Курсовая теория на тему Деятельность учреждений социальной защиты населения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретико-правовые основы деятельности
учреждений социальной защиты населения 6
1.1. Сущность и принципы социальной защиты
населения. 6
1.2. Правовые механизмы оказания социальной защиты. 8
1.3. Учреждения социальной защиты населения на
федеральном, региональном и местном уровнях власти. 9
2 Анализ деятельности учреждения социальной защиты
населения ГБУ ЦСО «Троицкий» 13
2.1. Общая характеристика учреждения социальной
защиты населения ГБУ ЦСО «Троицкий». 13
2.2. Оценка основных направлений деятельности
учреждения социальной защиты населения. 14
2.3. Исследование перспектив повышения
эффективности деятельности учреждения социальной защиты населения ГБУ ЦСО
«Троицкий». 24
Заключение. 29
Список использованных источников. 32
Приложение. 34
Введение:
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что социальное
обеспечение является одним из основных направлений развития любого современного
демократического правового государства. Нормы системы социального обеспечения
служат индикатором социальной политики государства, цель которой — быстро и
адекватно реагировать на все социальные риски.
Социальная поддержка населения в Российской Федерации существует в виде
специального института социальной защиты, а ее сущность представляет собой
совокупность закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих
соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью
социально приемлемого уровня жизни.
Целью социальной защиты является обеспечение поддержания социальной
стабильности в обществе, стимулирование воспроизводства населения и
восстановление социального статуса нетрудоспособных граждан и других уязвимых
групп населения путем возложения на государство обязанности по предоставлению
определенных мер социальной защиты для определенных слоев общества.
Эффективное развитие экономики страны и решение социальных проблем
является важной задачей не только для правительства России, но и для
региональных органов власти, роль которых в создании эффективного потенциала
социальной защиты постоянно возрастает. Это особенно важно при организации
работы по созданию достойных условий жизни населения; применении методов
социальной защиты семей с низким уровнем дохода; наращивании потенциала для
улучшения качества жизни населения; внедрении безопасных условий труда на предприятиях.
Актуальность организации социальной защиты населения обусловлена тем, что
социальная сфера является приоритетной для органов власти на любом уровне и на
текущее время достаточно широкие слои населения нуждаются в социальной защите.
Организация социальной защиты населения является приоритетным в
социальной политике любого государства и заключается в том, чтобы установить и
в дальнейшем поддерживать необходимый уровень материального и социального
положения граждан. Зачастую органы и учреждения социального обслуживания
оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку
надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.
Целью настоящей работы является
анализ деятельности учреждения социальной защиты населения ГБУ ЦСО «Троицкий».
Для достижения обозначенной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать
сущность и принципы социальной защиты населения.
2. Изучить
правовые механизмы оказания социальной защиты.
3. Рассмотреть
особенности функционирования учреждений социальной защиты населения на
федеральном, региональном и местном уровнях власти.
4. Провести
анализ деятельности учреждения социальной защиты населения ГБУ ЦСО «Троицкий».
5. Провести
оценку основных направлений деятельности учреждения социальной защиты
населения.
6. Исследовать
перспективы повышения эффективности деятельности учреждения социальной защиты
населения ГБУ ЦСО «Троицкий».
Объектом исследования
выступает учреждение социальной защиты населения ГБУ ЦСО «Троицкий».
Предметом исследования
являются отношения, направленные на развитие социальной защиты как фактора
повышения качества жизни населения, совершенствование системы социальной защиты
населения на муниципальном уровне.
Заключение:
Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие
выводы. Социальная защита населения характеризуется как система мер по
соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для
нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов,
снижающих качество их жизни.
Современное российское социальное законодательство достаточно уделяет
внимание проблемам всех категорий граждан, но некоторые вопросы остаются
нерешенными или не конкретизированными. Однако вопросы управления и в частности
эффективной организации социальных вопросов населения на муниципальном уровне
исследованы не всеобъемлюще.
Общественные организации пока слабо задействованы в процессе подготовки
законодательных и иных официальных документов, статистическая информация
собирается фрагментарно и зачастую неправильно обрабатывается. Существует также
ряд проблем, связанных с организацией социальной защиты на местном уровне,
которые необходимо решать.
Во второй главе курсовой
работы проведено исследование деятельности учреждения социальной защиты
населения ГБУ ЦСО «Троицкий». Учреждение осуществляет адресное нестационарное
социальное обслуживание граждан и семей с детьми, которые находятся в сложной жизненной
ситуации.
В
исследуемом учреждении социальные услуги населению оказывают следующие
отделения: отделения социального обслуживания на дому; отделения дневного
пребывания; отделение ранней профилактики семейного неблагополучия; отделение
по координации оказания платных услуг; отделение срочного социального
обслуживания; мобильная социальная служба; отделения комплексной реабилитации
инвалидов; клиентские службы в отдалённых поселениях.
ЦСО
«Троицкий» обслуживает девять поселений ТиНАО, это около 120 тыс. человек, и
оказывает 36 тыс. самых разных услуг в год. Учреждение работает с
пожилыми людьми, инвалидами и многодетными семьями. Помогает им одеждой,
обувью, продуктами, горячими обедами. Маломобильным гражданам, имеющим
индивидуальную карту реабилитации, предоставляют ходунки, костыли, коляски,
абсорбирующее бельё, направляют своих подопечных на лечение в реабилитационные
центры, оказывают полустационарное обслуживание и уход на дому.
В
ГБУ ЦСО «Троицкий» регулярно проводятся культурно-массовые мероприятия для
клиентов Центра. Коллектив Центра ведет обширную проектную деятельность,
активно сотрудничает с общественными организациями, администрациями города и
городских поселений на обслуживаемой территории. Центр ежегодно активно
участвует во всех городских благотворительных программах и акциях.
В работе автором отмечено, что пандемия, вызванная новой коронавирусной
инфекцией, является своего рода вызовом для государства. Помимо защиты
населения от инфекции, госструктурам требуется приложить максимум усилий, чтобы
снизить социально-экономические последствия COVID-19.
Безусловно, вирус повлиял на жизнь каждого человека, а многих поставил в
сложные условия существования. Российская Федерация, как и другие страны мира,
была вынуждена в экстренном порядке реагировать на новую угрозу и вводить
разнообразные меры поддержки граждан.
Деятельность государства по социальной защите населения имеет огромное
значение, а особенно в такие сложные периоды как, например, пандемия. В это
непростое время люди как никогда нуждаются в поддержке и помощи. Органы власти,
понимая серьезность происходящего, пытаются всеми доступными способами
минимизировать последствия новой коронавирусной инфекции и не допустить
возникновения разрушающего кризиса в социальной и экономической сферах.
Фрагмент текста работы:
Теоретико-правовые
основы деятельности учреждений социальной защиты населения 1.1. Сущность и принципы социальной защиты населения Статья 7 Конституции
Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека[1].
Иными словами, государство берет на себя определенную ответственность перед
гражданами за их благосостояние. Из этого следует, что каждый гражданин вправе
рассчитывать на социальную помощь и защиту.
По мнению Холостовой
Е.И., социальная защита населения представляет собой политику и
целенаправленные действия, а также средства государства и общества,
обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное,
разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками,
которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными
субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов,
экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их
оптимального развития, восстановления или приобретения[2].
Таким образом, под
социальной защитой населения следует понимать совокупность мер, призванных
обеспечить наиболее приемлемые условия жизнеобеспечения, удовлетворение
потребностей, минимизацию рисковых ситуаций и деятельное существование
различных категорий граждан и каждого человека в отдельности.
Основное назначение
социальной защиты населения состоит в том, чтобы создать комфортные условия для
жизни и развития человека и в первую очередь оказать помощь тем, кто в ней
наиболее нуждается. Таким образом, происходит определенное смягчение негативных
последствий социального неравенства и социально-экономических потрясений в
обществе[3].
Действующая в Российской
Федерации система социальной защиты населения основывается на определенных
принципах, реализация которых позволяет наиболее эффективно осуществлять
поддержку граждан. Среди таких принципов можно выделить следующие:
1. Социальная
справедливость и гуманность.
2. Адресность.
3. Принцип превентивных
мер.
4. Общественная
целесообразность.
5. Многосубъектность.
6. Комплексность.
8. Принцип патернализма.
Таким образом, рассмотрев
сущность социальной защиты населения, можно прийти к выводы, что развитие и
процветание страны невозможно без решения социально-экономических проблем
населения, учета индивидуальных особенностей людей и их способности к
удовлетворению первоочередных потребностей, обеспечения комфортных условий для
жизнедеятельности, здорового образа жизни и развития личности. Очевидно, только
в этом случае можно говорить о поступательном движении вперед, о социальном
прогрессе и развитии государства. Важнейшим механизмом на пути к этому развитию
выступает система социальной защиты населения, призванная обеспечить каждому
гражданину страны достойный уровень жизни, наиболее полную реализацию
конституционных прав и свобод. [1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020). [2] Холостова Е.И. Социальная политика: учебник для
академического бакалавриата / Е.И. Холостова [и др.]; под редакцией Е.И.
Холостовой, Г.И. Климантовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство
Юрайт, 2019. С. 19-21. [3] Кононова Л.И., Технология социальной работы: учебник
для бакалавров; ответственный редактор Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. – М.:
Издательство Юрайт, 2019. С. 32.
Содержание:
1. Государственные органы социальной защиты
населения
1.1 Понятие
социальной защиты населения Российской Федерации
1.2
Направления и меры социальной защиты
1.3 Система
социальной защиты и ее правовые основы..
2.
Организация работы органов социальной защиты населения
2.1
Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами
государственной власти
2.2
Актуальные проблемы социальной защиты в современном мире
Список
использованной литературы
Введение:
Социальная защита,
согласно определению Научно-исследовательского института социального развития
при Организации Объединенных Наций, связана с предотвращением, управлением и
преодолением ситуаций, которые негативно влияют на благосостояние людей.
Социальная защита состоит из политики и программ, направленных на сокращение
бедности и уязвимости путем содействия созданию эффективных рынков труда,
уменьшения подверженности людей рискам и повышения их способности управлять
экономическими и социальными рисками, такими как безработица, изоляция,
болезни, инвалидность и старость.
Актуализация социальной
защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с
понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку,
группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и
выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь
поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно
поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения
отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная
защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка
населения со стороны государства».
Целью работы является
изучение деятельности учреждений социальной защиты населения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические
аспекты государственных органов социальной защиты населения.
2. Рассмотреть особенности,
организации работы органов социальной защиты населения.
Объект работы – деятельность
учреждений социальной защиты населения.
Предмет работы —
особенности деятельности социальной защиты населения.
Методологическую основу
работы составляет метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и
обобщения, в работе также используется систематический подход.
Структура работы состоит
из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Социальное обеспечение —
это любая государственная система, которая оказывает денежную помощь людям с
недостаточным доходом или без такового. В развитых странах это обычно называют
социальным обеспечением или системой социальной защиты.
Каждый человек, как член
общества, имеет право на социальное обеспечение и имеет право на реализацию
посредством национальных усилий и международного сотрудничества и в
соответствии с организацией и ресурсами каждого государства экономических,
социальных и культурных прав, необходимых для его достоинство и свободное
развитие его личности.
Проще говоря, общество, в
котором живет человек, должно помогать ему развиваться и максимально
использовать те преимущества (культура, работа, социальное обеспечение ),
которые предлагаются ему в стране.
Социальное обеспечение
может также относиться к программам действий организации, направленной на
содействие благосостоянию населения посредством мер по оказанию помощи,
гарантирующих доступ к достаточным ресурсам для продовольствия и жилья, и для
улучшения здоровья и благополучия населения в целом и потенциально уязвимых
сегментов, таких как как дети, старики, больные и безработные. Услуги,
обеспечивающие социальное обеспечение, часто называют социальными услугами. Люди,
которые не могут достичь гарантированного социального минимума по другим
причинам, могут иметь право на социальную помощь.
Появилось множество
категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а
потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения
состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку
нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
Фрагмент текста работы:
1. Государственные органы социальной защиты
населения
1.1
Понятие социальной защиты населения Российской Федерации
Понятие социальной защиты населения Российской Федерации
Социальная защита
включает в себя инициативы, которые обеспечивают денежные переводы или переводы
в натуральной форме бедным, защищают уязвимых от рисков и повышают социальный
статус и права маргинализированных слоев населения — и все это с общей целью
сокращения бедности и экономической и социальной уязвимости. Социальная защита
включает три основных компонента: социальная помощь, социальное страхование и
защита рынка труда.
Программы социальной
помощи — это предоставляемые государством условные или безусловные денежные или
натуральные трансферты или программы общественных работ.
Программы социального
страхования — это дополнительные программы, которые обеспечивают покрытие на
случай непредвиденных обстоятельств, влияющих на благосостояние или доход
семьи. Программы на рынке труда предоставляют пособия по безработице, развивают
навыки и повышают производительность труда и возможности трудоустройства.
Программы социальной защиты быстро расширялись за последние два десятилетия
[2].
Во всем развивающемся мире около 2,1 миллиарда
человек, или треть населения, получают определенную форму социальной защиты.
Между регионами наблюдается широкий разброс, причем самый низкий уровень охвата
в регионах, где уровень бедности самый высокий.
Большинство стран, даже
самых бедных, могут позволить себе программы социальной защиты, которые могут
сыграть важную роль в борьбе с бедностью. Расходы на такие программы были
низкими по отношению к ВВП. Для более комплексных программ финансирование может
потребовать трудного выбора расходов. Поддержка доноров будет иметь важное
значение в краткосрочной и среднесрочной перспективе для поддержания программ в
некоторых странах. Тем не менее, мобилизация внутренних бюджетных ресурсов с
самого начала важна в принципе и для создания политически и финансово
устойчивой основы для программ социальной помощи. Пилотные программы и
тщательный мониторинг и оценка могут помочь начать политический диалог,
необходимый для формирования национального консенсуса относительно характера,
масштабов и финансирования социальной помощи в стране. Социальная защита может
помочь уменьшить бедность и отсутствие продовольственной безопасности.
Программы социальной защиты эффективны в борьбе с бедностью и голодом. В 2013
году социальная защита помогла вырвать до 150 миллионов человек из крайней
нищеты, то есть те, кто живет менее чем на 1,25 доллара в день [4]. Социальная
защита позволяет домохозяйствам увеличивать и диверсифицировать свое
потребление продуктов питания, часто за счет увеличения собственного производства.
Позитивное воздействие на благополучие детей и матерей усиливается, когда
программы учитывают гендерные аспекты или ориентированы на женщин. Это особенно
важно, поскольку недоедание матерей и детей способствует сохранению нищеты из
поколения в поколение.
Увеличение потребления
пищи и большее разнообразие рациона питания не приводит автоматически к
улучшению результатов питания. Пищевой статус зависит от ряда дополнительных
факторов, включая доступ к чистой воде, санитарии и здравоохранению, а также
подходящее детское питание и выбор диеты для взрослых. Таким образом, для
программ социальной помощи, направленных на улучшение результатов питания, они
должны сочетаться с дополнительными вмешательствами.
Многочисленные
сельскохозяйственные мероприятия, такие как домашнее садоводство и мелкое
животноводство, также могут способствовать улучшению питания.
Средства к существованию
большинства бедных сельских домохозяйств в развивающемся мире по-прежнему
основаны на сельском хозяйстве, особенно натуральном сельском хозяйстве. Многие
из этих фермеров живут в местах, где рынки — для сельскохозяйственных ресурсов
и продукции, рабочей силы и других товаров и услуг, таких как кредиты и
страхование, отсутствуют или не функционируют должным образом [1]. Неопределенность
погоды, особенно в связи с ускорением изменения климата и отсутствием доступной
страховки, лежит в основе уязвимости домохозяйств, зависящих от средств к
существованию в сельском хозяйстве.
Временной горизонт
уязвимых сельскохозяйственных домохозяйств сокращается, поскольку они
сосредоточены на выживании. В результате они особенно склонны принимать
сельскохозяйственные и другие приносящие доход стратегии с низким риском,
низкой доходностью и могут стремиться получить ликвидность или диверсифицировать
источники дохода на случайных рынках труда. По тем же причинам домохозяйства
могут недоинвестировать в образование и здоровье своих детей, а также принять
стратегии по преодолению негативных рисков, такие как продажа активов в
бедственном положении, сокращение количества и качества потребления продуктов
питания, попрошайничество или отвод детей из школы, и эксплуатация природных
ресурсов неустойчивым образом.
Социальная защита может
положительно влиять на инвестиционные решения бедных домохозяйств. Это помогает
домохозяйствам управлять рисками. Социальная защита, предоставляемая через
регулярные и предсказуемые промежутки времени, может повысить предсказуемость и
безопасность для сельскохозяйственных домохозяйств, частично заменяя
страхование и обеспечивая важнейший источник ликвидности.
Появляется все больше
фактов, свидетельствующих о том, что программы социальной помощи не только не
позволяют домашним хозяйствам впадать в более глубокую нищету и голод при
воздействии шока, но, помогая бедным преодолевать ограничения ликвидности и
кредитования и более эффективно управлять рисками, также позволяют им
инвестировать в производственная деятельность и наращивание активов [3].
Факты свидетельствуют о
том, что социальная защита способствует увеличению инвестиций в образование и
здоровье детей и сокращает детский труд, что положительно сказывается на
будущей производительности и возможности трудоустройства. При правильном
применении социальная защита может также способствовать увеличению инвестиций в
сельскохозяйственную производственную деятельность, включая ресурсы,
инструменты и скот, а также в несельскохозяйственные предприятия.
Даже относительно
небольшие трансферты помогают бедным преодолеть ограничения ликвидности и
кредитования и обеспечивают страхование от некоторых рисков, которые мешают им
заниматься деятельностью с более высокой доходностью. Очевидны фактические
данные о том, что трансферты также способствуют расширению участия, облегчая
участие бедных домохозяйств в социальных сетях и вклад в них, что помогает
домохозяйствам справляться с риском и играть вспомогательную роль в социальной
структуре сообществ [5].
Социальная защита не
уменьшает трудозатраты. Но это дает бенефициарам больший выбор, и многие смены,
ранее отведенные для случайной занятости в сельском хозяйстве, являются
последним средством работы на собственной ферме или вне фермы. Взятые вместе с
увеличением сельскохозяйственной и несельскохозяйственной производственной
деятельности, социальная защита усиливает средства к существованию, а не
способствует зависимости.
Социальная защита
оказывает положительное влияние на местные сообщества и экономику. Программы
общественных работ могут обеспечить важную инфраструктуру и общественные активы
и, при правильном проектировании и реализации, вносить непосредственный вклад в
местную экономику.
Денежные переводы
увеличивают покупательную способность бедных, которые требуют товаров и услуг,
которые в основном производятся в местной экономике. Кроме того, такой
дополнительный доход способствует благотворному кругу местного экономического
роста. Дополнительные программы могут быть необходимы для уменьшения
ограничений на стороне предложения, предотвращая, таким образом, значительное
повышение цен и увеличивая воздействие программы на реальный доход и
производство.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования деятельности учреждений социальной защиты населения 6
1.1. Система учреждений социальной защиты населения на современном этапе 6
1.2. Цели, задачи учреждений социальной защиты 11
Глава 2. Доступность как базовый принцип развития системы социальных учреждений в РФ 18
2.1 Доступность как реальная возможность реализации социальных прав и гарантий. Критерии и уровни доступности 18
2.2. Проблемы оценивания и доступности социальных услуг 22
Выводы по 2 главе 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Деятельность органов социальной защиты населения (ОСЗН) На сегодняшний день выделяется широкий спектр различных органов и учреждений, чья деятельность направлена на непосредственную работу с особыми категориями населения и их последующей социальной защитой.
Целью деятельности органов социальной защиты населения (ОСЗН) является проведение государственной политики, которая направлена на установление наиболее устойчивых и упорядоченных связей и взаимоотношений между разнообразными уровнями организационной системы социальной защиты.
Данная деятельность призвана формировать социальные отношения в общественной системе, а также обеспечивать каждого человека теми жизненными благами и ресурсами, в которых он нуждается в самую первую очередь. Поскольку цель деятельности органов социальной защиты населения достаточно обширна, то и объектами управления в этой системе являются сразу несколько элементов: во-первых, это организации и учреждения, во-вторых, это особые учебные и трудовые коллективы, в-третьих, это отношения между людьми как единицами социума.
Субъекты управления учреждений социальной защиты населения – это как раз непосредственно те органы, чья деятельность напрямую связана с проблемами социального обеспечения и социальной помощи населению. К ним относятся министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной работы и социальной защиты, трудовые коллективы.
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества.
Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Данная тема в настоящее время очень актуальна, так как необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению проблем многих специалистов.
Анализ использованных источников свидетельствует о том, что решение проблем, связанных с организацией и совершенствованием системы социальной защиты населения России стоят на одном из первых мест по значению для развития страны.
Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают следующие законы Российской Федерации: «Об основах социального обслуживания в РФ», «О государственной социальной помощи в РФ», постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания» и др.
Актуальность работы обусловлена следующими обстоятельствами:
— во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки всех слоев населения;
— во-вторых, социальный работник – это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;
— в-третьих, необходимость выявления незащищенных слоев, опознавание их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению.
Объектом исследования является деятельность учреждений социальной защиты населения.
Предметом являются учреждения социальной защиты.
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
-определить систему учреждений социальной защиты населения на современном этапе.
-исследование доступности как базовый принцип развития системы социальных учреждений в РФ.
-анализ проблемы оценивания и доступности социальных услуг.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Из всего выше сказанного следует, что сущность социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, не зависимо от его места жительства, национальности, пола, возраста.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Социальная защита населения РФ реализуется по-разному. Государство предоставляет одноразовые выплаты, регулярно начисляемые пособия, субсидии. Выдаются бесплатно школьные завтраки или обеды, гуманитарная помощь – поставка одежды, игрушек, продовольствия. Помощь, положенная очутившимся в затруднительном финансовом положении людям, осуществляется посредством применения средств из общих налоговых поступлений. Поддержка предусмотрена также для тех членов общества, реальная ежемесячная прибыль которых не соответствует параметрам действующей прожиточной нормы [8, с. 54].
Помощь также может выражаться в прямом обслуживании лиц, лишившихся способности самостоятельно за собой ухаживать, подразумевает оказание врачебного (медсестринского), бытового, юридического сервиса на дому.
Предоставление услуг и привилегий гражданам на основе принципа распределения по потребностям называется социальной гарантией.
Социальное обеспечение – это право любого гражданина, которое гарантируется государством и его органами. Что касается финансового содержания, то в этой модели оно держится на стабильно высоком уровне производительности труда, а также на сильных работодателях и объединениях, профсоюзах.
Все это консолидируется государством. Консервативная модель – в рамках этой модели особое внимание уделяется занятости населения, а не социальному перераспределению уже имеющихся благ и ресурсом. Труд определяет социальное обеспечение человека в будущем.
Для хорошо организованных рабочих результат может быть высок, а остальные вынуждены полагаться только на благотворительные организации и общественную помощь. Редко она позволяет полностью восполнить недостающие ресурсы и удовлетворить все потребности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования деятельности учреждений социальной защиты населения
1.1. Система учреждений социальной защиты населения на современном этапе
Cоциальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан [3,с.54].
В РФ за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации. Главой данного министерства на сегодняшний день является Татьяна Голикова.
Центральным субъектом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите — одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
1. социальную поддержку (помощь);
2. социальное обеспечение;
3. социальное страхование;
4. благотворительность[12,с.87].
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности, поощрительность и заявительность.
Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2011 г. N 465 установлен общефедеральный прожиточный минимум на душу населения, который составил 6473 рублей в месяц, в т.ч.:
• для трудоспособного населения – 6 986 руб.,
• пенсионеров — 5 122 руб.,
• детей — 6 265 руб.
По городу Москва прожиточный минимум на душу населения составляет 9490 рублей в месяц, в т.ч.:
• для трудоспособного населения – 10 737 руб.,
• пенсионеров – 6 491 руб.,
• детей – 8 180 руб.
Социальное обеспечение назначается определенной категории населения, значимой для государства или за особые заслуги перед государством. К таким категориям относятся:
• военнослужащие, государственные служащие, работники МВД и т.д.,
• так называемые льготники — ветераны воин, ветераны труда и военной службы, участники ликвидации последствий катастроф, аварий и т.д.
Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет государственного и региональных бюджетов.
Также можно сказать, что социальное страхование – это форма социальной защиты, которая обеспечивает, как правило, удовлетворение потребностей работника вследствие утраты трудового дохода (заработка) в связи со старостью, болезнью, необходимостью ухода за членом семьи, утратой места работы и др.
Социальное страхование имеет две формы: обязательную и добровольную. Дам краткое описание этих форм.
a) Обязательное социальное страхование
В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать жизнь и здоровье работника или иных категорий населения — страхование носит статус обязательного социального страхования. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяется законами о конкретных видах обязательного страхования.
b) Добровольное страхование
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, которые принимаются страховщиком в соответствие с национальным законодательством. Недостаточный уровень государственных гарантий в системе обязательного социального страхования и невысокий уровень доходов страхователей благоприятствует тому, что фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива, а как дополнение к обязательному страхованию. Взаимное дополнение этих фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.
Говоря о социальном страховании, нужно понимать, в какой именно ситуации наступает страховой случай. Страховыми случаями в соответствии со статьей 7 ФЗ №165-ФЗ признаются:
• достижение пенсионного возраста;
• наступление инвалидности;
• потеря кормильца;
• заболевание;
• травма;
• несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание;
• беременность и роды;
• рождение ребенка (детей);
• уход за ребенком в возрасте до полутора лет и др.
Социальное страхование финансируется за счет страховых взносов работодателя и работника.
Государство продолжает проявлять заботу о пенсионерах. Глава Пенсионного фонда РФ заявляет, что в 2012 году средняя пенсия по старости в России составит около 10 тыс. руб., а в 2014 году — 12 тыс. руб.
Защита прав инвалида или нетрудоспособного человека в России пока не достигает того уровня, которого хотелось бы. Следует улучшить законодательную и нормативно-правовую базу, которая позволит вовлечь инвалидов в нормальный процесс жизни общества, дать им качественное образование, предоставить рабочие места и обеспечить участие в общественной жизни.
Государство уделяет значительное внимание защите семей с детьми.
Поскольку учреждения и органы обладают достаточно широким спектром объектов своего влияния и непосредственно своей работы, но стоит выделить также ряд функций учреждений социальной работы. Основная функция, которая характерна абсолютно каждому учреждению социальной работы – совершенствование деятельности учреждения и его структурных подразделений.
Данная деятельность контролируется и регулируется определенными, заранее обозначенными правилами и нормами, а также социальными институтами. Данная деятельность позволяет достигнуть поставленных целей и реализовать функции учреждения через его ключевые задачи.
Стоит отметить, что градация функций учреждений социальной защиты происходит в соответствии с несколькими основными уровнями социальной работы: федеральный уровень (уровень республики), региональный уровень, на уровне трудовых коллективов, негосударственные организации (благотворительные добровольческие объединения).
Важнейшую роль в системе социальной защиты и работы играют также профсоюзы, администрация и разнообразные формы самоуправления, которые учреждаются в трудовых коллективах на неформальном уровне.
На федеральном уровне стоит отметить следующие функции учреждений социальной работы: организация обслуживания пенсионеров; обеспечение выплатами, пособиями и льготами; социальное обслуживание наиболее нуждающихся категорий населения (детей-сирот, младенцев, брошенных родителями, пенсионеров и инвалидов); медицинская и социальная экспертиза для определения уровня необходимой социальной помощи; подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ для дальнейшего развития учреждений социальной работы.
На региональном уровне органы и учреждения социальной защиты населения регламентируются вышестоящими органами, соответственно им присущи все функции, которые мы описали чуть выше.
Но к ним стоит добавить такие функции, как обеспечение и решение производственных и экономических задач, а также плановую и финансовую деятельность, создание фондов социальной помощи, решение экономических проблем наиболее нуждающихся, особых категорий населения.
Говоря об органах социальной защиты населения, очень важно учитывать особенности системы управления социальной защитой на различных уровнях. К государственным органам социальной защиты населения относятся, в основном, районные (городские) органы социальной защиты.
Исследователи и авторы определяют их в качестве муниципальных органов управления, которые занимают важнейшее место в структуре администрации города. Данные органы социальной защиты напрямую подчиняются как администрации района или города, так и органам социальной защиты населения области и края, к которому относится данное учреждение и его деятельность.
Управление социальной защиты и подведомственные ему образования обеспечивают эффективную и результативную реализацию наиболее приоритетных направлений государственной политики в области социального обеспечения и обслуживания населения.
К ним относится пенсионное обеспечение, обеспечение гарантий труда и трудовых отношений, социальные гарантии и разнообразные формы социальной поддержки граждан пожилого возраста, лиц с заболеваниями и ограниченными возможностями, а также особых категорий семей (многодетные, семьи с отцом-одиночкой или матерью-одиночкой).
Управление социальной защиты населения может создаваться и реорганизовываться по решению органов местного самоуправления. Эти же органы могут принять решение о ликвидации управления социальной защиты на любом этапе его развития. При этом само управление в своей деятельности руководствуется следующими документами: указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями правительства, причем на различных уровнях: на уровне края, области. Также особую роль играют распоряжения и указы со стороны главы администрации района или области, к которому прилегает управление социальной защиты.
Таким образом, система учреждений социальной защиты – это достаточно обширная сеть, которая охватывает большое количество органов, которые находятся на территории одного города, целой области, республики или края.
Все они подчиняются единому управлению, чьи полномочия превышают полномочия других учреждений социальной защиты, поскольку они определяются общим государственным уровнем.