Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Демократия: понятие и эволюция представлений о демократии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1 История зарождения и развития демократии 6
1.1 Зарождение демократии 6
1.2 Концепции демократии Новой эпохи 8
2 Понятие, функции и принципы современной демократии 14
2.1 Понятие и функции демократии 14
2.2 Принципы демократии 17
3 Формы демократии и предпосылки их образования 21
3.1 Формы демократии 21
3.2 Предпосылки образования форм демократии 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 30

 

  

Введение:

 

Современное осмысление демократии связано с политическим, социальным, экономическим, правовым, культурологическим измерениями общественного развития. Сегодня это общеупотребительное, значимое для многихсоциально-гуманитарных наук понятие, что, тем не менее, не означает исчерпаемости соответствующего научного дискурса или окончательного понимания его глубин. В научных кругах распространено толкование демократии как «народовластие», формы государственного устройства, характеризующейся наличием представительных учреждений и участием общественности в управлении государством, провозглашением политических свобод и равноправия граждан. В то же время существуют различные взгляды по ряду вопросов, которые непременно возникают в процессе исследования демократии. Вызовы XXI века, современные особенности развития человека, общества, государства выдвигают новые требования к существующим моделям и формам демократии.
Значимость проблем демократии объясняется непосредственной связью с бытием человека, с ее необходимостью быть участником процессов, происходящих в обществе, чувствовать, что от него зависит будущее. Анализ демократии как способа организации и управления политической жизнью обусловлен актуальной практикой формирования и развития демократической жизни российского общества. Этот выбор зафиксирован в политико-правовых документах, которые определили основной вектор развития России как федеративного государства. Между тем, переходное состояние общества характеризуется неустойчивостью демократических норм, что порождает проблемы их становления, что обусловлено: степенью готовности граждан к реализации демократических принципов; уровнем культуры и особенностями политической деятельности постсоветской элиты; степени влияния со стороны соседних государств на политический выбор России, навязыванием представлений о пути демократического развития, который не во всем согласуется с особенностями культуры и менталитета российского народа, распространением внутренними и внешними субъектами политики псевдодемократического популизма, технологий манипуляции политическим сознанием и поведением граждан. Все это противоречило реальным интересам российского народа, порождало политические конфликты, приводило к ценностным деформациям.
Изучая и заимствуя образцы демократического развития других государств, следует иметь в виду, что наиболее эффективной формой и концепцией демократии станет та, которая создана собственными усилиями и соответствует историческим, политическим, государственным традициям, присущим России как нации. Понятно, реализация последнего требует комплекса теоретических исследований. Отечественные эксперты нередко занимают полярные позиции от оптимистичных до крайне пессимистических в оценках демократических преобразований в России. Актуальным остается определение такой формы и концепции демократии, к которой стремится само общество, которая соответствует актуальным мировым вызовам; понимание и восприятие ее как ценности и как политической реальности.
Проблемы демократии анализировали такие известные отечественные и зарубежные теоретики, как Е. Албрастер, Г. Алмонд, Х. Арендт, Р. Арон, В. Андрущенко, Т. Андрущенко, В. Бабкин, А. Бабкина, В. Бех, В. Бортников, С Бульбенюк, Б. Барбер, Д. Белл, И. Берлин, Н. Боббио, М. Вебер, С. Верба, И. Варзар, К. Ващенко, М. Головатый, В. Горбатенко, Ф. Гайек, Д. Гёлди, Э. Гидденс, Е. Гутман, В. Денисенко, Н. Дмитренко, Л. Дайамонд, Р. Даль, Дж. Драйзек, Р. Инглегарт, Л. Зидентоп, Г. Зеленько, А. Карась, А. Картунов, А. Колодий, А. Кормич, В. Корниенко, В. Кремень, Н. Латигина, А. Лузан А. Лейпхарт, Х. Линц, Э. Макинтайр, Дж. Маклин, Э. Мак-Грю, М. Михальченко, Л. Нагорная, А. Новакова, М. Остапенко, В. Пазенок Р. Патнэм, К. Поппер, П. Рикер, Дж. Розенау, Дж. Ролз, Н. Ротарь, Ф. Рудич, С. Рябов, В. Савельев, А. Скрипнюк Дж. Сартори, А. Сен, Дж. Сорос, Д. Томпсон, Э. Тоффлер, А. Фисун , Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, С. Хантингтон, Л. Хоровиц, Ю. Шайгородский, Ю. Шемшученко, П. Шляхтун, В.Якушик, К. Ясперс и многие другие.
Вместе с тем, требуют дальнейшего развития теоретико-методологические основы изучения демократии в контексте современного политологического дискурса; исследования исторического генезиса и актуальных определений понятия, сущности и принципов демократии как способа политической организации жизни и управления обществом, основных механизмов практической реализации демократического управления обществом; проблемы демократизации политической жизни, ориентации на молодежь в этих процессах. Учитывая недостаточную разработанность этих вопросов, целью данной курсовой работы является выявление содержания понятия и эволюции представлений о демократии.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
— исследовать эволюцию взглядов на демократию в истории политической мысли и современных научных разработках;
— систематизировать и углубить методологические основы исследования понятия, функций и принципов современной демократии в системе современного политологического дискурса;
— раскрыть природу и сущность форм демократии и предпосылок их возникновения как способа политической организации жизни современного общества.
Объектом исследования является демократия; предметом — концептуальные основы демократии.
Курсовая работа опирается на такие методологические подходы: исторический, логический, комплексный, герменевтический, гуманистический, аксиологический, системный, структурно-функциональный анализ, индукции и дедукции.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ сущности и содержания феномена демократии позволил проследить эволюцию теоретических представлений о демократии, сложившихся в политической науке. Это позволило рассмотреть демократию как определенный порядок отношений между государством, гражданским обществом и отдельным гражданином, основанный на системе ценностей и идеалов соответствующего общественного устройства и демократического мировоззрения. Обоснована важность применения теоретических концепций в изучении демократизационных трансформаций в переходных обществах.
Исследуя феномен демократии, определены и проанализированы ее отдельные аспекта: чьи интересы представлены во власти; кто представляет интересы общества; какие принципы заложены в демократическую организацию общества и какими методами они реализуются. Это позволило осмыслить демократию как феномен, отражающий способ организации общества и функционирования политической власти. Демократия является открытой общественной системой с демократической политической культурой, сложившейся на демократических ценностях; способом организации общественного бытия, который создает благоприятные условия для жизнедеятельности и развития человека; способом организации политической власти в условиях социального расслоения и многообразия интересов. Сущность феномена демократии обусловлена не только пониманием прав и свобод отдельной личности, равенством всех перед законом, но и реальными отношениями между группами в обществе, различиями между людьми, обусловленные экономическим, социальным, политическим их статусом. Определено, что демократия как способ организации общества раскрывает политическую, экономическую, социальную, культурную зрелость общества, определяет его прогресс.
Исследование демократии позволило обосновать реализацию соответствующих принципов, среди которых: признание народа источником и сувереном власти, приоритет человека и равенство граждан перед законом, верховенство закона и распределение полномочий ветвей власти, политическую свободу и выборность органов управления, взаимная ответственность государства и гражданина демократии. Демократия выступает механизмом управления по совокупности соответствующих институтов, методов, средств, процедур деятельности как государственных, так и негосударственных структур, объединений граждан. Доказано, что демократия основывается на системе ценностей, составляющих ее содержание, и обеспечивается на основе конституционности, выборности, верховенства права, плюрализма и разделения властей. Определено, что демократизм и эффективность должны быть органично дополненными и взаимообусловленными.
Демократия меняется во времени в соответствии с закономерностями развития социально-политических отношений, а также в пространстве, ограниченном государством, группами государств, глобальными сетями связей.
Демократия одновременно провоцирует отдельные опасности или кризисные явления в обществе. Сейчас ее возможности еще не исчерпаны окончательно, что формирует почву для дальнейших научных исследований. Важной задачей сегодня является обеспечение соответствия демократическим формам новым общественным и научно-техническим вызовам будущего века. В науке это сказывается пролонгацией и новыми качествами дискуссий между сторонниками элитарной (с усилением роли государства) и плебисцитарный (с максимальным привлечением граждан к принятию решений) концепций демократий, а также формированием новых теоретических форм демократической организации.
Реальное осуществление народовластия, свободы, равенства, гласности, учета общественного мнения обеспечивает социалный баланс в обществе. Связь между этими категориями опосредуется объективными условиями, экономическим развитием, системой и статусом права в определенном обществе.
Реализация принципов демократизма, социально-правового государства является условием развитого гражданского общества, утверждением народа как источника и носителя власти. Само же демократическое общество должно иметь все основания для динамичного развития и цивилизационного развития. Демократизация общественной жизни в России имеет сложный и противоречивый характер. Хаотичность, непродуманность, несоответствие методов реализации стратегии развития российского общества, а также ряд внешних и внутренних факторов привело к кризисному состоянию.
Актуальными пока есть проблемы формирования демократической политической культуры общества, овладение навыками контроля за действиями власти. Кроме того, важным является осознание того, что общественная система и аппарат государственной власти являются взаимными катализаторами.
Важным шагом в направлении развития демократии является работа с молодежью.
Приоритетными в этом аспекте является политическое образование молодого поколения, общественно-патриотическое воспитание, а также пересмотр базовых основ молодежной политики. Новая демократическая модель молодежной политики должна включить в объекты организованные каналы общественно-политической жизни молодежи и процессы ее политического становления и развития.
Итак, демократия является многоплановым понятием, которое характеризует и политическую систему, основанную на равноправном участии граждан в управлении общественно-политическими процессами, и идеал общественного устройства, и мировоззрение, которое соответствует этому идеалу, и общественно-политическое движение за воплощение в жизнь этого идеала.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 История зарождения и развития демократии
1.1 Зарождение демократии

Государственные формы демократии известны уже в эпоху античности. Именно в древнегреческих полисах были сформированы основные понятия демократии: верховенство права, выборности органов власти и должностных лиц, участие граждан в процессах принятия государственных решений и тому подобное. Аристотель, например, определяет демократию как «правление всех», в отличие от аристократии («правление избранных») и монархии («правление одного»).
История древнегреческой демократии неотделима от истории Афинского государства. Демократическое развитие Афин началось с VI в. до н.э. по реформам Солона. Дальнейшая демократизация Афинского государства была связана с реформами Клисфена и Перикла.
Афинская демократия — это прямая, непосредственная демократия. Афиняне выбирали Совет четырехсот, а затем Совет пятисот (Буле), Суд присяжных (Гелий), утверждали или отвергали тех или иных претендентов на те или иные выборные должности. Однако все эти институты не имели самостоятельной власти, ибо были подчинены народному собранию и должны были действовать в рамках принятых ими законов. Афинская политическая система как наиболее прогрессивная для своего времени все же была демократией для меньшинства населения. Многие из ее современников относились к ней критически.
Следует отметить, что каждому историческому типу государства соответствовала своя форма демократии. При феодализме элементы демократии зарождались в форме представительных учреждений, ограничивавших абсолютную власть монархов, например, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, Военный Совет в Запорожской Сечи, Государственная Дума в России.
Прогресс в развитии демократии стал следствием утверждения капиталистических отношений и побед буржуазных революций в Англии, Франции, других странах. Ликвидация крепостного права, отмена феодальных привилегий обусловили появление комплекса демократических институтов и процедур, большинство из которых используется и сегодня.
На всех этапах общественного развития демократические системы в различных странах имели немного общего. Так, были заимствованы из античности два приоритета: «все равны» и «все должны участвовать в процессе принятия политических решений». Именно они легли в основу классической теории демократии Дж. Лока, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, которые дополнили их идеей «Общего блага для всех». Уже с конца XVIII века видное место в представлениях о демократии заняли либеральные ценности прав и свобод личности, конституционализма и законности. Демократия и права человека образовали универсальную основу конституционного государства, различные варианты которого были обязаны своим происхождением американской и французской революции [3, С. 57-59].
Мыслители Нового времени определили основные принципы и признаки демократии, составивших основу классической либеральной концепции демократии. Общие принципы и признаки — это суверенитет народа, верховенство права, обеспечение широких прав и свобод граждан, политический плюрализм, периодическая выборность органов власти, реализация принципа разделения властей, наличие гражданского общества, принятие решений большинством, соблюдение и охрана прав меньшинства. Главной идеей либерализма являются идеи индивидуальной свободы, именно поэтому на первое место в либеральной демократии выдвигается гражданская свобода из-за независимости личной жизни лиц от государственных властей.
Основанием для обеспечения гражданских свобод прежде всего является реализация личных прав и свобод человека: права на жизнь, свободу, счастье, сопротивления насилиям, право на собственности и свободные экономические деятельности, неприкосновенность жилья, тайну переписки, свободу передвижения и выбора места жительства и тому подобное. А наличие политических прав и свобод дает возможность гражданину участвовать в формировании представительных органов государственной власти, влиять на процесс разработки, принятия и осуществления политических решений.
С одной стороны, каждая демократическая система в реальной политической жизни базируется на общих принципах и признаках, с другой — имеет специфические черты. Либерализм возникает и развивается в русле идеологии буржуазии. Концепция классической либеральной демократии отражала интерес данного общественного класса. Абсолютизация свободы личности, которая присуща либерализму вызывает социальную поляризацию, обострение социального противостояния, политическую нестабильность и тому подобное.
Преодолением этих недостатков занимались уже ученые Новой эпохи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы