История и теория социально-культурной деятельности Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Деятельность С. В. Паниной в сфере внешкольного образования в дореволюционной России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
изучения внешкольного образования в России в конце XIX – начале XX вв. 8

1.1. Система внешкольного образования
в дореволюционной России. 8

1.2. Внешкольное образование в России
в конце XIX-начале XX вв. в историко-культурных исследованиях. 10

Глава 2. Роль С.В. Паниной в развитии
внешкольного образования в дореволюционной России. 17

2.1. Графиня Софья Владимировна
Панина – известный общественный деятель XIX-XX вв. 17

2.2. Вклад С. В. Паниной в развитие
внешкольного образования в дореволюционной России. 21

Заключение. 25

Список источников и литературы. 27

  

Введение:

 

В XIX в. образование
в Европе и России, становится социально-формообразующим элементом. Начало
функционирования внешкольного образования во второй половине XIX в. являлось
образованием, прежде всего взрослых, а только затем детей, которое определялось
социально-экономическими, политическими и культурными условиями.

Внешкольные
учреждения во многом выполняли восполняющую функцию знаний, которая включала в
себя занятия в учреждениях, несмотря на отсутствие у детей и взрослых школьного
образования

В конце XIX – начале
XX века возникали Народные дома. Уже с конца 19 – начала 20 в. они объединили в себе все формы образовательной и досуговой
деятельности. Народные дома содержали в своей структуре библиотеки,
театрально-лекционные и хоровые залы, воскресные школы, вечерние классы для
взрослых. Активное строительство таких домов в России приходится на начало 20
в., особенно на 1914 – 1916 г., а так же появлением термина «внешкольная
работа».

Внешкольное
образование в конце ХIX – начале ХХ в.,
преодолевая трудности, развивалось на общественных гуманистических началах как
выраженное демократическое явление, связанное с осуществлением на практике
идеалов свободного образования и просвещения народа, где огромную роль сыграли
такие общественные движения, как частная инициатива и местное самоуправление.
Но уже в этот период, учреждениями внешкольного образования был накоплен
богатый организационно-педагогический опыт.

С.В. Панина – последняя
владелица имения Марфино, представительница знатного графского рода Паниных,
высокопоставленных сановников императорской России.

В последнее
десятилетие политологи, историки и литераторы нарекли эту женщины «красной
графиней» за ее тернистый политический путь: от богатой наследницы до
политического деятеля с демократическими идеалами.

Актуальность проблемы. В
начале декабря 1917 г. в Петрограде состоялся первый политический процесс новой
коммунистической власти над «врагом народа», графиней Софьей Владимировной
Паниной, товарищем министра народного просвещения Временного правительства,
обвинявшейся в изъятии и сокрытии денежных средств министерства. Ее действия в
докладе следственной комиссии расценивались как «преступный саботаж против
Советской власти, расстраивающий государственный аппарат вообще и Народного
комиссариата по Просвещению в частности»[1].

«Дело
Паниной» было предано широкой общественной огласке, поскольку советская власть
была полностью уверена в его положительном для себя исходе. Однако
непосредственно во время разбирательства в защиту обвиняемой выступил человек
из публики, некий петроградский рабочий Н.И. Иванов. Отрывок из его речи
приводит в своей статье родственник Паниной Георгий Васильчиков: «Не чуждаясь
народного пота и дыма, она учила отцов, воспитывала их ребят. Она зажигала в
рабочих массах святой огонь знания, который усердно гасило самодержавие. …
Такая женщина не может быть врагом народа. … Смотрите, чтобы не сказали про
вас, что революционный трибунал оказался собранием разнузданной черни, в
котором расправились с человеком, оказавшимся лучшим другом народа»[2].
Позже Панина вспоминала, что выступление Иванова «произвело в зале эффект
разорвавшейся бомбы и вызвало необыкновенное волнение среди судей»[3].
В итоге Революционный Трибунал вынес ей приговор и снял вину одновременно. Сама
же Софья Владимировна впоследствии всегда расценивала данный процесс как свой
«абсолютный триумф».

Объект
исследования: внешкольное образование в дореволюционной
России.

Предмет
исследования: деятельность С.В. Паниной в сфере внешкольного
образования в дореволюционной России.

Цель
исследования. Данное исследование посвящено анализу
общественной деятельности графини Софьи Владимировны Паниной и ее вкладу в
развитие внешкольного образования Российской Империи.

Задачи
исследования:

— рассмотреть систему внешкольного
образования в дореволюционной России;

— изучить внешкольное образование в России
в конце XIX-начале
XX вв. в историко-культурных исследованиях;

— показать графиню Софью Владимировну Панину как
общественного деятеля XIX-XX вв.;

— проанализировать вклад С.В. Паниной в развитие внешкольного
образования в дореволюционной России

Степень разработанности проблемы. Современная
теория социально-культурной деятельности – это развивающаяся теория, составная
часть общепедагогической системы научных знаний. Отправной точкой для ее
становления выступает теория внешкольного образования, разработанная в трудах
отечественных педагогов в дореволюционной России. Их педагогическое наследие не
только является ключом к научному осмыслению опыта социально-культурного
воспитания того времени, но и играет важную роль в последующей разработке
методологии современной теории социально-культурной деятельности и ее
принципов.

В
начале XX века внешкольная педагогика получила серьезное развитие. Она была
представлена трудами таких российских педагогов, как В.П. Вахтеров[4],
В.И. Чарнолуский[5],
С.О. Серополко[6],
Е.Н. Медынский[7],
С.Т. Шацкий[8].
Их теоретические работы оказали большое влияние на развитие внешкольной
педагогической практики. По большей части они содержали описание опыта
внешкольной работы. Системное представление о теории социально-культурного
воспитания в России в них отсутствовало.

Анализ педагогической литературы позволил
установить, что «внешкольное образование» как явление впервые появляется в
педагогической литературе в конце XIX в.[9]. Можно констатировать, что
данный феномен был описан и в научно-педагогической литературе[10]. Внешкольное образование
было тогда представлено как система просветительских учреждений, организаций и
мероприятий «просветительского характера для народных масс»[11].

Что касается личности и деятельности С.В.
Паниной, то следует отметить, что в современное время Паниной интересуются как
отечественные историки[12], политологи, так и
зарубежные исследователи. На протяжении многих лет биографию Софьи Владимировны
активно воспроизводит профессор университета Вилланова (США) Адель Линденмайер
на своих лекциях. А. Линденмайер пишет: «С одной стороны Софья претворяла в
жизнь идеи о том, как приносить пользу народу, нести просвещение в народ. Она
верила, что Россия может выйти из невежества, из бедности, из очень низких
условий жизни, только если мы будем просвещать народ. А с другой стороны, ее
самое яркое место в русской истории – это то, как человек держал линию между
крайностями: она не стала правым аристократом и ненавидела крайности любого
направления – ни монархизм, ни социализм. Она, для русской истории и для нас
сегодня является примером, как вести себя, находясь в золотой средине»[13].

Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX в. – 1927 г. определены периодом
начала построения внешкольного образования в дореволюционной
России.

Новизна данной курсовой работы. Научная новизна данного исследования
заключается в обобщении дореволюционного наследия внешкольного образования
России на примере жизни и деятельности С.В. Паниной.

Характеристика источниковой базы.

Источниковая
база исследования представлена несколькими группами источников:


работами педагогов дореволюционной России: В.П. Вахтеров, В.И.
Чарнолуский, С.О. Серополко, Е.Н. Медынский, С.Т. Шацкий;

— мемуарами графини С.В. Паниной[14].

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка источников и литературы. [1] Линденмайер
А. Первый советский политический процесс: графиня Софья Панина перед
Петроградским Революционным Трибуналом // Всемирное слово. – 2003. – №2 – С.
82-90. [2] Васильчиков
Г.И. Графиня С.В. Панина – последняя владелица Марфина // Наше наследие. –
1994. – №29-30.-С. 76-84. С. 81 [3] Линденмайер
А. Первый советский политический процесс: графиня Софья Панина перед
Петроградским Революционным Трибуналом // Всемирное слово. – 2003. – №2 – С.
82-90. С. 87 [4] Вахтеров В. П. Избранные педагогические
сочинения / Отв. ред. М. Н. Скаткин; М.: Педагогика, 1987. – 400 с. [5] Чарнолуский В.И. Учительская организация в России. –
Москва: Т-во И.Д. Сытина, 1908. -, 144 с. [6] Основные вопросы внешкольного
образования / С.О. Серополко. – М.: журнал «Народный учитель», 1913. – 63 с. [7] Медынский Е.Н. История педагогики. В 2 т.  / Проф. Е.Н. Медынский. – 3-е изд. – Москва:
Работник просвещения, 1930. – 242 с. + 340 с. [8] Шацкий С. Т. Педагогические
сочинения: В 4 т. / Под ред. И.А.
Каирова [и др. ]; Вступ. статья Л.Н. Скаткина; Акад. пед. наук РСФСР. – Москва:
Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962-1964. [9] Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / под ред. О.Е. Лебедевой. М.: Владос, 2003. 256 с.; Абрамов
Я.В. Хроника народного образования // Русская школа. – 1903. – № 2. – С. 15-16. [10] Дейч Б.А. Проблемы внешкольного образования
в российской научно-педагогической литературе конца Х1Х – начала ХХ в. //
Народный учитель. – 1907. – № 10. – С. 4; Евладова Е.Б., Логинова Л.Г.,
Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов
учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС,2002. – 352 с.; Лобанов В.В.,
Ревякина В.И. Педагогика доктора Пирусского: новаторские опыты
оздоровительно-образовательной работы в Сибири конца XIX – начала XX в. /
Томский гос. пед. ун-т. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. – 202 с.; Методика обучения
иностранным языкам в средней школе: учеб. / Н.И. Гез и др. – М.: Высшая школа,
1982. – 373 с. [11] Лобанов В.В., Ревякина В.И. Педагогика доктора Пирусского:
новаторские опыты оздоровительно-образовательной работы в Сибири конца XIX –
начала XX в. / Томский гос. пед. ун-т. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. – 202 с.;
Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. / Н.И. Гез и др. –
М.: Высшая школа, 1982. – 373 с. [12] Жукова О.А. На пути к Русской Европе: Интеллектуалы в
борьбе за свободу и культуру в России. М.: Фонд «Либеральная Миссия». 2013. С.
54-106; Жукова О.А. Ценности и социальная практика христианского либерализма в
России: опыт графини С.В. Паниной. М.: Фонд «Либеральная Миссия» [Электронный
ресурс]. URL: http: //rusliberal.ru/books/ZHukova_0_A_S_V_Panina_Staty
а_. Pdf; Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте
равноправия. М.: РИК Русанов, 1998. 408 с. [13] Линденмайер А. Панинское
наследство: Детство графини Софьи Владимировны Паниной. // Третьи чтения памяти
Вениамина Иофе. Право на имя. Биография вне шаблона. 22-24 апреля 2005. – СПб.:
Научно-информационный центр «Мемориал». 2006. – С. 128-132. [14] Панина С.В.
На петербургской окраине. Ч. 1 // Новый журнал. – 1957. – С. 163-195.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Этап возникновения
феномена «внешкольной работы» в российском образовании (до 1917 г.) – это этап создания
самостоятельных учреждений внешкольного образования, особенности которого
связаны с направленностью на создание сети внешкольных учреждений «частной и
общественной инициативы», общее развитие детей непривилегированных классов.

Процесс организации
внешкольного образования детей, рассматривался учеными еще в XIX веке.
Социально – экономические условия складывающиеся в стране, заставляли детей
включаться в производственный процесс рано, не имея возможностей для
полноценного развития.

В XIX в. образование
в Европе и России, становится социально-формообразующим элементом. Начало
функционирования внешкольного образования во второй половине XIX в. являлось
образованием, прежде всего взрослых, а только затем детей, которое определялось
социально-экономическими, политическими и культурными условиями.

Проанализировав
жизненный путь Софьи Паниной, можно сделать вывод, что, несмотря на
стремительную политическую карьеру в 1917 г, которую удалось построить
благодаря ее заслугам и отличной репутации, политика не являлась главным делом
ее жизни, скорее, графиня Панина была вовлечена в нее ходом исторического
процесса.

Истинное
призвание Софьи Владимировны состояло в культурно-просветительской работе,
которая далеко выходила за рамки обычной «благотворительности», ведь основная
идея заключалась не в материальной помощи, которая, безусловно, присутствовала,
а в удовлетворении духовных потребностей рабочих, в «борьбе за дух
человеческий».

Панина было широко известна и уважаема среди самых широких
слоев населения столицы от титулованной знати до простых рабочих. Активная
общественно-политическая деятельность графини ставит ее в один ряд с другими
выдающимися женщинами той эпохи, хотя и идеологическими противницами, Н.К.
Крупской и А.С. Коллонтай, которые, после победы революции во многом продолжили
дело Паниной, внеся существенный вклад в становление системы образования и социального
обеспечения в СССР.

В проведенном анализе раскрыты лидерские качества Софьи
Владимировны Паниной: целеустремленность, активная жизненная позиция, борьба за
справедливость, наличие собственных идеалов. В особенности филантропия была ее
яркой отличительной чертой как общественно-политического деятеля XX в.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения внешкольного
образования в России в конце XIX – начале XX вв. 1.1. Система внешкольного образования в дореволюционной
России Следует отметить, что дополнительное образование (как вид образовательной
деятельности) возникло в III- II тыс. до н.э. в Китае, Древней Греции, Древнем
Риме, Индии и др. Уникальный опыт функционирования государственной системы
дополнительного образования накоплен в России. Вопросы дополнительного
образования подвергаются анализу в трудах разных исследователей (В.А.
Березиной, В.П. Голованова, А.В. Золотаревой, Л.Ю. Кругловой, Е.В. Смольникова,
М.О. Чекова и др.)[1].

Выделяют несколько этапов в формировании дополнительного образования
детей.

Первым этапом считаются 1905-1917 гг. Следует отметить, что в России
историческим началом внешкольного воспитания считается XVII в. и связано это с
возникновением «школьных товариществ». Одним из первых форм дополнительного
образования рассматривается детский домашний театр, возникнувший в дворянских
семьях России в конце XVIII в. Организационное формирование внешкольных форм
работы относится к началу ХХ в.

В конце XIX в. во многих губернских и даже уездных
городах создавались первые внешкольные учреждения и организовывались досуговые
мероприятия[2]. Так, в
апреле 1898 г. в харьковском парке, по инициативе первого декана лесного
отделения Петровской земледельческой и лесной академии В.Т. Собичевского, был
реализован первый в России школьный праздник по посадке деревьев, участие в
котором приняли 28 [1] Голованов В.П.
Становление и развитие отечественной системы дополнительного образования детей:
исторические уроки и задачи / В. П. Голованов // Внешкольник. – 2008. – № 5. -C. 14-18. [2] Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / под ред. О.Е. Лебедевой. – М.: Владос, 2003. – 256
с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы