Курсовая теория на тему Дети с ограниченными возможностями здоровья
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретический анализ проблемы ограниченных возможностей здоровья в
психологии. 6
1.1.
Дети с ограниченными возможностями: подходы к пониманию и классификация 6
1.2.
Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья 12
Глава
2. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках психологии. 18
2.1.
Основные направления коррекционно-развивающей работы психолога с детьми,
имеющими ограничения возможностей здоровья. 18
2.2.
Подходы и системы специальных условий для получения инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья. 24
Заключение. 31
Список использованной
литературы 32
Введение:
В Российской Федерации в 2020 году насчитывалось
11,5 миллиона людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 670
тысяч детей. Число детей-инвалидов ежегодно увеличивается, что свидетельствует
о тенденции к негативному росту данного явления. Детская инвалидность
предполагает ограничение жизнедеятельности, социальную дезадаптацию, которая
вызвана нарушениями развития, трудностями в самообслуживании, независимом
движении, общении, обучении и овладении профессиональными навыками в будущем.
Наиболее острыми проблемами остаются социальное неравенство, нищета, проблемы с
самореализацией.
Кроме того, инвалидность является огромной
социальной проблемой, поскольку она характеризует потерю трудового потенциала
населения. В настоящее время трансформация общественных отношений, изменение
логики общественного мышления требуют новых подходов к проблеме инвалидности,
отношения здоровых людей к инвалидам, а также работы с ними. Это стимулирует
создание и внедрение новых технологий работы с детьми-инвалидами.
Технологии социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагают обязательное вовлечение
родителей в соответствующую деятельность, поскольку существует совместная
подготовка в области навыков и способностей самостоятельной жизни.
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем,
что дети с ОВЗ плохо приспособлены к окружающей среде, им трудно учиться и
развиваться в обществе. В этой связи необходимо компетентно организовать образовательную
работу с такими детьми.
Интерес к проблеме социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, к трудностям, с которыми сталкивается
семья, воспитывающая такого ребенка, постоянно растет. На сегодняшний день, особую
важность имеет научные исследования вопросов организации социальной работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья в трудах отечественных ученых –
Л.И. Акатова, Л.И. Аксеновой, Е.Ф. Альчидиевой, В.Д. Байрамова, Н.Ф. Басова,
М.А. Болдиной, Д.А.Быкова, Л.К. Грачева, Л.П. Гришиной. Данная проблема находит
отражение и в исследованиях зарубежных авторов – М.М. Айшервуда, С. Брандта, Ш.
Риддел, Т. Тинклин, А. Уилсона, М. Пристли, А. Уолкера, Д. Джоли, Е. Хайдера.
На данный момент в теории и практике исследовательской
работы недостаточно представлены современные тенденции организации социальной
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях социальных
служб, в связи с этим возникает необходимость обосновать новые пути повышения
эффективности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования является образовательная работа
с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Предметом исследования
является опыт и пути повышения эффективности образовательной работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: проанализировать опыт образовательной
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для выявления путей повышения
эффективности. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Описать основные характеристики детей с ОВЗ;
2. Раскрыть особенности развития детей с
ограниченными возможностями здоровья;
3. Рассмотреть основные направления
коррекционно-развивающей работы психолога с детьми, имеющими ограничения
возможностей здоровья;
4. Проанализировать подходы и системы специальных
условий для получения инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Методы исследования: обобщение, синтез, анализ
литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается
в описании основных характеристик детей с ОВЗ, выделения их проблем, а также содержания
образовательной и психологической работы с ними.
Практическая значимость заключается в том, что
полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут
быть направлены на улучшение качества обслуживания детей с ОВЗ, а выявление
путей повышения эффективности будет способствовать внедрению новых технологий.
Заключение:
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это
особая категория граждан в возрасте до 18 лет, имеющая отклонения в физическом
и (или) психическом развитии. Выделяют категории детей-инвалидов с нарушением
слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. Данная социальная
группа неспособна самостоятельно реализовать свои конституционные права на
охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Выделяют:
медико-социальные, экономические, социально-бытовые, патологические проблемы, а
также образования. Детям с ограниченными возможностями требуется комплексная
профессиональная помощь специалистов, сочетающая в себе медицинские и
социальные аспекты.
Основой помощи является грамотно выстроенная
система социальной работы. Использование специалистами в работе с
детьми-инвалидами таких технологий как социальная реабилитация, социальная
профилактика, социально-психологическая коррекция и консультирование, и
социальный патронаж будет способствовать укреплению их нравственного и
физического здоровья, формированию ценностных установок, социальных
потребностей, а также последующей успешной интеграции их в общество.
Использование таких технологий, как социальная реабилитация, социальная
профилактика, социально-психологическая коррекция и консультирование, а также
социальное патронирование при работе с детьми с ОВЗ будет способствовать
обеспечению, поддержанию и укреплению физического, психологического,
социального, моральное здоровье детей-инвалидов; формирование ценностных
установок, социальных потребностей; успешная интеграция детей с ОВЗ в общество.
Основными целями их применения являются: преодоление беспомощности; помощь в
адаптации к условиям существования и жизни; создание надлежащих условий жизни
для инвалидов; восстановление и компенсация утраченных человеческих
способностей и функций.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы ограниченных
возможностей здоровья в психологии
1.1. Дети с ограниченными возможностями: подходы к
пониманию и классификация
История развития проблемы инвалидности
свидетельствует о том, что она прошла трудный путь — от физического
уничтожения, непризнания и изоляции "неполноценных членов" до
необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами,
патофизиологическими синдромами, психосоциальные расстройства в обществе,
создавая безбарьерную среду для них [28].
Проблема инвалидности носит глобальный характер и
затрагивает все человечество в целом. Его суть заключается в правовых,
экономических, промышленных, коммуникативных, психологических характеристиках
взаимодействия инвалидов с внешним миром.
Инвалидами являются лица, которые имеют явные
отклонения от нормального физического состояния человека, а также лица, которые
не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, которые
не позволяют им работать в различных областях, как это делают здоровые люди.
Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не может выполнять
тяжелую физическую работу, но умственная деятельность вполне в его силах [13].
В Федеральном законе Nº 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. содержится
более полное определение инвалидности. Инвалидом является лицо, имеющее
расстройство здоровья с хроническим расстройством функций организма, вызванным
болезнями, последствиями травмы или дефектами, что приводит к ограниченной
жизнедеятельности и требует его социальной защиты [27]. Так, Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) приняла следующие признаки концепции
"инвалидности" в качестве стандартов для мирового сообщества: