Курсовая теория на тему Детско-родительские отношения в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Детско-родительские отношения в подростковом возрасте 6
2. Влияние атмосферы в семье на формирование девиантного поведения 16
3. Особенности психологического консультирования родителей и подростков с девиантным поведением 26
Заключение 36
Список использованных источников 38
Введение:
Актуальность. Одной из ключевых проблем психологии как науки и психологического консультирования как ее практического отражения является проблема детско-родительских отношений в новых условиях взросления современного ребенка.
Разрешение психологических трудностей, с которыми сталкивается ребенок, возможно при содействии значимого взрослого, посредством коммуникации с которым осуществляется взаимодействие ребенка с окружающим миром и становление представлений о нем. Согласно концепции В. И. Слободчикова, в качестве важной фигуры для ребенка выступает взрослый человек, оказывающий влияние на формирование и развитие его личности .
Значимыми взрослыми на ранних этапах развития ребенка традиционно являются родители или лица, выступающие в роли таковых. В связи с этим важным является просветительский аспект сопровождения детско-родительских отношений, информирование родителей о конструктивных способах разрешения психологических трудностей и методах сопровождения гармонично развивающейся личности ребенка.
Особая актуальность исследований в данной области обусловлена возникновением новых вызовов и угроз безопасности современного детства, связанных с развитием информационных технологий и нового вектора социализации личности в киберпространстве. Среди наиболее значимых и сложных проблем развития ребенка в цифровом обществе, с которыми в той или иной степени сталкиваются большинство семей, выделяются интернет-зависимость, компьютерная игровая зависимость, кибербуллинг, вовлечение несовершеннолетних через социальные сайты и мессенджеры в экстремистскую, террористическую деятельность, призывы к совершению массовых суицидов. К сожалению, пока еще не выработаны механизмы их разрешения, методы и технологии психологического сопровождения семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации из-за этих проблем.
Основу семьи как целостной системы воспитания и развития детей составляют непрерывные и длительные детско-родительские отношения, которые зависят от возраста, психологических, психофизиологических, физических особенностей детей и родителей и претерпевают изменения по мере взросления детей и степени старения родителей.
На современном этапе развития психологической науки и практики накоплен богатый теоретико-методологический материал, который может выступать основой рациональных путей качественного взаимодействия родителя и ребенка.
Проблемами исследования детско-родительских отношений, базирующихся на таких позициях отношения родителей к детям, как тип воспитания, родительские установки занимались Р. Белл, Э. Шефер, А. И. Захаров, А. Я. Варга, И. И. Мамайчук, В. Н. Мясищев, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. Изучению особенностей детско-родительских отношений через призму привязанности, восприятия детьми родителей, семейной ситуации были посвящены работы таких ученых, как З. Матейчик, Й. Лангмейер, Л. И. Вассерман, И. А. Горьковская, Е. Е. Ромицына, Р. Ж. Мухамедрахимов, Р. Бернс, А. Л. Венгер, Г. Т. Хоментаускас, М. Д. Эйнсвор. Исследования особенностей общения родителей со своими детьми проводились Х. Дж. Джайноттом, И. М. Марковской, Ю. Б. Гиппенрейтер.
Проблема взаимоотношений между родителями и детьми актуальна во все времена, так как общение родителей со своими детьми напрямую влияет на формирование личности ребенка.
Целью исследования: выявить особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: детско-родительские отношения в подростковом возрасте.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть детско-родительские отношения в подростковом возрасте.
2. Выявить влияние атмосферы в семье на формирование девиантного поведения.
3. Проанализировать особенности психологического консультирования родителей и подростков с девиантным поведением.
Методы исследования: в процессе исследования применялись методы теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования.
Теоретическая основа исследования представлена результатами фундаментальных исследований ученых, внесших вклад в развитие теории детско-родительских отношений в подростковом возрасте, общетеоретической и специальной литературой, а также научными публикациями по исследуемой теме.
Структура работы: исследование состоит из введения, где обосновывается актуальность, цели и задачи работы, основной части, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы:
На основе теоретического анализа научной литературы, мы определили, что семья – это основной институт развития ребенка и ее значимость многократно увеличивается в подростковый период. Влияние стилей воспитания и детско-родительских отношений на подростковую тревожность, и пришли к следующим выводам. Во-первых, стиль воспитания является важным фактором в формировании личности подростка и является основополагающим в развитии тревожности ребенка. Во-вторых, на наш взгляд, наибольшему развитию тревожности подвержены подростки, которых воспитывали авторитарно, поскольку в таком случае ребенок будет либо бунтовать, либо смирится со своим положением, в обоих случаях это чревато развитием тревожности. Наименьшему развитию тревожности подвержены подростки, воспитанные демократичными родителями, т.к. это самые гармоничные детско-родительские отношения. Особенности взаимоотношений в семье являются одним из важнейших факторов нормального развития подростка. Семья создает положительную атмосферу или отрицательную.
Девиантное поведение ребенка можно рассматривать как тревожную реакцию ребенка на стресс, уже присутствующий в родительских отношениях, ослабевание детско-родительских связей, разрушение ценностных ориентаций и установок к семейной жизни. Некорректное семейное воспитание прямо влияет на возможность развития у детей девиантного поведения. Для того чтобы минимизировать негативные факторы и ошибки нужно не только выстроить правильное направление в воспитании, но и объединить усилия семьи и школы по развитию ребенка. Необходимо сотрудничество института семьи с институтом школы. Только тесное сотрудничество родителей и школы приведет к уменьшению риска развития девиантного поведения.
На всех этапах консультирования психолог должен стремиться стимулировать внимание родителей к позитивным сторонам проблемы и активному поиску возможных вариантов ее решения. Мметафорические карты, как инструмент диагностики, профилактики и коррекции можно применять как в групповой, так и в индивидуальной работе. Включение МАК в работу с семьей позволяет создать комфортную обстановку, а также предложить безопасные упражнения для исследования проблемы детско-родительских отношений и ситуаций, которые связаны с травматичными событиями в семье. Работа с ними – это то время, когда человек может побыть наедине с собой, своими мыслями, чувствами и переживаниями. Консультация с применением метафорических ассоциативных карт – это и качественная диагностика, и продуктивная психотерапия.
Фрагмент текста работы:
1. Детско-родительские отношения в подростковом возрасте
Важным условием гармоничных отношений в семье выступает наличие взаимопонимания, которое встречается не во всех семьях. По данным МВД России за 2021 год, членами семей в отношении собственных детей было совершено 8 586 преступлений, сопряженных с насильственными действиями, что указывает на существование ряда серьезных проблем во внутрисемейных отношениях:
— снижение воспитательной роли современной семьи;
— изменение условий формирования личности в связи с нестабильностью экономической и политической ситуации в стране;
— усиление культурного разрыва между старшими и младшими поколениями;
— наличие кризисных периодов в семье и сложности в их преодолении и т. д .
Подростки с нормативным поведением имеют тесную связь с членами семьи, а подростки с отклонениями общаются только «по случаю» .
Несмотря на внушительный перечень исследований детско-родительских отношений, в настоящее время остаются нерешенными вопросы, касающиеся влияния новых вызовов и угроз безопасности современного детства на систему детско-родительских отношений и субъективной оценки родителями трудностей воспитания своих детей. Это создает противоречие между присущим семье стремлением к развитию, углублению взаимопонимания между родителями и детьми и существующими в современных семьях трудностями детско-родительских отношений и диктует необходимость проведения масштабных исследований детско-родительских отношений в современных российских семьях.
Семья выступает как особый институт оказывающий влияние на развитие интеллекта каждого человека, являясь средой, в которой создаются для этого все условия.
Многочисленные исследования психологов, педагогов и социологов показали, что семья является тем социальным объединением, которому отводится основная роль формирования нормальных условий развития детей, их нравственных начал и жизненных принципов. Во власти семьи создать личность или разрушить ее, укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. В зависимости построения отношений в семье, влияния на них ценностных установок, интересов старших представителей, выстраивается система воспитания детей, определяющая их уровень развития. Создание благоприятных отношений между ребенком и родителями, положительной эмоциональной атмосферы взаимодействия, являются определяющими уровня развития. Помимо этого, все это также является условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми .
Семья – это самая важная и влиятельная структура, формирующая человека. Благодаря взаимоотношениям в семье строится личность. Несмотря на достижения, перемещения и развитие в обществе, опыт, полученный нами на основе семейных взаимоотношений, остается с нами на всю жизнь.
Проблема взаимоотношений родителей и подростков актуальна во все времена, прежде всего, потому что взаимоотношения детей и родителей характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Архипова В.Ю. говорит: «Современные детско-родительские отношения не имеют единого кодекса. Нельзя сказать, что в той или иной семье используется определенный тип взаимодействия. Но как раз-таки комплекс разнородных взаимодействий родителей и детей формирует детско-родительские отношения». И очень важно, чтобы эти взаимоотношения были основаны на взаимном доверии, уважении и взаимопонимании, как со стороны подрастающего поколения, так и со стороны их родителей .
«Интеллектуальное и личностное развитие ребенка во многом детерминируется типом детско-родительских отношений, который практикуется в семье, в которой он воспитывается» . Такого мнения придерживается большинство. «…Современный темп жизни диктует родителям другие правила, воспитание уходит на последний план, на первый выходит материальное благополучие семьи» . Экономические, технологические, демографические изменения, губят способность воспитывать здоровых детей в физическом и психосоциальном плане. Изменению подверглись не только родители, но и дети «Современный ребенок – ребенок «цифрового» поколения, для которого технические новшества не просто технологии, а среда обитания и новый инструмент развития» . Именно поэтому стоит рассматривать детско-родительские отношения в совокупности с использованием информационных технологий.
Растущая популярность умных вещей все больше закрепляет за родителями ответственность за детей, делая ее персональной. В новой цифровой реальности родители обречены на балансирование между необходимостью интерпретации новой информации о ребенке и моральностью ее разглашения, между погруженностью в мир ребенка благодаря постоянному цифровому присутствию и собственной автономией, между контролем и заботой.
Подростковый период – это возраст бурного развития и перестройки организма. Период полового созревания протекает одинаково сложно как для ребенка, так и для родителей. Прохождение кризисного периода связано с эмоциональной нестабильностью. Внешние изменения, изменение характера отношений к среде и к себе, к родителям, ценностные ориентации, деятельность и увлечения, самоутверждение и самоопределение, непонимание, досуг, любовь, речевая культура, психологическая культура, социальная ситуация развития – через все это проходит подросток. Сложность проблемы состоит в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. При всей важности проблемы, родители часто не замечают ее, ибо не обладают достаточной информацией, из-за чего появляются конфликты.
Подростковый возраст — это период в жизни человека от детства к юности. В традиционной классификации он начинается в 11-12 лет и заканчивается в 14-15 лет. Границы возраста можно рассмотреть максимально широко, тогда подростковый возраст — это период от 11 до 17 лет. Внутри он разделяется на собственно подростковый (11-15 лет) и раннюю юность (15-17 лет). Человек в подростковый период проходит сложный путь в своем развитии. Через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он становится личностью.
Известно, что подростковый возраст является самым трудным и сложным периодом становления личности. Этот возраст исследован многими психологами. С. Холл впервые описал психологические особенности подросткового возраста и указал на «…противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.)». Исследования, проведённые учёным, позволили ему ввести в психологическую науку представление кризисе подросткового возраста. Кризисные явления, имеющие как позитивный, так и негативный характер в подростковом возрасте, С. Холл связывал с «…переходностью, Психологические науки промежуточностью данного периода в онтогенезе». Учёный исходил из представлений, обосновывавших развитие в данный период через призму биологической обусловленности .
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. На протяжении всего подросткового возраста наблюдается потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении.
Чаще всего, данная потребность оказывается неудовлетворенной, что порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями. Особенно остро это проявляется в старшем подростковом возрасте .
Критерии теплого эмоционального отношения характеризуются проявлением любви к ребенку, уважением к его личностным характеристикам, его интересам и планам, симпатией к нему. Данный ракурс раскрывает родителя, как друга, старшего товарища, стремящегося уделять ребёнку достаточное для его успешного воспитания и развития время. В поведении родителя в отношении ребёнка проявляются одобрение его интересов и планов, помощь советом, поддержка и т. д.
Исходя из того, что создание положительного эмоционального климата в детско-родительских взаимоотношениях позволяет родителям и детям создать благоприятные условия для подростков, можно говорить о том, что он может стать детерминантом повышения уровень всех психологических составляющих развития ребёнка.