Курсовая теория на тему Детерминанты волевой регуляции человеческого поведения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения детерминант волевой регуляции человеческого
поведения
1.1.
Понятие, признаки и проявление воли у человека
1.2
Основные закономерности этапы и механизмы развития волевой регуляции
1.3
Значение воли в жизни человека
Список
используемой литературы
Введение:
Актуальность темы. Несмотря на общепризнанную в отечественной психологии
значимость проблемы волевого развития личности и ее несомненную важность для
практики воспитания детей, интерес к проблеме развития произвольности в
психологии за последние десятилетия заметно снизился, что связано, по-видимому,
с неопределенностью понятия «произвольность» и с разнородностью феноменов,
подпадающих под это понятие (произвольные движения, действия по инструкции,
целеполагание, соподчинение мотивов, опосредованность правилами и образцами,
произвольность познавательных процессов, соблюдение моральных норм и пр.).
Остается непонятным, что объединяет столь разные феномены и почему они
обозначаются одним термином. В силу этого проблема формирования волевого
поведения оказалась включенной в другие разделы психологии: с одной стороны — в
становление мотивационно-потребностной сферы, с другой — в развитие
познавательных процессов. В результате важнейшая задача, поставленная еще Л.С.
Выготским, — определить своеобразные стадии или ступени, через которые проходит
развитие воли, остается до сих пор не решенной и по-прежнему актуальной.
Исследование проблемы воли на разных
возрастных этапах развития личности (Б. Ананьев, А.Веденов, О.Высоцкий,
В.Иванников, Е.Ильин, В.Калин, К.Корнилов, В.Котирло, В.Крутецкий, А.Пуни,
П.Рудик, В.Селиванов и др.), свидетельствуют, что успешность овладения любой
деятельностью в большой степени зависит от развития волевых качеств.
Актуальность и недостаточная исследуемость названных выше аспектов проблемы
развития волевых качеств обусловили выбор темы курсовой работы: Детерминанты
волевой регуляции человеческого поведения.
Цель работы теоретически обосновать
составляющие детерминанты волевой регуляции
человеческого поведения.
Задачи исследования:
Заключение:
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения детерминант волевой регуляции человеческого поведения
1.1.
Понятие, признаки и проявление воли у человека
С давних времен философов и
психологов волновали вопросы воли и свободы выбора. Они рассматривались под
многими углами и трактовались совершенно по-разному. Например, исследования
воли в психологии вел еще Шопенгауэр. Он обнаружил рациональную природу воли,
но отнес ее до самых потаенных уголках души. В этот период времени считалось,
что она представляет собой силу, которая связывает человека и обязывает его к
совершению тех или иных поступков. Поэтому, чтобы иметь надежду на счастливую и
свободную жизнь, личность должна была избавиться от оков воли. Хотелось бы отметить,
что психологи выделяют три главные сферы человеческой деятельности[1]:
·
эмоциональную;
·
интеллектуальную;
·
волевую.
Эксперты считают, что последняя
область наименее изучена, и зачастую она представлена в искаженном
варианте. Например, психологи в Советском
Союзе, определяя функцию воли и саму концепцию, утверждали, что ее можно
понимать, как давление общественных целей и интересов над отдельными. Примечательно, что при такой интерпретации
индивидуальные ценности, сформированные волевым характером, стали лишь
совокупностью общепринятых ценностных ориентаций общества в целом. Подобный подход вырастил несколько поколений
граждан, чья воля была полностью и безоговорочно подчинена общественным и
государственным интересам.
Примечательно, что до сих пор
философы спорят о свободной воле.
Некоторые авторы придерживаются идей детерминизма. Их значение в нескольких словах может быть
выражено в отсутствии свободной воли в принципе. То есть человек не может самостоятельно
выбирать тот или иной путь, исходя из собственных убеждений и моральных
принципов. Другая группа философов
продвигает теорию индетерминизма.
Представители этой тенденции приводят доказательную базу идей свободной
воли. Они утверждают, что каждый человек
свободен от рождения, и в таком контексте воля только способствует развитию и
продвижению вперед. В психологии
существуют определенные характеристики, которые определяют волю[2]:
·
черты личности — решительность, настойчивость,
самоконтроль и т. д .;
·
способность регулировать психические и поведенческие
реакции;
·
волевые действия имеют ряд явных признаков —
преодоление моральных и других видов вмешательства, осознание и так далее.
В современном научном мире понятие
свободы считается одним из самых сложных и многогранных. Действительно, учитывая это, нужно учитывать,
что воля может выступать в качестве самостоятельного процесса, обязательного
аспекта определенных действий, а также способности человека подчинять свои
действия и эмоции и контролировать их.
Если мы ссылаемся на терминологию психологии, мы можем сказать, что воля
— это способность индивида регулировать свое поведение, преодолевая ряд
трудностей и препятствий. Этот процесс
протекает осознанно и имеет ряд функций и признаков. Воля в этом случае предстает как некое
свойство человеческой психики.
Действительно, чтобы достичь своей цели, человек должен не только
преодолеть ряд препятствий, но и приложить для этого всю свою эмоциональную и
физическую силу. Поэтому трудно
представить деятельность человека без волевого аспекта. Волевые процессы — это психические процессы
как сознательного, так и бессознательного целенаправленного регулирования
человеком своей деятельности и поведения для достижения своих целей.
Воля — внутренняя деятельность
человека, связанная с выбором мотивов, постановкой целей, стремлением к
достижению цели, усилиями по преодолению препятствий, мобилизацией внутренней
напряженности, способностью регулировать мотивы, способностью принимать решения
и сдерживать поведенческие реакции.
Воля выполняет стимулирующую функцию,
определяющую активность человека, и тормозящую, что проявляется в сдерживании
нежелательных проявлений активности[3].
Воля проявляется в таких волевых качествах
личности, как решительность (способность человека подчинять свои действия
целям), настойчивость (способность человека мобилизовать свои способности для
длительной борьбы с трудностями), выносливость (способность замедлять действия, чувства, мысли, которые
мешают выполнению решения), решительность (способность принимать и осуществлять
быстрые и обоснованные решения), дисциплина (сознательное подчинение своего
поведения общепринятым нормам, установленному порядку), сама экономическая
эффективность (способность подвергаться
влиянию различных факторов, отвлекающих от достижения цели, действующих на
основе своих взглядов и убеждений), тщательность (способность своевременно
выполнять свои обязательства) и т. д.
[1] Вопросы психологии воли / Под ред.
В.И. Селиванова. Рязань: РГПЫ, 1979. 134 с.
[2] Ананьев Б.Г. Развитие воли и
характера в процессе дошкольного воспитания // Избранные психологические труды.
В 2-х томах. Т. 2. М .: Педагогика, 2012. С. 82-103.
[3] Винославская А.В. Эмпирические
методы психологии // Практическая психология и социальная работа. 2015. № 5.
С.1 7.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения детерминант волевой регуляции человеческого поведения
1.1.
Понятие, признаки и проявление воли у человека
С давних времен философов и
психологов волновали вопросы воли и свободы выбора. Они рассматривались под
многими углами и трактовались совершенно по-разному. Например, исследования
воли в психологии вел еще Шопенгауэр. Он обнаружил рациональную природу воли,
но отнес ее до самых потаенных уголках души. В этот период времени считалось,
что она представляет собой силу, которая связывает человека и обязывает его к
совершению тех или иных поступков. Поэтому, чтобы иметь надежду на счастливую и
свободную жизнь, личность должна была избавиться от оков воли. Хотелось бы отметить,
что психологи выделяют три главные сферы человеческой деятельности[1]:
·
эмоциональную;
·
интеллектуальную;
·
волевую.
Эксперты считают, что последняя
область наименее изучена, и зачастую она представлена в искаженном
варианте. Например, психологи в Советском
Союзе, определяя функцию воли и саму концепцию, утверждали, что ее можно
понимать, как давление общественных целей и интересов над отдельными. Примечательно, что при такой интерпретации
индивидуальные ценности, сформированные волевым характером, стали лишь
совокупностью общепринятых ценностных ориентаций общества в целом. Подобный подход вырастил несколько поколений
граждан, чья воля была полностью и безоговорочно подчинена общественным и
государственным интересам.
Примечательно, что до сих пор
философы спорят о свободной воле.
Некоторые авторы придерживаются идей детерминизма. Их значение в нескольких словах может быть
выражено в отсутствии свободной воли в принципе. То есть человек не может самостоятельно
выбирать тот или иной путь, исходя из собственных убеждений и моральных
принципов. Другая группа философов
продвигает теорию индетерминизма.
Представители этой тенденции приводят доказательную базу идей свободной
воли. Они утверждают, что каждый человек
свободен от рождения, и в таком контексте воля только способствует развитию и
продвижению вперед. В психологии
существуют определенные характеристики, которые определяют волю[2]:
·
черты личности — решительность, настойчивость,
самоконтроль и т. д .;
·
способность регулировать психические и поведенческие
реакции;
·
волевые действия имеют ряд явных признаков —
преодоление моральных и других видов вмешательства, осознание и так далее.
В современном научном мире понятие
свободы считается одним из самых сложных и многогранных. Действительно, учитывая это, нужно учитывать,
что воля может выступать в качестве самостоятельного процесса, обязательного
аспекта определенных действий, а также способности человека подчинять свои
действия и эмоции и контролировать их.
Если мы ссылаемся на терминологию психологии, мы можем сказать, что воля
— это способность индивида регулировать свое поведение, преодолевая ряд
трудностей и препятствий. Этот процесс
протекает осознанно и имеет ряд функций и признаков. Воля в этом случае предстает как некое
свойство человеческой психики.
Действительно, чтобы достичь своей цели, человек должен не только
преодолеть ряд препятствий, но и приложить для этого всю свою эмоциональную и
физическую силу. Поэтому трудно
представить деятельность человека без волевого аспекта. Волевые процессы — это психические процессы
как сознательного, так и бессознательного целенаправленного регулирования
человеком своей деятельности и поведения для достижения своих целей.
Воля — внутренняя деятельность
человека, связанная с выбором мотивов, постановкой целей, стремлением к
достижению цели, усилиями по преодолению препятствий, мобилизацией внутренней
напряженности, способностью регулировать мотивы, способностью принимать решения
и сдерживать поведенческие реакции.
Воля выполняет стимулирующую функцию,
определяющую активность человека, и тормозящую, что проявляется в сдерживании
нежелательных проявлений активности[3].
Воля проявляется в таких волевых качествах
личности, как решительность (способность человека подчинять свои действия
целям), настойчивость (способность человека мобилизовать свои способности для
длительной борьбы с трудностями), выносливость (способность замедлять действия, чувства, мысли, которые
мешают выполнению решения), решительность (способность принимать и осуществлять
быстрые и обоснованные решения), дисциплина (сознательное подчинение своего
поведения общепринятым нормам, установленному порядку), сама экономическая
эффективность (способность подвергаться
влиянию различных факторов, отвлекающих от достижения цели, действующих на
основе своих взглядов и убеждений), тщательность (способность своевременно
выполнять свои обязательства) и т. д.
[1] Вопросы психологии воли / Под ред.
В.И. Селиванова. Рязань: РГПЫ, 1979. 134 с.
[2] Ананьев Б.Г. Развитие воли и
характера в процессе дошкольного воспитания // Избранные психологические труды.
В 2-х томах. Т. 2. М .: Педагогика, 2012. С. 82-103.
[3] Винославская А.В. Эмпирические
методы психологии // Практическая психология и социальная работа. 2015. № 5.
С.1 7.