История социологии Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Детерминация девиантного поведения в социологии Э. Дюркгейма

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Э. Дюркгейм о социальных нормах и аномии 6

1.1. Понятия нормативного общества, социальных фактов, социальной солидарности 6

1.2. Девиантное поведение как проявление аномии 12

Глава 2. Описание девиантного поведения 19

2.1. Концепции девиантного поведения в социологических воззрениях Э. Дюркгейма 19

2.2. Феномен самоубийства как одна из форм девиантного поведения 28

Заключение 38

Список литературы 40

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Эмиль Дюркгейм придерживался собственного направления в социологии. Это означает, что он считал, что общество развивалось от традиционного к современному обществу через развитие и расширение разделения труда.

Э. Дюркгейм рассматривал общество как организм, различные части которого функционируют для обеспечения бесперебойного и упорядоченного функционирования и эволюции общества. Ученые иногда называют Э. Дюркгейма структурным функционалистом, поскольку он считал, что общество состоит из структур, которые функционируют вместе — в этом подходе он отличал структуру от функции. Хотя Э. Дюркгейм считал, что общество состоит из индивидов, он не рассматривал общество только как сумму индивидов и их поведения, действий и мыслей. Скорее, Э. Дюркгейм утверждал, что общество имеет собственную структуру, отличную от индивидов, входящих в него.

Более того, Э. Дюркгейм считал, что общество и его структуры влияют на индивидов, сдерживают и даже принуждают их через нормы, социальные факты, общие настроения и социальные течения.

Дюркгейм был особенно озабочен проблемой социального порядка и вопросами о том, как современные общества могут держаться вместе, учитывая, что общество состоит из множества индивидов, каждый из которых действует индивидуально, автономно, имея отдельные, отличные и различные интересы.

В итоге Э. Дюркгейм сосредоточился на проблемах, связанных с примирением свободы и морали. Первая книга Э. Дюркгейма, «Разделение труда в обществе», объясняет этот вопрос о напряжении между свободой и моралью.

Его ответом на этот вопрос является концепция социальной солидарности, общего сознания, систем общей морали и форм права. Однако Дюркгейм считал, что эти силы и структуры не всегда эффективны в производстве и поддержании социального порядка, и что социальные изменения, которые приводят к разделению труда и развитию общества, могут привести к нарушениям социальной солидарности и общего сознания.

Он связывает эти нарушения социальной солидарности и общего сознания с тем, что он называет принудительным разделением труда (например, рабством) и периодами замешательства в обществе — тем, что он называет аномией. Э. Дюркгейм также считал аномию причиной самоубийств; в своей книге «Самоубийство» он исследует причины различий в уровне самоубийств в разные времена и в разных местах Европы, а также причины этих различий.

Мы не должны говорить, что действие шокирует обывателей, потому что оно преступно, а скорее, что оно преступно, потому что шокирует обывателей.

Преступность, утверждает Э. Дюркгейм, является универсальной чертой всех обществ. Это объясняется тем, что преступность выполняет жизненно важную социальную функцию. Благодаря наказанию преступников четко обозначаются моральные границы общества, и привязанность к ним укрепляется. Целью наказания является не сдерживание, не реабилитация и не возмездие. Наказание укрепляет социальную солидарность через подтверждение моральных обязательств среди конформного населения, которое является свидетелем страданий преступника.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемой девиации занимался Э. Дюркгейм . Были рассмотрены работы авторов и ученых, которые рассматривали теорию девиантного поведения Э. Дюркгейма: А.А. Елисеев , Ю.А. Левада , А.С. Попов , В.В. Ерёменко и т.д.

Все многообразие современных направлений социологической мысли, направленные на рассмотрение идеи Э. Дюркгейма в ассоциации с другими социологами, объяснение и ликвидацию девиантного поведения в современном обществе.

Объектом курсовой работы являются социологические идеи Э. Дюркгейма.

Предметом работы выступает концепция девиантного поведения Э. Дюркгейма.

Цель работы — проанализировать представления Э. Дюркгейма о девиантном поведении.

Достижение цели определяется решением следующих задач:

1. Рассмотреть понятие нормативного общества, социальных фактов, социальной солидарности.

2. Проанализировать девиантное поведение как проявление аномии.

3. Раскрыть девиантное поведение по Э. Дюркгейму.

4. Выявить феномен самоубийства как одна из форм девиантного поведения.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Девиация  это отклонение в поведении человека от общепринятых норм. Нормативные системы общества не являются неизменными. Меняются сами нормы, меняется отношение к ним. Отклонение от нормы так же естественно, как и следование ей. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различного рода девиациях, девиантном поведении. Во все времена общество пыталось подавить нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от усредненной нормы, как положительные, так и отрицательные, угрожали стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Дюркгейм утверждал, что в функционирующем обществе существует ценностный консенсус (общий набор норм и ценностей), в который, благодаря различным социальным институтам, социализировалось подавляющее большинство членов общества. Одним из способов укрепления этого консенсуса является контроль над маргиналами: формальные и неформальные санкции, используемые либо для поощрения тех, кто соответствует, либо для наказания тех, кто отклоняется. Действительно, наше общее неодобрение девиантного поведения укрепляет нашу социальную солидарность.

Дюркгейм утверждает, что даже в «обществе святых» все равно будут существовать отклонения. Другими словами, поскольку девиантность описывает любое поведение, которое идет вразрез с нормами, ценностями и ожиданиями общества, все общества имеют девиантность, даже если типы поведения, считающиеся девиантными, могут отличаться от общества к обществу.

Девиантность также способствует социальным изменениям. Если бы люди никогда не отклонялись от норм и ценностей общества, то общество никогда бы не изменилось; а изменения могут быть очень хорошими (хотя функционалисты выступают за постепенные, органические изменения, а не за радикальные). Органический процесс социальных изменений начинается с того, что общество позитивно реагирует на девиантное поведение. Постепенно девиантное поведение становится нормальным, и, помимо прочих изменений, это может привести к изменениям в законодательстве, например, к изменению отношения к гомосексуализму в 20 веке.

Дюркгейм утверждал, что слишком много или слишком мало девиаций плохо для общества, предполагая, что в обществе либо слишком много, либо слишком мало социального порядка и контроля. Например, он утверждал, что в доиндустриальном обществе было меньше девиаций из-за механической солидарности общества (характер экономики и общества означал, что социальные связи были очень тесными).

Возросшая изоляция и приватизированный характер современных индустриальных обществ увеличили вероятность девиаций. Дюркгейм также утверждал, что, когда общество претерпевает быстрые изменения (как, например, во время индустриализации), девиантность возрастает из-за того, что он назвал аномией: безнормность или отсутствие социального контроля и сплоченности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Э. Дюркгейм о социальных нормах и аномии

1.1. Понятия нормативного общества, социальных фактов, социальной солидарности

Проблема социального порядка и беспорядка, социальной нормы и социальной патологии была одной из главных для многих ранних социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, изучение самоубийств  все это разные способы решения одной и той же проблемы социальной гармонии.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность  это определенная целостность социальной жизни, коллективизм и одновременно высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, признаваемая всеми членами общества .

Для Дюркгейма социальная солидарность была важнейшим свойством всех обществ . Это была связь, которая объединяла индивидов. Те общества, которые управлялись коллективным сознанием, назывались механическими, а те, которые характеризовались специализацией, разделением труда и взаимозависимостью, назывались органическими.

Основная проблема для Дюркгейма заключалась в том, как происходит трансформация социальной солидарности и как определить ее состояние и степень.

Согласно Дюркгейму, к социальной солидарности следует относиться как к любому моральному феномену, то есть не поддающемуся прямому измерению . Чтобы получить представление о социальной солидарности, необходимо было заменить внутренний факт внешним показателем, который бы его символизировал. Дюркгейм решил использовать правовые кодексы в качестве индикаторов социальной солидарности.

Социальная солидарность более четко прослеживается в тех обществах, которые практикуют уголовное право. В этих группах существует четко определенный сознательный коллектив убеждений и чувств, разделяемых всеми членами общества. Наказание призвано защитить и подтвердить сознательный коллектив перед лицом действий, которые ставят под сомнение его границы. Репрессивные санкции имеют место в тех обществах, которые обладают механической солидарностью.

Главной целью закона считается удовлетворение возмущенных коллективных чувств. Когда общество становится более сложным и солидарность опирается на дифференциацию людей, в закон вступает новый мотив. Закон становится реституционным . Теперь забота заключается в восстановлении социальной системы до работоспособного состояния и возмещении нанесенного ущерба. Восстановительное право появляется в тех обществах, которые отражают органическую солидарность .

Социальная солидарность для Дюркгейма представляла собой совокупность убеждений и чувств, которые являются общими для среднестатистических членов общества. Эти убеждения имеют собственную жизнь .

Дюркгейм отмечает, что современное сложное общество не ведет неизбежно к дезинтеграции. Напротив, нормальным состоянием дифференцированного разделения труда является органическая стабильность. Все общества (как механические, так и органические) основаны на договоре, который предполагает наличие норм. Нормы представляют собой моральное обязательство членов общества. Без таких обязательств никакое общество не смогло бы функционировать упорядоченно.

Независимо от того, насколько сложным является разделение труда, общество не приводит к хаосу. Сотрудничество и моральные обязательства  это те узы, которые объединяют все общества. Критикуя Тонниса, Дюркгейм подчеркивает, что не существует абсолютного разрыва между механическим и органическим обществом .

Таким образом, верования и практики, по мнению Дюркгейма, идут рука об руку. Однако многие макросоциологи фокусируются только на практиках, игнорируя систему убеждений общества.

Действующие лица, которые верят в определенные вещи, могут не практиковать их, и наоборот. Если такой случай существует, то наше измерение показывает только одну часть солидарности. Настоящая солидарность возникает тогда, когда убеждения и практика группы согласуются друг с другом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы