Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Девиантное поведение подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ.. 5

1.1 Определение и признаки
девиантного поведения. 5

1.2 Типология девиантного
поведения. 7

Выводы по главе 1. 14

ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. 16

2.1 Причины девиантного
поведения среди молодёжи. 16

2.2 Методы борьбы с
девиантным поведением среди молодежи. 20

Выводы по главе 2. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

ЛИТЕРАТУРА.. 28

  

Введение:

 

Человеческое поведение в более широком смысле — это
его образ жизни и действия, то, как он ведет себя по отношению к другим людям,
идеям, внешнему и внутреннему миру, к себе. Это поведение, основанное на
социальных нормах.

Нормальное поведение-это любое поведение, которое не
разрушает общественные отношения, которые составляют данную область
деятельности. В переводе с латыни "норма" — это правило, образец,
регулирование. Норма выполняет функцию контроля со стороны общества,
информирует, позволяет оценивать поведение. Как бы люди ни относились к ним,
нормы существуют и действуют постоянно.

Нормальное поведение ученика включает в себя его
адекватное, удовлетворяющее потребности и возможности отношение к
образовательному процессу и обществу. Если педагоги, родители и другие взрослые
способны своевременно и адекватно реагировать на определенные части ребенка, то
его поведение почти всегда будет нормальным.

Девиантное поведение-это поведение, которое
противоречит обычным нормам, то есть антиобщественному поведению. Девиантное
поведение студентов сейчас довольно распространено и практически наблюдается в
каждой школе. Среди молодого поколения росла демонстрация и неповиновение и
поведение по отношению к взрослым, часто и в экстремальных формах стали
проявляться насилие и агрессивность.

Подростковый возраст-это время формирования
характера. В этот период воздействие окружающей среды, ближайшей среды,
оказывается с огромной силой. Поведение подростка является внешним проявлением
сложного процесса становления его характером.

Серьезные поведенческие расстройства часто связаны с
аномалиями в этом процессе. Часто эмоциональное развитие детей нарушается, и их
поведение затруднено. В этом смысле часто возникают осложнения психологического
развития. Большинство из этих осложнений-это просто отклонение нормы, а не
симптом психологического заболевания.

В специальной литературе о переходном возрасте
подростков часто появляется термин "тяжелый". Проблема
"трудных" подростков является одной из центральных психотехнических
проблем. В конце концов, если бы не было трудностей в воспитании молодого
поколения, то потребность общества в образовательной психологии и частных
методах просто исчезла бы.

Актуальность тематики данного исследования
заключается в том, что молодежь является главным экономически активным и
трудоспособным ресурсом любого государства. Следовательно, в том случае, если
среди этой категории населения широко распространено девиантное поведение, то
это может сказаться очень негативно на социально – экономическом положении
государства.

 Стоит отметить
и тот факт, что в последнее время участились случаи проявления девиантного
поведения молодежи, например случай в Москве с известным блогером. Таким
образом, эта проблема стоит перед обществом, следовательно, её необходимо
решать.

Как нарушение процесса социализации девиантное
поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н.
Алмазов, С.А. Беличева, В.П Розин, И .С. Кон, Л.А. Ландова, Ю.А. Клейберга,
А.В. Мерсикова.

Проблеме проявления девиантных форм поведения,
вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных
отношении, посвящены работы В.Г. Павлова, И.А. Горьковой, В.Н. Иванова, И.А.
Двойменного, А.Н. Елизарова, Л.С. Рубан, Е.М. Пенькова, А.В. Меренкова, А.А.
Самохиной, В.А. Пятунина.

Влияние школьной среды в процессе социализации
молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся,
представлены в работах Б.Н. Алмазова, B.C. Афанасьева,  В.В. Лозового, Е.М. Змановской, Е. Розина.

Несмотря на то, что эти работы имеют большое научное
значение, проблемы отклоняющегося поведения среди молодежи настолько обширна,
что еще не изучена во всей мере, а, следовательно, остается актуальной.

Объектом исследования является девиантное поведение.

Предметом исследования является девиантное поведение
среди молодёжи.

Цель работы – изучение феномена отклоняющегося
поведения у молодежи.

Для достижения цели, нам необходимо выполнить ряд
задач.

1) Выявить понятие и определить признаки девиантного
поведения.

2) Рассмотреть типы девиантного поведения, которые
существуют в обществе и дать им характеристику.

3)рассмотреть теории возникновения девиантного
поведения

3) Изучить причины отклоняющегося поведения среди
подростков.

4) Рассмотреть методы борьбы с проявлениями
девиантного поведения у подростков.

При написании работы нами были применены следующие
методы исследования: аналитический, сравнительно-исторический, кросскультурный,
герменевтический, аксеологический, семантико-семиотический.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ознакомившись с литературой по проблематике
исследования, мы смогли решить все поставленные перед нами четыре задачи. Ниже
мы приведем итоги данного исследования по каждой из них в отдельности.

1. Общество состоит из людей, где каждый индивид
имеет свой характер, свой темперамент, свои взгляды и модели поведения. Для
того чтобы функционировать без сбоев, общество применяет внутренние механизма
контроля, которые призваны сдерживать людей с отклоняющимся поведением.

Исходным для понимания девиантного поведения служит
понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого
(дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей,
обеспечивающие сохранение социальной системы.

Основной формой контроля являются санкции, при помощи
которых общество дает понять индивиду, что его поведение нарушает принятые в
обществе правила. Санкции делятся на формальные – штраф, арест, лишение
свободы, смертная казнь, выговор, понижение в должности, запрет пользоваться
определенным правом.

На неформальные – бойкот, порицание, насмешка,
замечание, пренебрежение, клевета.

2. Формы проявления девиантного поведения сильно
зависят от среды социальной среды, в которой происходит процесс социализации
личности. Самым важным институтом социализации является семья. Это сложная
система, состоящая из многих компонентов, участвующих в процессе социализации.
На развитие влияют: условия жизни семьи, образ жизни, поведение родителей и их
отношение к детям, характеристики воспитания, тип семьи, ориентация ценностей
родителей, уровень образования и т. д. Нарушение функционирования этих элементов
часто приводит к девиантному поведению.

Набор типов отклоняющегося поведения достаточно
широк. В этот список входят наркомания, алкоголизм, проституция, игромания,
сексуальные девиации, склонность к самоубийству, стремление к нарушению закона
и преступным делам.

Таким образом, у девиантного поведения существует
масса причин и видов, однако, независимо от этих причин и видов, проявления
этого поведения не одобряются обществом, а, следовательно, общество должно
изобретать меры противодействия данным явлениям.

Девиантное поведение в обществе также угрожает и
государственной стабильности, поэтому правительствами разных стран проводятся
различные мероприятия, которые призваны снизить уровень девиантного поведения.

3. С момента формирования человеческого общества
человечество вынуждено решать многие вопросы: почему некоторые члены общества
развивают девиантные проявления, каковы причины таких проявлений и какой ответ
общества на девиантность будет адекватным.

В древности и средние века все внимание общества было
сосредоточено на девиантном акте само по себе. Только во второй половине
девятнадцатого века внимание было сосредоточено на человеке, совершившем
определенный акт: "от преступления-до преступника". Первые теории
отклонений были основаны на биологических особенностях-считалось вероятным, что
склонный к отклонению человек имеет особую структуру черепа, определенную
физическую структуру.

С середины девятнадцатого века для того, чтобы
объяснить с научной точки зрения феномен отклоняющегося поведения, стали
появляться теории, которые делали попытку это объяснить.

На настоящий исторический момент существует масса
теорий, однако, какой то единой теории, которая была бы принята всеми учеными
за образец, так и не возникло, что указывает на большую сложность такого
вопроса, как отклоняющееся поведение.

Тем не менее, можно выделить из этого списка теории,
которые, на наш взгляд, представляют некий интерес.

Например, теория возрастов, согласно которой,
существует обратная зависимость между возрастом человека и его склонностью к
противоправным поступкам и отклоняющемуся поведению.

Существует также медицинская теория, согласно
которой, на поведение человека большую роль оказывают гормоны, следовательно,
если нормализовать уровень некоторых гормонов ы человеческом организме, то и
поведение индивида стабилизируется.

Определенной популярностью в научных кругах
пользуются теория социлога Мертона, согласно которой, поскольку в обществе
существует парадигма успешности и богатства, то люди будут стремиться достичь
этого. Однако, у многих социальных слоев такое просто невозможно, что приводит
к тому, что они, в путях достижения своей заветной цели применяют преступные
методы.

4. Причины отклоняющегося поведения среди молодежи во
многом кроются в неблагоприятном социально – экономическом положении этой
категории населения.

Многие работодатели не стремятся брать на работу
людей без опыта, которыми, в подавляющем большинстве является молодежь, толкая
ее тем самым на заработок не всегда легальными методами.

Вследствие того, что молодые люди не видят перспектив
в ближайшем будущем, среди них растет процент депрессий, которые могут привести
к самоубийству.

Также причиной девиантного поведения может стать
низкая социализация конкретного индивида. Обыкновенно, основы социализации
закладываются в детском возрасте, прежде всего в семье. Однако, если семья была
неблагополучной, то такой человек во многом будет социально неадаптирован,
вследствие чего он не будет иметь информации о правилах поведения, которые
приняты в обществе.

В основе механизма лежат как биологические, так и
социальные факторы. Биологические факторы включают естественные предпочтения,
текущие побуждения, эгоистические инстинкты, бессознательное совершенных
поступков и поступков. По социальным факторам — факторы окружающей среды
(влияние семьи и школы) и модели образования, которые утверждают систему
аморального поведения, отсутствие навыков самоконтроля.

Такое поведение среди молодых людей является
результатом невозможности сопоставить негативы по содержанию мотивов с нормами
и правилами самореализации и самоутверждения личности в обществе.

5. Для уменьшения показателей отклоняющегося
поведения молодежи существует профилактика, которая имеет комплексный подход.

Во – первых, это консультативная психологическая
помощь, направленная на адаптацию в общество.

Во вторых, — это пропаганда при помощи СМИ правил
поведения одобряемых обществом.

В – третьих, работа педагогическими корректирующими
методами с конкретными индивидами, которые желают исправиться.

Главное правило профилактический мер отклоняющегося
поведения среди подростков – комплексность. Не следует использовать широко
только одну меру в ущерб всем остальным, поскольку эффект от такой профилактики
будет намного ниже ожидаемого.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Определение и признаки девиантного
поведения

Процесс социализации (процесс ассимиляции моделей
поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного
функционирования в данном обществе человеком) достигает определенной степени
полноты при достижении личности социальной зрелости, характеризующейся
приобретением личности интегрального социального статуса (статус, определяющий
положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои,
неудачи.

Проявлением недостатков социализации является
отклонение (отклонение) поведения-различные формы негативного поведения
отдельных лиц, сфера моральных пороков, отклонение от принципов, норм морали и
прав.

Под девиантным (лат. Deviatio-уклонение) поведением в
науке принято понимать:

1) акт, действия человека, который не соответствует
формально установленным или фактически установленным нормам в данном обществе
(стандарты, закономерности);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах
человеческой деятельности, которые не соответствуют формально установленным или
фактически установленным нормам в данном обществе (стандартам, образцам).

По мнению В.А. Пятунина, в первом смысле девиантное
поведение является преимущественно предметом психологии, педагогики,
психиатрии. В другом смысле-предмет социологии и социальной психологии.[17,33]

Таким образом, девиантное поведение-это акт, который
противоречит нормам социального поведения в определенном сообществе.

Оно имеет следующие признаки.

Признаки девиантного поведения: 1) девиантное поведение личности-это поведение,
которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным
нормам.

2) девиантное поведение и личность, которые его
показывают, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение,
социальные санкции).

3) девиантное поведение наносит реальный вред самой
личности или окружающим ее людям. Таким образом, девиантное поведение является
разрушительным или саморазрушительным.

4) девиантное поведение можно охарактеризовать как
постоянно повторяющееся (многократное или длительное).

5) девиантное поведение должно быть согласовано с
общим фокусом личности.

6) девиантное поведение рассматривается в рамках
медицинской нормы.

7) девиантное поведение сопровождается появлением
социальной дезадаптации.

8) девиантное поведение имеет выраженную
индивидуальную и возрастную специфичность.

Девиантное поведение делится на две группы:

1) поведение, которое отклоняется от
морально-моральных норм человеческого общежития и проявляется в различных
формах социальной патологии-пьянство, зависимость, проституция и т. д.

2) поведение, которое отклоняется от норм
психического здоровья, то есть от нормы психического здоровья.

Девиантное поведение проявляется в психических и
личных расстройствах. Психические расстройства бывают двух форм:

а)экстремальные варианты нормы, когда отдельные черты
характера сильно усиливаются, и человек уязвим для определенных психологических
воздействий;

б) психопатии-это явное или скрытое отклонение от
нормы психических качеств человека.

Расстройства личности бывают нескольких форм:
отчуждение, депрессия, деперсонализация.

Как считает А.А. Самохина, девиантное поведение
приобрело массовый характер в последние годы, особенно среди молодежи, поставив
эту проблему в центр внимания социологов, педагогов, психологов, врачей,
сотрудников правоохранительных органов, социальных работников.[20,48]

 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростков 6
1.1 Взгляд на девиантное поведение с точки зрения авторов разных направлений психологии 6
1.2 Понятие «девиантное поведение» 10
1.3 Виды девиантного поведения 15
Глава 2. Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте 18
2.1 Характерные особенности подросткового возраста 18
2.2 Особенности и психосоциальные условия, способствующие развитию девиаций в поведении подростков 24
2.3 Основы профилактики девиантного поведения подростков 31
Заключение 34
Список литературы 35

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема девиантного поведения подрастающего поколения была и остается актуальной для любого общества. Трансформационные процессы, происходящие в РФ, коснулись всех сфер общественной жизни, стали причиной существенных изменений в сознании и мировоззрении россиян. Осложнена социально-экономическая ситуация в стране, разрушение устоявшихся стереотипов, норм и традиций обусловили тенденцию к некоторому снижению воспитательного потенциала семьи, распространение негативных проявлений поведения, рост показателей преступности среди детей и молодежи.
Особое беспокойство вызывают асоциальные проявления поведения в молодежной среде, которые являются основой для деградации личности, становятся препятствием в осуществлении учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и к тому же существенно вредят здоровью. Именно поэтому психологическая работа, направленная на профилактику и преодоление девиантного поведения, в настоящее время является актуальной. В организации превентивной работы важным является поиск новых форм и методов, которые, учитывая новые условия настоящего, были бы эффективными.
Исследованию различных аспектов девиантного поведения, факторов его возникновения, поиска форм и методов профилактической работы и преодоления девиантного поведения посвящены труды многих зарубежных ученых, таких как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И. Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер, Н. Смелзер А. Коэн, З. Фрейд, Ч. Ломброзо, У. Шелдон и др.; в России различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С. Кон. В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличева и др.
Несмотря на то, что теме девиантного поведения посвящено большое количество работ ученых, единого обще принятого определения термина «девиантное поведение» нет. Это связано с тем, что по мнению одних ученых, говоря о девиантное поведение, речь должна идти обо всех отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, по мнению вторых упор стоит ставить только на разных видах социальной патологии, а третьи считают, что девиантным поведением является нарушение правовых норм.
Такие разногласия объясняются сферой научной деятельности тех или иных исследователей, ведь термин «девиантное поведение» встречается не только в педагогической, но еще и в медицинской, психологической и юридической науках.
Объект – девиантное поведение.
Предмет – девиантное поведение подростков.
Цель исследования – изучение девиантного поведения подростков.
Задачи:
1) Рассмотреть научные подходы к понятию «девиантное поведение».
2) Выделить характерные особенности подросткового возраста.
3) Определить особенности и детерминанты психосоциальные условия, способствующие развитию девиаций в поведении подростков.
4) Охарактеризовать основы профилактики девиантного поведения подростков.
Научная гипотеза исследования: применение современных технологий и методов работы по профилактике девиантного поведения положительно повлияют на снижение уровня распространения девиаций в молодежной среде.
Методами исследования являлись теоретический анализ литературы, синтез, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал может быть использован в дальнейшем рассмотрении проблемы; в подготовке к лекционным и семинарским занятиям по психологии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Девиантное поведение представляет собой систему поступков личности, отклоняющихся от общепринятой нормы (нормы психического здоровья, права, культуры, морали и т.п.).
Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив, ему присуща «хрупкость» психики. Особенности проявления подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование, как самосознание.
Девиантное поведение подростков – реакция на негативные факторы социальной среды, однако даже сообщения нескольких психологических и социальных негативных факторов не обязательно влечет девиантное поведение. Любой ребенок способен сопротивляться негативным факторам. Увеличение собственных положительных ресурсов у подростков с ярлыком «трудных» — одна из задач системы работы с несовершеннолетними и молодежью, склонными к девиантному поведению.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростков
1.1 Взгляд на девиантное поведение с точки зрения авторов разных направлений психологии

На сегодняшний день не существует единой теории девиантного поведения, однако накопленные глубокие знания по этому вопросу в различных научных дисциплинах. В рамках философских взглядов на сущность девиантного поведения оно рассматривается как системное социальное явление, которое детерминировано историческим развитием общества.
В «Философском энциклопедическом словаре» поведением определяется процесс изменения состояний определенной вещи или существа, соответствует их внутренней природе как целому. Важным фактором детерминации поведения человека является его осознание, которое коррелирует со сложной системой целей, мотивов, установок, внутренних смыслов, сознательных и неосознаваемых стремлений и понятий. Поведение человека определяется не только сознательной регуляцией субъекта, но и взаимодействием с внешними факторами, которые в совокупности формируют неповторимую целостность поведенческих действий. Значительное влияние на характер поведения человека имеют моральные нормы, ценности и интенции самого субъекта. Поэтому, мы можем предположить, что с этой позиции девиантным поведение будет определяться в том случае, когда волеизъявление активности субъект не будет согласовываться с ценностями и моральными критериями общественного развития на конкретном историческом этапе.
Согласно биологических теорий совершение девиантных действий обусловлено имеющимися медико-биологическими проблемами индивида. В частности, представители этого подхода объясняют отклонение от общепринятых способов поведения индивида своеобразной анатомическим строением организма, лишними хромосомами в организме человека, психическими или поведенческими расстройствами, которые по медицинским критериям можно классифицировать как болезни (Ч. Ломброзо, У. Шелдон, К. Лоренц, В. Пирс и другие).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы