Курсовая теория на тему Декоративно-прикладное творчество древних башкир
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА 5
1.1. Декоративно-прикладное творчество: понятие, виды и особенности художественного языка 5
1.2. Основная проблематика декоративно-прикладного творчества 8
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДРЕВНИХ БАШКИР 11
2.1. Резьба и роспись по дереву 11
2.2. Башкирский орнамент в росписи 13
2.3. Тиснение на коже 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Введение:
Актуальность темы исследования. Традиционные промыслы – неотъемлемое достояние и национальное богатство народов Республики Башкортостан, одна из форм народного творчества. «Народные промыслы – это, прежде всего состояние души» – так сказал один из глав Башкортостана Рустэм Хамитов. В Республике Башкортостан около тысячи человек занимаются изготовлением изделий народных промыслов и ремесел. В различных уголках Башкортостана можно встретить уникальные изделия народного промысла, изготовленные руками людей, бережно хранящих историю и традиции своего народа.
Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.
Изобразительное искусство башкир было весьма разнообразно как по технике выполнения, так и по мотивам. Для него одной из самых характерных была техника аппликации и связанные с ней мотивы.
Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию разных народных ремесел. Это открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.
В искусстве каждого народа есть свои традиции, свой самобытный, исторически сложившийся орнамент, являющийся важным и своеобразным слоем художественной памяти народа и его символико-графическим языком. Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как другого народа, уходят вглубь веков. Это и обуславливает актуальность данной работы.
Объект исследования – культура Башкортостана.
Предмет исследования – декоративно-прикладное творчество древних башкир.
Цель работы – теоретически рассмотреть декоративно-прикладное творчество древних башкир.
Задачи:
рассмотреть декоративно-прикладное творчество: понятие и особенности художественного языка;
проанализировать проблематику декоративно-прикладного творчества;
изучить резьбу и роспись по дереву древних башкир;
рассмотреть башкирский орнамент в росписи;
рассмотреть тиснение на коже.
Теоретическую основу составили работы следующих исследователей К.Г. Вагнер, В.М. Василенко, С.А. Авижанская, Н.В. Бикбулатов, Р.Г. Кузеев, С.Н. Шитова .
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут быть использованы студентами и преподавателями на лекциях, семинарах и практических занятия.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Полный объем работы – 20 страниц, список использованных источников и литературы включает 20 наименований.
Заключение:
Декоративно-прикладное искусство башкир – раздел изобразительного искусства башкир, включающий в себя разные области творческой деятельности, направленной на изготовление художественных изделий бытового, ритуально-обрядового назначения – одежда, обувь, домашняя утварь, мебель, ткани, орудия труда и др.
Виды декоративно-прикладного искусства различаются по используемому материалу (дерево, керамика, кости, кожа, металл, текстиль), технике изготовления (чеканка, выжигание, вышивка, резьба, роспись, литьё).
Предметы декоративно-прикладного искусства связаны с духовной и материальной культурой башкир, их укладом жизни, обычаями, традициями, окружающей природой. Декоративно-прикладное искусство разделяется на традиционное народное творчество, включающее промыслы, ремесла и профессиональное искусство мастеров. До 20 века у башкир бытовало в основном традиционное народное творчество.
Симметричные узоры можно найти почти на всех предметах башкирского быта. Специальный узор-оберег наносили на рукава, воротник и подол одежды, а орнаменты на стенах и декоративных элементах не пускали в дом злых духов.
Особое значение имел цвет башкирского орнамента. Яркие сочетания строились с помощью контраста сильных и чистых оттенков. Преобладали красный, желтый, черный, зеленый, белый, синий и коричневый цвета. Их башкиры ассоциировали с плодородием, солнцем и красотой окружающего мира.
Башкирский орнамент может располагаться по краям предмета, отдельными розетками, или сплошной сеткой. Часто эти приемы используются одновременно. В центре ткани располагаются крупные элементы, а по бокам – повторяющие друг друга мелкие элементы.
Историческое развитие башкирского прикладного искусства не было ровным: оно переживало периоды подъёма и спада. Необычайно богатый башкирский орнамент вобрал в себя лучшие и наиболее устойчивые орнаментальные традиции многих тюркских, монгольских, финно-угорских, а в древности сибирских и иранских племён и народностей, участвовавших в сложном процессе этногенеза башкирского народа. Бедность же сюжетных мотивов в орнаментике башкирского искусства связана с разрушительным влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа. В XVII-XIX вв. благотворное воздействие на изобразительное творчество башкир оказала братская дружба с русским, татарским и другими народами края.
Многонациональное крестьянство Башкирии, общаясь в процессе трудовой деятельности, совместно выступая против социального гнёта, заимствуя друг у друга навыки и опыт различных производств, постепенно вырабатывало и общие, межэтнические традиции в изобразительном искусстве. Позже на декоративно-прикладное искусство башкир, как и других народов России, губительно сказалась капиталистическая промышленность, развитие которой вызвало кризис художественной культуры конца XIX – начала XX в. Именно в этот период полностью исчезли те виды башкирского прикладного искусства, которые были связаны с предметами быта, вытесненными массовой фабрично-заводской продукцией.
Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом – причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1. Декоративно-прикладное творчество: понятие, виды и особенности художественного языка
Декоративно-прикладное творчество – популярный вид творческой деятельности. Его произведения могут иметь не только эстетическую ценность, но и практическое применение. В рамках этого творчества можно создавать прекрасные композиции и изделия, а также украшать ткани или другие материалы. А самое лучшее в этом искусстве то, что оно подходит для многих целей – от детского досуга до профессиональной работы .
Традиции в области народных художественных промыслов включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте – художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура, а также накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов.
Народное декоративно-прикладное искусство, является неотъемлемой частью традиционной народной культуры, и потому оно несёт в себе не только эстетические закономерности и воззрения предыдущих поколений, но и богатое духовное содержание, отражающее мировоззрение наших предков.
Содержание народного искусства нужно понимать в целом, в его мировоззренческой сущности. Оно, наравне с фольклором, танцами, музыкой, отражает представления народа о мироздании, природе, красоте и гармонии, круговороте жизни природы и человека. Естественно, что народное искусство многие века существовало и развивалось не само по себе, а в сложной системе всего бытового уклада жизни народа, с особенностями его труда и хозяйства, пронизанными верованиями и обрядами. Однако орнамент народного искусства никогда не был «чистым узорочьем». Человек делал первые попытки разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Привлечь к себе силы добра и защититься от зла человек пытался с помощью своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками.
Предмет деятельности художника декоративно-прикладного искусства определяет особенности творческого метода. Чаще всего для обозначения этих особенностей используют три основных термина: абстрагирование, геометризация, стилизация.
Абстрагирование (лат. abstraction — «отвлечение») предполагает отвлечение декоративного изображения от конкретной предметно-пространственной природной среды, поскольку роль такой среды, в отличие от станкового искусства, берет на себя декорируемая поверхность. Отсюда принципиальная условность декоративной изобразительности, в которой легко могут совмещаться различные моменты времени и пространства. Об этом убедительно писал знаток русской керамики Р.А. Степучев, отмечая в качестве основополагающего принципа декоративной композиции «отсутствие единства места, времени и действия» .
В частности, декор, расположенный на объемной форме сосуда, взаимодействуя с криволинейным пространством его поверхности, располагается в зависимости от «географии» предмета, а не согласно обыденным представлениям. Кривизна, цвет и фактура декорируемой поверхности, например белый фон в росписи фарфора или фаянса, одинаково легко могут обозначать воду, небо, землю или воздух, но, прежде всего – эстетическую ценность поверхности как таковой. Л.В. Беловинский писал о том, что роспись древнегреческого килика (чаши) надо рассматривать, поворачивая сосуд в руках .
Стилизацией в самом общем значении термина называют намеренное, сознательное использование художником форм, способов и приемов формообразования, ранее известных в истории искусства.
Стилизацию мотива можно рассматривать в качестве частного случая декоративной стилизации, поскольку усилия художника направлены на включение отдельного произведения, его фрагмента или стилизуемого мотива в более широкое композиционное целое (что соответствует общему смыслу понятия декоративности). Используя метод целостной стилизации, художник мысленно переносится в иную эпоху, декоративной – стремится органично мыслить в уже сложившейся вокруг него 27 предметно-пространственной среде. Первый метод мы назвали методом временной стилизации, а второй можно именовать пространственным.
Понятно, что метод декоративной стилизации наиболее полно проявляется в декоративном искусстве и, в частности, в искусстве зрелищного плаката и книжной иллюстрации, хотя существуют исключения. Так замечательный живописец и рисовальщик А. Модильяни строил нежную выразительность образов на откровенной стилизации линии и гиперболизации формы, а его «маски» стилизуют африканские образцы.
Плотность, насыщенность изображения, преобладание фигур над фоном также способствуют декоративности. В изобразительном искусстве сравнение осуществляется на основе геометризации. Замечательными образцами таких сравнений являются произведения «звериного стиля». Этот стиль доминировал в изделиях «малых форм» на огромных пространствах Евразии от Нижнего Дуная, Северного Причерноморья и Прикаспийских степей до Южного Урала, Сибири и северо-западной части Китая в VII–IV вв. до н. э.
Классическими примерами уподобления формы формату являются композиции в круге, в частности композиции донцев древнегреческих киликов – круглых широких чаш на ножке с двумя горизонтальными ручками по бокам. Из таких чаш пили вино, разбавленное водой. В античных домах, в перерывах между симпосиями (пирами) килики обычно подвешивали за одну из ручек к стене. Поэтому росписи располагали с наружной стороны чаши, по окружности, чтобы они были хорошо видны.
Декоративно-прикладное искусство включает множество всевозможных разновидностей, которые можно сгруппировать по следующим основным критериям:
функциональному назначению (изготовление утилитарных изделий, украшений, или вещей, имеющих как декоративное, так и практическое предназначение);
способу производства (массовое, серийное или индивидуальное);
используемым материалам (древесина, камень, текстиль, керамика, стекло, металл);
предмету производства (декор, одежда, снаряжение, посуда, игрушки, мебель);
технологии обработки материала (резьба, литье, роспись, плетение, шитье, наклеивание).