Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Детская литература как средство формирования читательского интереса у дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования читательского интереса у дошкольников 6
1.1. Сущность и содержание понятия «читательский интерес детей дошкольного возраста» 6
1.2. Особенности формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Методические аспекты формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1. Формы и методы формирования читательского интереса у детей 5-7 лет в образовательной практике ДОО 21
2.2. Потенциал художественной литературы в формировании читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 32

 

  

Введение:

 

Актуальность. Развитие интереса детей к книге должно происходить таким образом, чтобы ввести ребенка в мир художественной литературы и показать важность словесного искусства для окружающего мира, при помощи которого происходит раскрытие окружающего мира во всей его многогранности.
Именно сегодня, когда вопрос о «кризисе чтения», когда активно сокращается время, уделяемое чтению, равно как и происходит падение престижа чтения вообще, следует вспомнить слова Ш.А. Амонашвили: «Воспитание любви к чтению есть дело педагогической чести», которые сегодня звучат как никогда актуально, так как именно чтение становится основой основ для развития культурного человека и передачи опыта поколений в культуре.
Эти умения так или иначе нашли свое отражение следующими направлениями «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где чтение раскрывается следующими направлениями деятельности: мотивирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализация свободной творческой деятельности дошкольников; развитие воображения и творческой активности; восприятие художественной литературы [30].
Дошкольный возраст охватывает период развития ребенка от 3 до 7 лет. Изучение читательских интересов дошкольников является весьма актуальной темой, поскольку книга является главным источником знаний, а также развитие Интернета сейчас занимает не последнее место в жизни дошкольников.
Дошкольный возраст характеризуется значительным развитием психики, познавательных процессов. Обучение как вид деятельности, претерпевает значительные изменения в организации, содержании. Он характеризуется произвольностью, ростом активности и самостоятельности, изменением познавательных и социальных мотивов учения. Совершенствуется восприятие, становясь более, плановым, разносторонним, но не достигает еще полного развития. На него влияет не только характер объекта, который воспринимается, но и эмоциональное состояние дошкольников [1].
Дошкольники стремятся к логическому осмыслению материала, применяя при этом сравнение, сопоставление, обобщение, классификацию и др. Повышается уровень абстрагирования, формируются системы прямых и обратных логических операций, соображений и умозаключений, становятся более сознательными, обоснованными. Расширяются и углубляются познавательные интересы учащихся, более избирательным становится интерес к учебным предметам[1].
Левитов Н.Д. отмечал, что основным в речевом развитии дошкольников является совершенствование умения пользоваться языком как средством общения. В способности пользоваться словом, внешней речью дошкольники видят свою интеллектуальную силу, признак своего авторитета в коллективе. В связи с этим усиливается интерес к овладению средствами выразительной речи, в аллегориях, крылатых словах и метафорах. Этот возрастной период отличается бурным течением эмоций, внезапными изменениями эмоциональных состояний, переживаний, настроений, переходами от подъема к несдержанности, шумности, от чрезмерной подвижности к спокойствию, равнодушию.
Интерес к чтению, по определению ученых — это ценностная ориентация, направленность личности на освоение вербальной (знаковой) языка как определенного вида умственной деятельности. Он динамически изменяемым явлением [3].
Сегодня книга является источником знаний, предметом изучения недостаточно большого количества школьников. Это связано, на наш взгляд, с развитием современного информационного общества (появление Интернета) и с новообразованием этого возраста, в котором обостряются потребности общения (а это можно осуществить и с помощью Интернета, и с помощью реального общения).
Проблема исследования. Существует противоречие между важностью использования детской литературы в процессе обучения, как эффективным способом влияния на эмоциональный мир ребенка с целью эффективного усвоения материала и отсутствием разработанной методики по использованию и предъявлению детской литературы на уроках.
Противоречие. Сегодня меняется отношение учащихся к информации, в том числе и к книге. Книга читается для выполнения школьного задания, а не для отдыха, идет забвения чтения «для души».
Однако мы считаем, что книга является незаслуженно забытой, и в этом смысле родители, воспитатели должны больше мотивировать дошкольников к прочтению книг.
Цель курсовой работы – теоретическое обоснование проблемы формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Объект работы процесс формирования читательского интереса у дошкольников.
Предмет курсовой работы: детская литература как средство формирования читательского интереса у дошкольников.
Задачами курсовой работы являются:
-изучить сущность и содержания понятия «читательский интерес детей дошкольного возраста;
-рассмотреть особенности формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
-проанализировать формы и методы формирования читательского интереса у детей 5-7 лет в образовательной практике ДОО;
-рассмотреть потенциал художественной литературы в формировании читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования. Вопросы развития читательских интересов дошкольников является предметом рассмотрения Н. Шалаповой, Г. Гнедая, Н. Бодрова, Г. Граник, Н. Морозовой, И.Постоловского, Б.Умнова и др. Особенности школьного возраста обоснованно М. Заброцкой, А. Скрипченко, Л. Долинской, И. Дубровиной и другими. В ХХ в. данная проблематика подвергается более глубокому осмыслению. В частности, в центре внимания ряда ученых становятся вопросы специфики восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста (Е. А. Флёрина, О. И. Никифорова, Л. М. Гурович), изучается интерес детей к книге и к чтению (Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Р. И. Жуковская).
Следует также отметить исследования, посвященные вопросу читательского развития детей (З. А. Гриценко, Т. А. Новикова, Е. Л. Гончарова).
Вопрос литературного развития детей оказался в зоне внимания таких современных ученых, как Н. Д. Молдавская, А. Г. Ковалев, О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, А. Г. Гогоберидзе, Л. А. Левин.
Методы исследования: теоретический обзор литературы, анализ и синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В круг детского чтения входит фольклор, собственно детская литература, книги, перешедшие в детское чтение; детское творчество, периодика (детские газеты и журналы). В дошкольный период круг чтения меняется очень быстро, и каждому году жизни ребенка фактически соответствуют свои произведения. И если двухлетнего малыша захватывала книжка-игрушка, пятилетнему дошкольнику она будет неинтересной. Для 5-6-летнего читателя тонкая книжка не подходит, потому что такие книги читают малыши. А его увлекают произведения с многошаговыми сюжетами, большим количеством действующих лиц, продолжением сюжета.
Необходимо учитывать, что КДЧ включает две неравноценные сферы – обязательное чтение, обусловленное государственными программами развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, выполняемое в ДОУ, и семейное, домашнее чтение, выполнение которого зависит от многих факторов (образование и вкусы родителей, финансовая способность покупать книги и пополнять библиотеку, наличие свободного времени для чтения ребенку и т. д.), а потому может быть просто отсутствующим. Мы подчеркнем важность наличия домашнего чтения, как необходимом условии сохранения уникальности читательской культуры ребенка. Давая советы по произведениям, которые следует читать детям, желательно прислушиваться к мнениям специалистов и классиков педагогики.
Так, современные социологические исследования утверждают, что девочки читают больше, чем мальчики, наблюдаются гендерные различия в том, что читают девочкам и мальчикам. И, если некоторые поднятые проблемы являются дискуссионными, то мнение К.Ушинского о сезонном принципе в подборе литературы для чтения детям возражений не вызывает – ведь странно выглядят попытки читать о новогодних праздниках в летнюю пору.
Итак, многоаспектность проблемы формирования круга детского чтения свидетельствует о необходимости взрослым (родителям и воспитателям) быть грамотными читателями, уметь оценивать художественные произведения с точки зрения педагогической стоимости, знать критерии их отбора. Ведь ребенок дошкольного возраста овладевает литературу с помощью взрослого. Поэтому главная задача взрослого заключается в умелом сочетании собственных литературных вкусов с желанием ребенка, его потребностями и интересами. Вся эта кропотливая работа поможет в накоплении читательского опыта ребенка, в формировании общей и читательской культуры личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования читательского интереса у дошкольников
1.1. Сущность и содержание понятия «читательский интерес детей дошкольного возраста»

Поколению XXI века суждено жить в информационно насыщенном мире, который постоянно подвергается динамическим изменениям, поэтому современному ребенку необходимо иметь, кроме необходимых знаний, еще и достаточный уровень жизненной компетентности, чтобы не только адаптироваться в этом мире, но и полноценно самореализоваться в нем. Для этого необходимы не только глубокие профессиональные и общие знания, но и широкий кругозор, развитый интеллект, коммуникативные способности. По мнению ученых, основными характеристиками инновационной личности являются:
— Открытость новому опыту;
— Внутренняя свобода;
— Эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость;
— Адекватная самооценка;
— Рефлективность;
— Спонтанность;
— Позитивное мышление;
— Инновационный потенциал личности[3, с.44].
Как же помочь ребенку получить необходимый уровень знаний и сформировать такие личностные качества, которые помогут ему стать активным и конкурентоспособным членом общества, счастливым человеком, не просто найдет свое неповторимое место в жизни, но станет успешной в нем?

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы