Курсовая теория на тему Декоративно-прикладное искусство Прикамья как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Диагностика детей старшего дошкольного возраста на предмет уровня знаний, заинтересованности и отношения к народной культуре 6
2. Проект приобщение к народной культуре посредством ДПИ Прикамья 11
3. Рекомендации по реализации проекта 23
Список литературы 28
Приложения 32
Введение:
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью — подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.
Социальное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения. В нем и приобщение к культуре, как системе открытых проблем, и ее освоение, и созидание связаны с реализацией субъектной самости индивида и его культуро-творческой функции.
Однолинейность социального развития, отождествляемого с усвоением и интериоризацией ценностей культуры и доминирующая во многих современных программах, приводит к обеднению сути самого процесса, к ограничению творческих возможностей развивающейся личности, становления ее субъектной деятельности. Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы воспитания творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Одним из наиболее важных средств патриотического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность нaродного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
Нынешние исследования раскрывают различные аспекты приобщение детей к нaродной культуре через использование народного декоративно-прикладного искусства и фольклорных творений в художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Я Шпикалова, А.П. Усова и др.), приобщение детей к культурным ценностям кaк основы развития их творчества (Е.Н. Дмитриева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Е.А. Флёрина и др.).
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством декоративно-прикладного искусства ориентировано на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимость и индивидуальность.
Объект исследования – процесс приобщения старших дошкольников к истокам народной культуры.
Предмет исследования – приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством декоративно-прикладного искусства Прикамья.
Цель исследования – разработать проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством декоративно-прикладного искусства Прикамья.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности диагностики детей старшего дошкольного возраста на предмет уровня знаний, заинтересованности и отношения к народной культуре.
2. Разработать проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством декоративно-прикладного искусства Прикамья.
3. Составит методические рекомендации по реализации проекта.
Методы исследования: проектирование образовательного процесса, обобщение результатов, анализ психолого – педагогической литературы.
Теоретико – методологические основы исследования:
— Педагогические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре: Адаскина О.Н., Батурин Г.И., Данилина Г.Н., Лотман Ю.М., Лунина Г.В., Любимова И.В.
— Особенности формирования знаний о народной культуре у детей старшего дошкольного возраста: Дьяченко О.М., Коломийченко Л.В., Фадеев С. Б., Матюхина М.В., Субботина Л.Ю.
— Сущность и особенности педагогического проектирования: Вентцель Е.С., Джонс Дж.К., Колесникова И. А., Полат Е.С.
Элемент новизны: разработан проект, направленный на приобщение старших дошкольников к народной культуре посредствам декоративно-прикладного искусства.
Заключение:
Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий. На смену традиционному образованию (которое сводилось к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение.
Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольника. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого. Мастер народной игрушки присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры. Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие). Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.
Наиболее высоким педагогическим потенциалом обладает уникальный вид декоративно-прикладного искусства – народная игрушка, – поскольку она носит интерактивный (игровой) характер и доступна для освоения на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).
Фрагмент текста работы:
1. Диагностика детей старшего дошкольного возраста на предмет уровня знаний, заинтересованности и отношения к народной культуре
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Народное искусство относится к важнейшему историко-культурному достоянию русского народа. Знакомясь с разнообразием и богатством изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи, обогащается не только познавательный опыт ребенка, но и его эмоциональный мир. Дети учатся уважать труд художника-мастера, ценить культурные региональные традиции, учатся трудолюбию, на примере непосильного труда и творчества народных мастеров. Учатся понимать красоту, в привычных на первый взгляд предметах. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и ценностно-смысловое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства региона, в котором родился и растет ребенок, имеет большое воспитательное значение. Такое знакомство способствует формированию нравственных качеств и эстетических чувств, воспитывает уважительное отношение к народным мастерам и художественным традициям.
Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям, необходимо провести диагностику.
Цель диагностики: определить представления и особенности отношения детей к народной культуре, оценить проявления активности и любознательности.
Задачи:
1. Изучить интерес у детей старшего дошкольного возраста к народной культуре.
2. Определить своеобразие представлений о народной культуре у детей старшего дошкольного возраста, к некоторым составляющим ее материальной и духовной культуры.
3. Выявить желание детей отражать вышеназванные представления в разных видах деятельности.
Методика представляет собой модифицированный вариант диагностики Акуловой О. В. (Мониторинг программы «Детство»).
Задание 1
Индивидуальная беседа с ребенком по иллюстрации. «Русская изба»
Цель: определить своеобразие представлений о традиционных предметах быта, одежды, занятий.
Стимульный материал: сюжетная картинка интерьера русской избы с предметами быта: чугунный утюг, ухват, русская печь, прялка, сундук, лавка, веретено и т. д. и людьми в народных костюмах.
Предъявление задания:
1. Рассмотри картинку и расскажи, что ты на ней видишь? Как ее можно назвать?
2. Какие предметы тебе знакомы? Назови.
3. Чем занимаются люди (прядет, вышивает, играет)?
4. Назови, во что одеты?
5. Покажи, где прялка, шкатулка, и т. д., где их можно встретить в наше время?