Курсовая теория на тему Детерминизм и индетерминизм
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение
1.Сущность
детерминизма и индетерминизма как мировоззренческих принципов и
методологических категорий
5
1.1.Детерминизм
5
1.2.Индетерминизм ……………………………………………………………….7
2.Детерминизм
и индетерминизм в философии и научном познании
10
2.1. Детерминизм и индетерминизм в истории
философской мысли мысли……………………………………………………………………………..10
2.2.Детерминизм и
индетерминизм в научном познании …………………….14
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников и литературы………………………25
Введение:
Актуальность темы работы связана с бурным
развитием научного знания и информационно революцией, которая изменила наши
представления об окружающем мире. Привычные схемы понимания мира, которые
строились на причинно-следственных связах и линейном планировании больше не
работают. Детерминизм как система
взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех
явлений окружающего мира противостоит индетерминизму. Последний либо не
признает объективность причинности, либо отвергает её всеобщий характер, а в
крайней форме — отрицает причинность вообще. Сторонники индетерминизма считают,
что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не
должна быть указана.
Проблема индетерминизма и детерминизма
стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики.
Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для
характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки
истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма и
агностицизма. Выражением индетерминизма были идеи о "свободе воли"
электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими
силами Объект исследования – причинно-следственные
связи и отношения
Предмет исследования – детерминизм и
индетерминизм как методологические модели понимания мир с точки зрения причин и
следствий
Цель работы – исследовать понятия
детерминизм и индетерминизм в истории философии и науки и дать характеристику
их методологического потенциала в современном познания
Задачи работы
— раскрыть сущность понятий детерминизма и
индетерминизма
— проанализировать основные этапы
становления детерминизма и индетерминизма как мировоззренческих и
методологических принципов
Теоретической основой исследования
выступили работы классиков мировой философии и науки, работы отечественных и
зарубежных авторов, посвященные философии и методологии научного знания
Заключение:
Таким образом, по итогам проведённого
исследования мы можем сделать следующие выводы?
1. Детерминизм
и индетерминизм являются одновременно и мировоззренческими принципами, и
методологическими программами, с помощью которых человек объяснит и познает
мир.
2. Детерминизм
как методологический и мировоззренческий принцип, основанный на убеждении во
взаимообусловленности всех процессов, явлений и состояний бытия предстает
в трех ипостасях.
· Первая – это причинно-следственный
детерминизм, основанный на принципе казуальности.
· Вторая ипостась детерминизма – это
телеологический детерминизм, который строится на убеждении в целесообразности
всего происходящего.
· Третья ипостась детерминизма – это
функциональный детерминизм, или взаимообусловленность состояний различных
систем и процессов.
3. Индетерминизм
— это философское учение и
методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи либо
познавательную ценность причинного объяснения в науке и познании. Его основными
чертами являются:
o
Первичным состоянием мира является свобода
или случай. В религиозной версии индетерминизма этим состоянием является
свобода Бога, который был свободен в своем решении творить этот мир или не
творить, в атеистической версии индетерминизма этим состоянием является понятие
хаоса как состояния неопределённости и случайности
o
Случайность и вероятностные закономерности
выступают в качестве основы прогностической модели понимания мира. Мы ничего не
можем просчитать, мы можем только ожидать и предполагать. Свобода и
непредсказуемость поведения любой системы, включая человеческое общество в
целом или каждого отдельного человека не подчиняется причинно-следственным
закономерностям, а только непостижимым факторам, которые соединяются в данный
момент пространства и времени именно таким, а не каким-то иным образом. Сфера гуманитарного знания, а также сфера наук
о человеке объявляются свободным от каузальности в принципе. Свобода воли,
свобода выбора, свобода поведения, исключающая какую-либо обусловленность
внешнего порядка o
Методологический потенциал детерминистской
модели познания реальности локализуется исключительно прикладными и
эмпирическими областями человеческой деятельности, в теоретическом и
философском познании действует принцип индетерминизма.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность
детерминизма и индетерминизма как мировоззренческих принципов и методологических
категорий 1.1. Детерминизм Детерминизм – это основополагающий
мировоззренческий и методологический принцип, который строится на убеждении в
том, что в мире все подчиняется жестким причинно-следственным закономерностям.
Детерминизм строится на понимании мира,
согласно котором все существует по необходимости, у всего есть причина и все
имеет следствие, причина всегда только одна, даже если существует комплекс
причин, одна из них все равно будет определяющей. В мире все упорядочено и нет
места хаосу, у всего есть причины, у причин есть следствия и все мироздания как
в самых малых своих частях, так и в космических масштабах подчиняется закону
всеобщей связи и необходимости всего сущего.
Детерминизм как методологический и
мировоззренческий принцип, основанный на убеждении во взаимообусловленности
всех процессов, явлений и состояний бытия предстает в трех ипостасях.
Первая – это причинно-следственный
детерминизм, основанный на принципе казуальности. Эта форма детерминизма в его
наиболее жесткой форме не оставляет место случаю и свободе, непредсказуемости
состояний процессов или системы. У всякого события есть причина и эта причина
только одна — жесткий каузальный детерминизм, или несколько причин в его более
мягкой форме.
Вторая ипостась детерминизма – это
телеологический детерминизм, который строится на убеждении в целесообразности
всего происходящего. Если что-то случается и происходит, значит, у этого есть
некая цель, (целевая причина), которая и вызывало к жизни тот или иной процесс
или состояние. Третья ипостась детерминизма – это
функциональный детерминизм, или взаимообусловленность состояний различных
систем и процессов. Изменения в одном процессе или состоянии обуславливают
изменения в другом процессе или состоянии, при этом нельзя говорить о том, что
жти процессы или состояния соотносятся между собой как причины и следствия, их
может породить какая-то третья причина, однако в отношении друг к другу они
находятся в детерминистской связи.