Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная педагогика

Курсовая теория на тему Дети группы риска

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМ 5

1.1. Социологический и психолого-педагогический аспекты определения сущности понятия «группа риска» 5

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подростков «группы риска» 7

Выводы по Главе 1. 13

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» 14

2.1. Направления психолого-педагогической деятельности с подростками «группы риска» 14

2.2. Технология работы психолого-педагогической деятельности с подростками «группы риска» 16

2.3. Методики, направленные на выявление детей «группы риска» 18

Выводы по Главе 2 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем российского общества в социальном и психолого-педагогическом аспектах стала проблема детей группы риска.

Изменение социально-политических, экономических и экологических условий сказалось на ритме, сознании и поведении населения. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях как наиболее уязвимой категории граждан.

В числе факторов, негативно влияющих на социализацию детей, чаще всего отмечаются следующие: размытость ценностей, идеалов, снижающая их нравственный потенциал; сложное социально-экономическое положение многих семей.

В связи с этим имеющихся на сегодняшний день мер недостаточно для того чтобы выправить ситуацию и преодолеть дезадаптацию детей, находящихся в зоне риска. Вышесказанное обусловливает актуальность развития такого направления педагогических исследований как изучение проблем детей группы риска.

Значительное место в изучении феномена «риск» и его социального аспекта занимают исследования отечественных ученых А.П. Альгина, В.И. Зубкова, С.М. Никитина, В.В. Павловой и других. Зарубежные исследования в данной области представлены работами М. Валлаха, Д. Кристенсона, Н. Лумана, А. Стоунера и других. Специфика отклонений в поведении учащихся с точки зрения психологии показана в работах М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, Л.М. Зюбина, А.Г. Ковалева, Т.Д. Молодцовой, Д.И. Фельдштейна и других. Проблемы диагностики отклоняющегося поведения детей решаются в работах C.А. Беличевой, М.И. Шония и других.

Цель исследования: рассмотреть основные аспекты психолого-педагогической работы с детьми «группы риска».

Объект исследования: дети «группы риска».

Предмет исследования – психолого-педагогическая работа с детьми «группы риска».

Задачи исследования:

1) рассмотреть социальный и психолого-педагогический аспекты сущности определения «группы риска»;

2) проанализировать психолого-педагогические особенности детей «группы риска»;

3) раскрыть основные направления психолого-педагогической деятельности, направленной на работу с детьми «группы риска»;

4) проанализировать технологию деятельности психолого-педагогической работы м детьми «группы риска»;

5) определить ведущие методы для диагностики детей «группы риска».

Теоретической базой исследования выступили теории личности и ее развития (А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм.); теории социализации (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Д. Мид, Г.В. Осипов, Т. Парсонс, В.А. Ядов и др.); теории девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Ч. Ломброзо, Р. Мертон, А.К. Коэн); теория социального научения (Д. Роттер).

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей в группу риска. Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и прочее); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод); оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых и т. д.

К детям «группы риска» относятся подростки, которые подвержены негативным воздействиям со стороны социума и его криминальных элементов. Подростки попадают в «группу риска» за счет ряда обстоятельств: асоциальное поведение родителей (пьянство, воровство, тунеядство и т.д.); жесткое обращение с детьми; конфликты со сверстниками; пропуски учебных занятий; употребление спиртных напитков; побеги из дома.

Поэтому педагогам-психологам и социальным педагогам в своей профессиональной деятельности необходимо своевременно выявлять подростков «группы риска». По-настоящему эффективной можно назвать систему сопровождения, которая позволяет определять проблемы, находить их системообразующие причины, обозначать путь их решения и найти для этого средства, не обязательно в школе. Безусловно, сложность проблемы предполагает включение в процесс профилактики помимо администрации и педагогов школ специалистов из других органов и ведомств.

Доступ к психодиагностическим инструментам должен быть предоставлен теми специалистам, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование, обладает способностью интерпретировать результаты надлежащим образом.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМ

1.1. Социологический и психолого-педагогический аспекты определения сущности понятия «группа риска»

В настоящее время понятие «дети группы риска» достаточно широко употребляется в педагогическом и психологическом аспектах. По сути, его можно считать общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск всегда означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать [5].

Говоря о детях «группы риска», мы исходим из двух сторон: с одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории, с другой стороны – это опасность для самих детей и их будущего.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории.

Л.В. Мардахаев относит к группе риска группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.

По мнению Е.И. Казаковой, можно обозначить три группы факторов риска, которые создают опасность для ребенка и потому, могут считаться основными: психофизические, социальные и педагогические.

Так же, близка к этому мнению и В.Е. Летунова, которая выделяет следующую

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы