. Однако, как показало исследование, понимание того, что начальное образование, особенно в сельской местности, является важной составляющей развития общества, не сразу пришло к земству.
На начальном этапе своей истории земские учреждения не уделяли должного внимания этому вопросу. Государственное образование формально не относится к обязательным расходам земств. Окружные земства совместно с сельскими обществами сосредоточились на открытии новых школ. Однако, несмотря на все их усилия и довольно быстрое увеличение количества школ, не каждый, кто хочет в сельской местности, может получить начальное образование. Многим пришлось отказаться от поступления в школу именно из-за тесноты или отсутствия средств.
Что касается губернского земства, то до 90-х годов XIX века оно практически не принимало участия в жизни земских начальных школ. Частично это было связано с тем, что в кругах земств существовало мнение, что сельская школа не является чисто земским делом, и максимум того, что можно сделать для школ, — это предоставить им адекватную материальную помощь. На данном этапе провинциальное земство сосредоточилось на еще одной важной проблеме — подготовке учителей.
Однако по-настоящему продуктивная деятельность губернского земства в сфере народного образования началась только в 90-х годах XIX века.
В первой главе нашей работы мы подробно рассмотрели факторы. Одним из основных факторов, повлиявших на развитие народного образования в России во второй половине XIX века, несомненно, был быстрый экономический рост, наблюдавшийся в России в этот период, который требовал не только большого количества квалифицированных специалистов из разных стран. направления, но и просто образованные люди. Также одним из факторов развития образования, особенно в сельской местности, было освобождение крестьян от крепостного права. После освобождения крестьяне были вынуждены приобретать хотя бы базовые знания и навыки, чтобы самостоятельно решать свои проблемы.
Основная заслуга в развитии сети государственных школ принадлежала уездным земствам, которые сначала совместно с сельскими обществами, а затем самостоятельно открыли начальные школы в сельской местности. В конце 19-го века земства начали выдавать беспроцентные займы и пособия для открытия новых государственных школ для сельских обществ. Эти события привели к быстрому росту государственных школ.
Одним из самых проблемных за всю историю существования земских школ стал вопрос о материально-образовательной базе земских государственных школ. Открывая новые школы в большом количестве, земства практически не обращали внимания на условия, при которых будут проходить занятия в этих же школах. Как показало исследование, санитарные условия (количество света, температура и т. Д.) Во многих земских школах не соответствовали установленным стандартам и в то же время практически не менялись со временем. Низкая санитария в большинстве школ стала причиной частых заболеваний как среди учащихся, так и среди преподавателей. Та же ситуация с учебно-методической базой земских государственных школ. Только в начале 20-го века было решено, что каждая школа должна быть оснащена собственной библиотекой, а также набором учебных и наглядных пособий.
Вопрос, связанный с работой и жизнью земских учителей, был действительно актуален, так как до введения земств учителя работали в основном как люди без специального педагогического образования, как правило, представители духовного отдела. Результатом работы в этом направлении стало открытие земской учительской школы, которая впоследствии получила название семинарии. Это было специальное учебное заведение, которое позволило в короткие сроки подготовить квалифицированный преподавательский состав для начальных школ.
Комиссия по народному образованию при губернском земстве принимала активное участие в жизни земских учителей. Именно она стала инициатором постепенного повышения заработной платы учителей за годы службы, а также выдачи пособий учителям на воспитание детей. Тем не менее, несмотря на вышеуказанные меры, материальное положение земских учителей в целом оставалось на низком уровне и не отвечало потребностям того времени, которое сами земства признавали. Для повышения квалификации земских учителей комиссия по народному образованию провела специальные педагогические курсы, на которые были приглашены известные учителя со всей страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Условия развития внешкольного образования в России во второй половине XIX – начале XX вв.
1.1. Возникновение и развитие земских школ
Земство — это форма местного самоуправления под предводительством дворянства, введенная в центральных губерниях России после отмены крепостного права. Права земств были очень ограничены; каждое решение может быть отменено министерством внутренних дел; в то же время земствам было поручено решить ряд важных для уезда и волости проблем, таких как, управление больницами и ремонт дорог, открытие и содержание учебных заведений.
Несмотря на ограниченность земских ресурсов, известны примеры того, как земства разрабатывали планы универсального образования, открывали школы, проводили курсы и собрания учителей, разрабатывали новые программы и учебники и создавали семинары для учителей. Первые земские школы должны были быть созданы в сложных условиях. Перед созданием земств случилось так, что ни одной школы не было не только в волости, но даже в уезде. Не было образовательных учреждений для подготовки учителей.
Земская деятельность дореволюционной России в сфере образования — интересный опыт подготовки детей и молодежи к изменению условий жизни. Педагогический опыт земской начальной школы в России представляет большую ценность, поскольку обладает значительным демократическим потенциалом, непосредственно заложенным в результате реформы местного самоуправления. Обращение к истории начального народного образования в России в целом и земстве в частности имеет не только научное, но и практическое значение, поскольку его можно использовать для совершенствования современных государственных и региональных систем образования.