Курсовая теория на тему Демократический политический режим.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
построения демократического политического режима. 5
1.1.
Понятие, сущность и классификация политических режимов. 5
1.2.
Содержание демократического политического режима. 10
Глава 2. Особенности
демократического политического режима в России. 16
2.1.
Анализ демократического политического режима в России. 16
2.2.
Проблемы демократического политического режима. 19
2.3.
Перспективы реализации механизмов электронной демократии. 22
Заключение. 27
Список использованных
источников. 29
Введение:
На протяжении всей своей истории человечество
находилось в поиске оптимальной формы государственной власти. Проблема
формирования демократического государства в настоящее время по-прежнему
актуальна, несмотря на то, что осознавалась демократически настроенными
деятелями России еще с середины XIX в., с эпохи Великих реформ.
Вместе с тем, утверждать о наличии достаточно
развитого механизма, регулирующего реализацию основ демократии, в настоящее
время не представляется возможным, что подтверждается как публикациями
представителей научного сообщества, так и высказываниями государственных
должностных лиц и экспертов в области государствоведения.
Объектом исследования курсовой
работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе развития демократического
политического режима.
Предмет исследования курсовой работы — юридические
основы демократического
политического режима.
Цель курсовой работы заключается в анализе
особенностей демократического
политического режима.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие
задачи курсовой работы:
— раскрыть понятие, сущность и
классификация политических режимов;
— изучить содержание
демократического политического режима;
— провести анализ демократического
политического режима в России;
— выявить проблемы
демократического политического режима;
— определить перспективы
реализации механизмов электронной демократии.
Методологическую
основу курсовой работы составляют
диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ
фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется
системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов
эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический,
сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция
РФ[1],
федеральные законы РФ и др.
Эмпирическая основа курсовой работы. Автором изучены
учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные
статьи российских и зарубежных исследователей, а также материалы судебной
практики[2].
Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая
и практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и
конкретизируют проблемы демократического политического режима.
Структурно курсовая работа состоит из введения [1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами
Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30
декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №
2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. —
№ 31. — Ст. 4398. [2] Постановление ЕСПЧ от 12.06.2014 Дело "Примов и
другие (Primov and Others) против Российской Федерации" (жалоба N
17391/06) По делу обжалуется жалоба заявителей на необоснованность их
задержания и заключения под стражу, а также на отказ властей разрешить //
https://12.xn--b1aew.xn--p1ai/document/3199160; Постановление ЕСПЧ от
07.02.2017 "Дело "Лашманкин и другие (Lashmankin and Others) против
Российской Федерации" (жалоба N 57818/09 и 14 других, см. приложенный
перечень) // Российская хроника Европейского Суда. – 2018. — N 1; Постановление
ЕСПЧ от 04.10.2016 "Дело "Ярослав Белоусов (Yaroslav Belousov) против
Российской Федерации" (жалобы N 2653/13 и 60980/14) // Российская хроника
Европейского Суда. – 2017. — N 2; Решение Абаканского городского суда
(Республика Хакасия) № 2-288/2019 2-288/2019(2-7450/2018;)~М-7710/2018
2-7450/2018 М-7710/2018 от 20 февраля 2019 г. по делу № 2-288/2019 // СПС
«СудАкт»; Решение Белгородского районного суда (Белгородская область) №
2-224/2019 2-3239/2018 от 30 января 2019 г. по делу № 2-224/2019 // СПС
«СудАкт»; Решение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
№ 12-260/2019 5-84/2019 от 12 марта 2019 г. по делу № 12-260/2019 // СПС
«СудАкт».
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и
выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы
и предложения в рамках представленной темы.
Политический режим – это главное политико-правовое
явление современности. Именно политический режим обозначает характер реализации
политической власти, взаимодействие «государство–общество–личность», гарантии
реализации основных прав человека и многое другое. В политической науке принято
выделять три основных политических режима: тоталитарный, авторитарный и
демократический.
Стремление
развивать демократические ценности: уважение к закону, правовое образование,
плюрализм, может позволить в нашей стране демократическое государство. И тогда
мы никогда не увидим в наших городах то, что происходит сейчас в некоторых
странах запада. Ведь наличие несправедливости и воровства никогда не сделают
страну наиболее успешной в своих целях, достижениях. Ведь наша страна должна
процветать и быть развитой во всех сферах общественной жизни.
Конечно,
на сегодняшний день, в демократических государствах существует ряд проблем, но
большинство этих проблем разрешаться, если граждане будут заинтересованы в политических
процессах и будут принимать активное участие в жизни общества. Граждане должны
беспрекословно подчиняться закону, чтобы обеспечить продвижение к правовому
государству и гражданскому обществу.
Глядя
на прошлое, можно сказать, что Россия во времена 90-х годов потерпела ряд
несправедливостей, люди не могли найти работу, чтобы прокормить себя и одеть, а
к началу XXI века, с приходом к власти В.В. Путина, путем тайного голосования,
страна изменилась в лучшую сторону, то есть люди находили работу, тем самым у
них появлялись деньги на одежду, еду и т.д. И поэтому, народ, избирая того или
иного главу государства, надеются на хорошее будущее и миром над головой.
Провозгласившая
демократические принципы Конституция РФ не сделала Россию демократическим
государством, да и не могла сделать с учетом исторического опыта, ментальных
установок и иных факторов. В то же время она заложила важные основы, дала
сформироваться росткам, которые должны взойти на российской почве, правда путь
их укоренения очень непрост, требует больших затрат как со стороны общества,
так и со стороны государства.
Современные
демократии находятся на определенном кризисе, намечается тенденция усиления
авторитарных признаков в подобных государствах. Наблюдается ужесточение норм,
регулирующих отношения в сфере средств массовых информаций, что приводит к
большему контролю на тем, что транслируется населению. Помимо этого, властные
круги стремятся разрушить политическую легитимность и образ своих оппонентов,
привлекая их к юридической ответственности, компрометируя их общественную и
личную жизнь. Наконец, меняется законодательство, регулирующую один из самых
мощных инструментов демократии — референдум: увеличивается количество оснований
для признания голосования незаконным, уменьшается круг вопросов, по которым
может проводится референдум в целях узурпации своей власти.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий способствует
достижению подлинной демократии. Информационное общество создает новые
возможности и механизмы для расширения демократического участия граждан,
сокращения разрыва между народом и элитой, способствует установлению диалога
между властью и обществом и повышению прозрачности и подконтрольности
политических процессов; обеспечивает гарантии соблюдения прав и свобод.
Электронная демократия дает надежду на формирование справедливого общества,
направленного на всестороннее развитие каждого человека.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы построения демократического политического режима
1.1. Понятие, сущность и
классификация политических режимов Политический режим — это составляющая формы
государства, форма установленной политической системы государства, с
характерными целями, способами и средствами воплощения политической власти[1].
Дискуссии относительно определения дефиниции «политический
режим» до сих пор актуальны, несмотря на наличие многочисленных трудов и
исследований на данную тематику. Тем более что в разные времена термин
«политический режим» ученые наполняли различным содержанием. Это обусловлено
сложностью самой конструкции понятия, которое рассматривается как с точки
зрения теории, так и с точки зрения практики.
В научной литературе существует несколько подходов к понятию
политического режима. Представим условно все имеющиеся определения в трех
основных направлениях.
Первое направление — оно определяет политический режим как
самостоятельный элемент формы государства, при этом не сводимый только к
деятельности государства. Например, Лебедев В.А. и Киреев В.В. считают, что
чаще всего понятия «политический» и «государственный» режимы в рамках данной
модели тождественны[2].
Представитель второго подхода — С.А. Кареева, разделяет
понятия «государственный» режим и «политический» режим, так как считает
государственный режим конкретным проявлением государственной организации,
которое выражается в состоянии и характере демократии и политической свободы в
обществе[3].
Сторонники третьего подхода видят государственный режим в
виде части политического, более широкого, более объемного режима в разрезе
существования легитимного и нелегитимного режима (например, М.В. Баглай)[4].
Многие ученые[5] определяют политический
режим как систему приемов, методов, форм и способов осуществления политической
власти в обществе всеми политическими институтами, включая государственные.
По мнению Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснова[6],
политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое
политическое состояние в обществе, которое складывается в результате
взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования
всех политических институтов и характеризуется демократизмом или
антидемократизмом.
А.С. Пиголкин и Ю.А. Дмитриев[7] определяют
политический режим как совокупность приемов и методов, с помощью которых
государственные органы осуществляют принадлежащую им власть.
С.В. Бошно[8] предлагает определять
политический режим как систему методов и способов осуществления государственной
власти, а также как определенную форму государственного властвования.
М.Н. Марченко[9], определяет данный
институт как совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или
слоями общества методов и способов осуществления государственной власти.
Политический режим определяют, как совокупность политических
отношений, средств и методов, применяемых властями, отношения государства и
общества, форм идеологии, социальных, классовых взаимоотношений, состояния
политической культуры[10].
Западные исследователи в рамках институционального подхода
отождествляют понятие «политический режим» с понятиями «форма правления» или
«форма государственного устройства». Неоинституционалисты определяют
политический режим как способ упорядочения, легитимизации политической системы.
Ряд ученых отождествляют политический режим с политической системой[11].
Политический режим гораздо шире по отношению к
государственному режиму, который представляет собой основной элемент
политического режима и включает методы осуществления политической власти органами,
образующими механизм государства.
Политический режим дает ответ на вопросы о том, каково
отношение государства к демократическим свободам в обществе, к основным правам
граждан[12].
Тоталитарный политический режим («тоталитаризм»
от латинского totalis — целый, полный) заключается в установлении абсолютного
(тотального) контроля всех аспектов жизни общества. Сущность рассматриваемого
политического режима можно охарактеризовать словами исследователя Ничто
человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей [1] Скреля К.Ю. Понятие, виды и особенности политических
(государственных) режимов // Юридические науки: проблемы и перспективы:
материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань: Молодой
ученый, 2020. — С. 1-4. [2] Лебедев В.А., Киреев В.В.
Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. —
2007. — № 5. — С. 10. [3] Кареева С.А. Политический режим как элемент
формы государства (теоретико-правовое исследование): Автореф. … канд. юрид.
наук. — Саратов, 1997. – С.17. [4] Конституционное право за рубежных стран
/ Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. — М.: НОРМА, 2004. –
С.117. [5] Масюкевич О.П. Теория государства и
права: Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков
и К», 2017. – С.403; Матузов Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права:
Учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юристъ, 2015. – С.255. [6] Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория
государства и права: учеб. пособие. 2-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма,
2018. – С.350. [7] Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. Теория
государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. — М.: Юрайт-Издат,
2014. – С.174. [8] Бошно С.В. Теория права и государства:
учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2018. – С.155. [9] Марченко М.Н. Теория государства и права
/ М.Н. Марченко. — Москва: Проспект, 2015. – С.207. [10] Попова Ю.В. О типологическом соответствии
современного российского политического режима // Вестник Омского университета.
Серия: Исторические науки. — 2019. — № 4 (24). — С. 175-181. [11] Макроменко В.Д. Политический режим в
современной теории государства и права // В сборнике: Основные
экономические и социальные аспекты Концепции "Индустрия 4.0". Диалог
Европа — Россия сборник материалов Международной научно-практической
конференции. — 2018. — С. 109-111. [12] Деревянко В.А. Трансформация
политических режимов в поставторитарную эпоху // В сборнике: Аспирантские
тетради Сборник научных статей. — Воронеж, 2019. — С. 49-51.
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы понятия демократии 6
1.1 Демократия: определение и происхождение. Основные характеристики и типы демократии 6
1.2 Принципы современного демократического правления 9
1.3 Демократические институты и участники 12
2. Элементы демократического государства и общества 18
2.1 Политический плюрализм. Демократическое участие 18
2.2 Выборы. Верховенство закона 21
2.3 Права человека и свободы личности в условиях демократии 26
2.4 Демократия как ценность 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Введение:
Под демократией часто понимают политический режим определенного типа, для которого характерно формальное равенство участия в принятии решений. В настоящее время политический режим является часто используемым, но не полностью прозрачным понятием.
В своем стремлении внести ясность в термин посредством концептуального анализа его использования в сравнительной политике Герардо Мунк пришел к следующему определению: «концепция политического режима, лежащая в основе повестки дня анализа режима, определяется, с одной стороны, процедурными правилами, будь то формальными или неформальными, которые определяют число и тип субъектов, которым разрешено получать доступ к основным государственным должностям, методы доступа к таким должностям и правила, которые за этим последовало принятие публично обязательных решений и, с другой стороны, стратегическое принятие этих правил всеми основными политическими акторами и отсутствие нормативного отклонения этих правил каким-либо крупным политическим актором ».
Как следует из этого обобщающего определения, политический режим — это расположение отношений между политическими институтами и субъектами, изучаемыми как на эмпирическом, так и на нормативном уровне. Это относится не только к политической системе, но относится к ней в первую очередь. Политический режим относится к неполитическим компонентам более широкой социальной системы только в той степени, в которой они поддерживают отношения к самой политической системе. Например, религиозное измерение общества становится актуальным для политического режима только в той степени, в которой религиозные факторы являются неотъемлемым аспектом политических правил игры, как это может случиться в странах, где по традиции или закону только приверженцы некоторые религии могут занимать посты премьер-министра или членов кабинета.
Если рассматривать ее как тип политического режима, демократия является одним из возможных механизмов (или, скорее, набором подобных механизмов, поскольку существует много видов демократии) отношений между политическими субъектами и институтами, которые очень слабо связаны с более широким социальным контекстом. Он достаточно разумно определяет свойства политической системы, но, я хочу утверждать ниже, он не говорит нам много конкретных вещей, в том числе очень важных, об обществе, в котором существует демократический режим. Безусловно, в традиции демократии как политического режима политический режим не рассматривается как полностью независимый от общества, и, начиная с таких классических исследований, как «Политический деятель» Мартина Сеймура Липсета (1960), существует огромная литература по социальным предпосылкам демократии. и другие политические режимы. Однако в этом направлении социальные условия демократии являются внешними по отношению к демократии, а не являются ее неотъемлемой частью. Такие социальные факторы, как богатство общества, анализируются Липсетом или, совсем недавно, Адамом Пржеворским и соавт. (2000), являются благоприятными условиями демократии, но они не рассматриваются как потенциальные элементы демократии.
Гражданское общество является не менее двусмысленным понятием, чем сама демократия. Чарльз Тейлор (1995), Виктор Перес-Диас (1999) и Майкл Уолцер (1998) были одними из первых, кто предложил классификацию различных пониманий гражданского общества, которые соответствуют различным политическим программам и нормативным представлениям о хорошей жизни. Взгляды Геллнера и Айзенштадта на гражданское общество могут служить основой для теоретического видения демократии как типа общества.
Целью работы является изучение сущности и особенностей демократического политического режима в современном мире.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы понятия демократии
2. Проанализировать элементы демократического государства и общества
Объект работы — демократический политический режим.
Предмет работы — особенности определения и применения на практике демократического политического режима различными государствами.
Методологическую основу работы составляет метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения, сравнения, также в работе использован систематический подход.
Заключение:
Демократический режим это государственный строй, основанный на развитом гражданском обществе. Его сущность реализация народовластия в различных формах, обеспечение прав и свобод человека, господство закона.
Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса.
Опыт истории учит, что демократия благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях в периоды войн, острых кризисов и т.п. Переход к ней требует постепенности, длительного промежутка времени.
Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и демократические ценностные ориентации граждан, уважения ее достоинства, фундаментальных прав и свобод, независимости мышления. Он нуждается в свободе информации и плюрализма общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.
Для Демократического режима характерны следующие признаки:
1) Принятием «либеральных ценностей» закреплением их в законодательство и их соблюдение и охране.
2) Отдельно выступает теория индивидуализма – признание личности как высшей ценности.
3) Основой является гражданское общество, построенное на основах самоорганизации, способное ограничить власть.
Задача демократического режима заключается в обеспечении гарантий выполнения перечисленных признаков.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы понятия демократии
1.1 Демократия: определение и происхождение. Основные характеристики и типы демократии
Концепция демократии прослеживается древними греками и, в частности, городом-государством Афины в пятом веке до нашей эры. Слово «демократия» происходит от греческого слова «demos», означающего «люди», и «Kratos», означающего власть или правило. Таким образом, под прямым переводом демократия означает «правление народа», хотя изначально греки использовали его для обозначения бедных или масс. Перикланские Афины, названные в честь своего самого знаменитого лидера, вдохновили поколения более поздних политических теоретиков, государственных деятелей и простых людей. Все же многие аспекты афинской демократии кажутся странными и незнакомыми для современных глаз. Центральный политический институт в Афинах в шестом и пятом веках до н.э. Ассамблея обычно состояла из 5000-6000 членов и была открыта для всех взрослых граждан, за исключением женщин, рабов и иностранцев. Простым большинством голосов Ассамблея может принять решение практически по любому внутреннему вопросу без каких-либо правовых ограничений. Пожалуй, самым примечательным был тот факт, что лидеры Афинского собрания не были избраны, а избраны по жребию, поскольку афиняне считали, что любой гражданин способен занимать государственные должности.
Проблема с демократией заключается в ее самой популярности, популярности, которая угрожает уничтожению термина как значимой политической концепции. Будучи почти повсеместно расцененным как «хорошая вещь», демократия стала использоваться как нечто большее, чем «ура»! слово », подразумевающее одобрение определенного набора идей или системы или правила. По словам Бернарда Крика (1993), «демократия, пожалуй, самое смешное слово в мире общественных дел». Термин, который может что-то значить для кого-либо, может вообще ничего не значить.
Ниже приведены некоторые значения, которые были связаны с понятием демократии:
• Система правления бедными и обездоленными;
• Форма правления, при которой люди управляют собой напрямую и непрерывно, без необходимости в профессиональных политиках или государственных чиновниках;
• Общество, основанное на равных возможностях и личных заслугах, а не на иерархии или привилегиях;
• Система благосостояния и перераспределения, направленная на сужение социального неравенства;
• Система принятия решений, основанная на принципе правления большинства;
• Система правил, которая защищает права и интересы меньшинств путем установления контроля над властью большинства;
• Средство заполнения государственных должностей посредством конкурентной борьбы за народное голосование;
• Система правления, которая служит интересам людей независимо от их участия в политической должности [7].
Рабочее определение демократии в этом документе будет «формой правления, при которой власть и гражданская ответственность осуществляются всеми взрослыми гражданами прямо или косвенно через их свободно избранных представителей».