Курсовая теория на тему Дети группы риска
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМ 5
1.1. Социологический и психолого-педагогический аспекты определения сущности понятия «группа риска» 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков «группы риска» 7
Выводы по Главе 1. 13
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» 14
2.1. Направления психолого-педагогической деятельности с подростками «группы риска» 14
2.2. Технология работы психолого-педагогической деятельности с подростками «группы риска» 16
2.3. Методики, направленные на выявление детей «группы риска» 18
Выводы по Главе 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем российского общества в социальном и психолого-педагогическом аспектах стала проблема детей группы риска.
Изменение социально-политических, экономических и экологических условий сказалось на ритме, сознании и поведении населения. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях как наиболее уязвимой категории граждан.
В числе факторов, негативно влияющих на социализацию детей, чаще всего отмечаются следующие: размытость ценностей, идеалов, снижающая их нравственный потенциал; сложное социально-экономическое положение многих семей.
В связи с этим имеющихся на сегодняшний день мер недостаточно для того чтобы выправить ситуацию и преодолеть дезадаптацию детей, находящихся в зоне риска. Вышесказанное обусловливает актуальность развития такого направления педагогических исследований как изучение проблем детей группы риска.
Значительное место в изучении феномена «риск» и его социального аспекта занимают исследования отечественных ученых А.П. Альгина, В.И. Зубкова, С.М. Никитина, В.В. Павловой и других. Зарубежные исследования в данной области представлены работами М. Валлаха, Д. Кристенсона, Н. Лумана, А. Стоунера и других. Специфика отклонений в поведении учащихся с точки зрения психологии показана в работах М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, Л.М. Зюбина, А.Г. Ковалева, Т.Д. Молодцовой, Д.И. Фельдштейна и других. Проблемы диагностики отклоняющегося поведения детей решаются в работах C.А. Беличевой, М.И. Шония и других.
Цель исследования: рассмотреть основные аспекты психолого-педагогической работы с детьми «группы риска».
Объект исследования: дети «группы риска».
Предмет исследования – психолого-педагогическая работа с детьми «группы риска».
Задачи исследования:
1) рассмотреть социальный и психолого-педагогический аспекты сущности определения «группы риска»;
2) проанализировать психолого-педагогические особенности детей «группы риска»;
3) раскрыть основные направления психолого-педагогической деятельности, направленной на работу с детьми «группы риска»;
4) проанализировать технологию деятельности психолого-педагогической работы м детьми «группы риска»;
5) определить ведущие методы для диагностики детей «группы риска».
Теоретической базой исследования выступили теории личности и ее развития (А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм.); теории социализации (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Д. Мид, Г.В. Осипов, Т. Парсонс, В.А. Ядов и др.); теории девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Ч. Ломброзо, Р. Мертон, А.К. Коэн); теория социального научения (Д. Роттер).
Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей в группу риска. Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и прочее); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод); оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых и т. д.
К детям «группы риска» относятся подростки, которые подвержены негативным воздействиям со стороны социума и его криминальных элементов. Подростки попадают в «группу риска» за счет ряда обстоятельств: асоциальное поведение родителей (пьянство, воровство, тунеядство и т.д.); жесткое обращение с детьми; конфликты со сверстниками; пропуски учебных занятий; употребление спиртных напитков; побеги из дома.
Поэтому педагогам-психологам и социальным педагогам в своей профессиональной деятельности необходимо своевременно выявлять подростков «группы риска». По-настоящему эффективной можно назвать систему сопровождения, которая позволяет определять проблемы, находить их системообразующие причины, обозначать путь их решения и найти для этого средства, не обязательно в школе. Безусловно, сложность проблемы предполагает включение в процесс профилактики помимо администрации и педагогов школ специалистов из других органов и ведомств.
Доступ к психодиагностическим инструментам должен быть предоставлен теми специалистам, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование, обладает способностью интерпретировать результаты надлежащим образом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМ
1.1. Социологический и психолого-педагогический аспекты определения сущности понятия «группа риска»
В настоящее время понятие «дети группы риска» достаточно широко употребляется в педагогическом и психологическом аспектах. По сути, его можно считать общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.
Слово риск всегда означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать [5].
Говоря о детях «группы риска», мы исходим из двух сторон: с одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории, с другой стороны – это опасность для самих детей и их будущего.
Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории.
Л.В. Мардахаев относит к группе риска группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.
По мнению Е.И. Казаковой, можно обозначить три группы факторов риска, которые создают опасность для ребенка и потому, могут считаться основными: психофизические, социальные и педагогические.
Так же, близка к этому мнению и В.Е. Летунова, которая выделяет следующую